Станет ли Марс вторым домом для землян?

Космический корабль для полёта к Марсу. Лекция про Марс в планетарии

Александр Хохлов показывает, каким мог бы быть космический корабль для полёта к Марсу на ракете «Энергия». Основной прототип корабля имел форму летающей тарелки. Фото: Галина Соловьёва

В Екатеринбурге прошёл фестиваль науки «Кстати». Одним из самых интересных и популярных его событий оказалась лекция «Станет ли Марс нашим вторым домом?» в Екатеринбургском планетарии: на неё пришло в два раза больше людей, чем вмещает помещение. Популяризатор космонавтики и бывший сотрудник Центра управления полётамиАлександр Хохлов рассказал, когда люди высадятся на Марс и как уральцы участвуют в подготовке к экспедиции на Красную планету.

Так далеко и … близко

Марс всегда пленял людей своей недоступностью и загадочностью. Неведомый мир манил и писателей. Но если англичанин Герберт Уэллс сделал четвёртую планету от Солнца местом обитания враждебных пришельцев, то Алексей Толстой в своей повести 1937 года «Аэлита» создал на Марсе подобие земного общества. Он же описал прообраз космического корабля для полёта к Марсу: яйцеобразный аппарат с реактивной тягой, похожий на ракету, скорость которого достигала 500 вёрст в секунду или около двух миллионов километров в час. С такой скоростью при минимальном расстоянии от Земли до Марса в 56 миллионов километров добраться до Красной планеты можно за сутки, что невозможно даже при нынешних технологиях.

Советские и российские космические миссии по изучению Марса
Россия запустила первые космические аппараты к Марсу ещё в начале 1960-х годов. Россияне отправятся на планету спустя век. Фото: Станислав Мищенко

Вполне понятно, почему инженеры с улыбкой смотрели на корабль, описанный Толстым, но он вдохновил многих из них на создание реальных космических ракет для полёта на Марс. Главный конструктор ракетно-космических систем в СССР Сергей Королёв и возглавляемое им ОКБ-1 предложили отправиться к соседней планете на сверхтяжёлой ракете Н-1, которую в 1960–1970-х годах разрабатывали для проекта «МАВР» – «Марс, Венера – разом». Он предусматривал пилотируемый полёт к Марсу с промежуточным облётом Венеры, а в дальнейшем – создание постоянно обитаемых марсианских баз. Сергей Королёв полагал, что эти планы удастся скоро реализовать, но со смертью конструктора работу по проекту свернули. Тем более что все запуски ракеты Н-1 оказались неудачными.

лекция про Марс в планетарии
Американцы тоже активно готовятся к пилотируемому полёту на Марс. Миллиардер Илон Маск планирует отправить туда людей в 2020-е годы. Но российские инженеры такой срок считают нереальным. Фото: Галина Соловьёва

– Для полётов к дальним планетам нужна очень мощная ракета, – рассказал Александр Хохлов. – И даже несколько, чтобы вывести в космос отдельные блоки тяжёлого межпланетного корабля (ТМК), состыковать их на орбите и отправить на Марс. Корабль, который разрабатывало ОКБ-1, имел массу более 100 тонн и состоял из спускаемого аппарата, жилых и энергетических модулей, баков с топливом и кислородом, оранжереи для выращивания овощей и двух-трёх ракет Н-1. Они должны были в течение полугода доставить корабль на орбиту Красной планеты. Дальше космонавты высадились бы на спускаемом аппарате на её поверхность, провели там несколько месяцев, вернулись на корабль и полетели домой.

На Марс – после 2050 года

Во времена перестройки вместо Н-1 конструкторы создали ракету-носитель «Энергия», которая успешно вывела на орбиту космический челнок «Буран» в 1988 году. Её задачи были теми же — обеспечить высадку советских людей на Марсе до того, как это сделают американцы. Но этому опять не суждено было сбыться из-за распада СССР и проблем с финансированием космической отрасли. Хотя в 90-е годы появлялись проекты, которые предлагали необычные варианты покорения Красной планеты. Например, на корабле длиной в полкилометра с ядерным реактором вместо ракетного двигателя. От жилых модулей на другом конце корабля реактор отделяли бы радиаторы охлаждения. Однако и от этой идеи пришлось отказаться, но уже из-за соображений безопасности.

– Есть определённые договорённости с нашими американскими партнёрами не запускать ядерные двигатели в космос, – отметил в разговоре с «Облгазетой» космонавт из Екатеринбурга Сергей Прокопьев. – Пока наши технологии не достигнут надёжного уровня, есть вероятность того, что во время выведения ядерной установки на орбиту, она начнёт рассыпаться, заражая радиацией всё вокруг.

Несмотря на сложности, Роскосмос и Росатом работают над созданием ядерного двигателя, способного доставить космонавтов на Марс. Лётные испытания этой установки намечены на 2020-е годы. Параллельно российские инженеры трудятся над эскизом ракеты сверхтяжёлого класса «Енисей», которая в перспективе также сможет летать на Красную планету. В её разработке принимают участие и специалисты екатеринбургского НПО автоматики.

– Наше предприятие рассматривается как один из кандидатов для создания системы управления этой ракетой, – подчеркнул генеральный директор НПО автоматики Андрей Мисюра. – Сейчас согласовываем исходные данные с заказчиком и техническое задание на эту работу.

Первый пуск ракеты «Енисей» намечен на 2027 год. Именно на ней космонавты полетят на Луну в 2030 году. В Стратегии развития Роскосмоса эта дата названа рубежом прорыва, после которой начнётся подготовка к пилотируемому полёту на Марс. До этого необходимо решить вопрос защиты космонавтов от солнечной радиации, иначе они могут не вернуться обратно. Поэтому, по самым скромным подсчётам, Россия отправится к четвёртой планете не раньше второй половины нынешнего века, тогда же Марс может стать вторым домом для землян. Ускорить высадку человека на Красную планету может международная кооперация, но ни одна из мировых космических держав не хочет уступать победу в этой гонке. Причина проста: первый, кто высадится на Марс, будет править Солнечной системой.

– Если мы хотим достичь каких-то успехов в освоении Марса, то должно быть международное сотрудничество, – считает Сергей Прокопьев. – Сделать это государству в одиночку не получится: освоение дальнего космоса связано с огромными материальными и техническими затратами. Например, Китай делает шаги в исследовании Луны, но даже большое количество денег не спасает его от неудач.

МЕЖДУ ТЕМ

Фестиваль науки «Кстати», организованный Информационным центром по атомной энергии, прошёл в Екатеринбурге в третий раз. За пять дней его посетили несколько тысяч жителей города. В вузах, школах и музеях известные российские учёные и популяризаторы науки читали лекции об астрономии, физике, химии и археологии.

  • Опубликовано в №195 от 24.10.2019
Областная газета Свердловской области