«Знакомый ваш…»: в «Главном проспекте» открылся масштабный проект «Сергей Есенин как представитель поэзии Серебряного века»

Посвященный 130-летию поэта

Международный центр искусств «Главный проспект» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив создал проект, беспрецедентный по своему охвату. И жанрово: от книг-миниатюр и экслибрисов до перформанса возле роскошного «Бьюика». И по участникам: партнерами проекта стали Международный союз книголюбов, Музей миниатюрной книги и экслибриса (Москва), Рязанская областная универсальная научная библиотека им. Горького, Музейный комплекс УГМК. А герой один — поэт, олицетворяющий «березовую Русь».

Мал томик, да на двух языках

«Сергей Есенин — душа России, — говорит учредитель Международного центра искусств „Главный проспект“ Олег Гусев. — Истоки Отечества, Руси, русского языка открываются в таких личностях, как Есенин, с особой теплотой и искренностью. Да, есенинская тема, как и сама душа человеческая, — категории вечные. Но мы на длительной временной дистанции, с июля до конца года, предлагаем уральцам и гостям региона новые грани этой необъятной темы, в том числе в графике, которую я очень люблю. Надеемся, проект будет иметь продолжение, резонанс и после его окончания. Например, художники-графики предоставляют на выставку два экземпляра своей работы: один будет в нашей экспозиции, второй мы передадим в Музей ИЗО, в государственную коллекцию…»

На открытии проекта – учредитель Международного центра искусств “Главный проспект” Олег Гусев (со специально изданным томиком стихов) и председатель Законодательного собрания Свердловской области Людмила Бабушкина. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Масштаб выставки возник из желания создать объемный образ поэта. «Знакомый ваш Сергей Есенин», заключительные строки его «Письма к женщине», — про каждого из нас. При том, что власть сильно не жаловала поэта в 1950-1960-е, народ любил и почитал Есенина. Всегда. И к судьбе, его поэзии обращались представители всех смежных искусств. Но литераторы, наверное, больше всех. Если б авторы проекта замыслили представить выходившие об Есенине книги, то с помощью библиотечных фондов региона это бы даже удалось и было бы грандиозно. Но «Главный проспект» усложнил задачу: в литературной части общей экспозиции представлены только миниатюры. Известно, что первая мини-книга С. Есенина «Анна Снегина» вышла в Праге в 1959 году, а в нашей стране издано более 200 есенинских книг-миниатюрок. На выставке представлено более 60. Можно посмотреть. Взять в руки, полистать — ни-ни: все экземпляры из коллекции Музея экслибриса и миниатюрной книги Москвы — экспонаты, созданные как произведения искусства. И не только полиграфического.

Полиграфические миниатюры – уникальные экземпляры из коллекции Музея миниатюрной книги и экслибриса (Москва). Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Здесь есть экземпляр, имитирующий нависшую над обложкой березовую ветвь, и миниатюрка в футляре, который сам — как цветущее поле. Томик в специальной коробочке-нише, обложенный колосьями ржи, и мини-издание, обрез страниц которого складывается в узор уральской яшмы. Обложки, простите за каламбур, — вообще, как на выставке. Обложка с куполами русских церквей (аппликация), барельефным изображением Сергея Есенина, с «раскадровкой» в дереве, имитирующей кинопленку, а сквозь череду кадров «проступает» портрет поэта. Издательства и художники-оформители были изобретательны и в создании суперобложек. Вот томик в коробочке, раскрывающейся как створки раковины, вот — в футляре-домике, который уютно закрывается, а чтобы открыть — стоит только отогнуть одну створку, и книжка-миниатюра сама выдвигается из корпуса-домика.

Самый маленький экземпляр в экспозиции есенинских книжных миниатюр: размер – 1,5 на 1,2 см. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Есть экземпляры, способные претендовать на полиграфический рекорд. Например, самая маленькая книжка в этом собрании — размером 1,5 на 1,2 см, но на каждой страничке тем не менее — четверостишие. Есть миниатюрка «Фотографии С. Есенина» в замшевом переплете и авторская, сделанная вручную книжечка Александра Лаврухина «Сергей Есенин», где на каждой страничке — отдельное слово. Читая постранично, прочтешь все стихотворение целиком и рассмотришь иллюстрации, созданные в единственном экземпляре, — только для этой книжки.

Есенинский томик-билингва с обрезом страниц под уральскую яшму. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Достойно уважения, что книжки-миниатюры, создававшиеся прежде всего как художественный прецедент, несут в себе и благородное популяризаторство. Например, тот самый экземпляр, обрез страниц которого «под яшму», — билингва: справа — оригинал стихотворения, слева — перевод на английский, причем — очень красивый, высокохудожественный. Хотя известно: русскую поэзию в принципе непросто переводить на английский, тем более Есенина с его неологизмами. И тем не менее…

Выставка будет открыта до 31 октября. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Златокудрый и… черно-белый

Эксклюзив проекта — выставка экслибрисов, созданных в рамках международного конкурса. Если книги-миниатюры представлены из музейных фондов, то экслибрисы создавались специально к этому есенинскому проекту, о котором «Главный проспект» объявил полтора года назад.

«Скажу честно, были большие сомнения꞉ Есенин — самобытный и своеобразный русский поэт. Отношение к его творчеству не всегда было однозначно даже в нашей стране. Откликнутся ли зарубежные художники? Смогут ли передать есенинский дух, его неповторимые поэтические образы? — поделилась сомнениями жюри Людмила Шустрова, президент Международного союза книголюбов, директор Музея экслибриса и миниатюрной книги. — Опасения оказались напрасными! Первыми на конкурс пришли работы из Аргентины. А художники из Китая и Турции приятно удивили тем, как хорошо они знают Есенина. Наше сотрудничество с „Главным проспектом“ продолжается третий год, и радостно, что художники привыкают к международным конкурсам в жанре экслибриса…»

Искусство есенинского экслибриса представляет президент Международного союза книголюбов, директор Музея экслибриса и миниатюрной книги (Москва) заслуженный работник культуры РФ Людмила Шустрова. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

В конкурсе приняли участие 152 художника из 29 регионов России (самые активные участники — Москва, Санкт-Петербург, Урал), а также 7 стран: Аргентина, Беларусь, Италия, Казахстан, Китай, Турция, Объединенные Арабские Эмираты — 48 иностранных графиков. Международное жюри рассмотрело около 300 работ, выполненных во всех традиционных графических техниках. Более того, вопреки опасениям жюри, не придут ли на конкурс в основном портретные экслибрисы, оказалось — много и таких, что освящены стихами Есенина, конкретными поэтическими строками. Лауреатами стали 13 художников из четырех стран, а главный победитель — Ирина Козуб, художник-график из Санкт-Петербурга.

«В экслибрисе особенно интересны и значимы варианты». Сотрудник «Главного проспекта» Екатерина Худякова представляет работы победителя конкурса Ирины Козуб. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

«Ее работы технически очень сложные. Нужно вглядываться в каждую детальку, чтобы найти все нюансы и смыслы, — представляют в „Главном проспекте“ работы победителя. — Вот Есенин в знаменитой голубой рубашке — душа нараспашку. На рубашке изображено его родное село Константиново, пейзаж с гусями, лебедями, лошадками. Дым из труб — значит, деревня не заброшена, живая. А по рукам поэта — облака и вверху птицы. Посмотрите, насколько проработано каждое перышко крыла птицы. А ведь это все делается на железной пластине. Только потом — оттиск на бумаге… А тут экслибрис с отсылкой к стихотворению „Москва кабацкая“. Взгляните: буковка „i“ во фразе „ex libris“ представлена в виде бутылочки. Ирина — художник, который может и пошутить… А еще обратите внимание: некоторые сюжеты повторяются, различаясь немного только в цвете. Когда художник печатает свою работу, одно „неточное“ движение — и краска ложится иначе. Иногда делается несколько сот копий в поисках необходимого цвета. По условиям конкурса мы получаем работы в трех вариациях, с разными цветовыми решениями. Прежде показывали на выставке какой-то один, на свой вкус. Нынче впервые решили показать, как художник „ищет цвет“. Вот здесь рубашка Есенина яркая, насыщенная, явно в солнечный день. А здесь тона приглушенные, серые — почти наше уральское небо…»

Изюминка этой части есенинского проекта — экслибрисы цветные. При том, что экслибрис — черно-белый жанр, умением работать с цветом славятся графики Турции, Аргентины. Возможно, их яркие, солнечные страны находят отражение в графике?! Радуют глаз почти сахарной насыщенностью. Но удивительно: с цветом экспериментируют не только наши современники. Увидеть, узнать, удивиться позволяет раздел, посвященный экслибрису ХХ века. Авторам проекта показалось интересным сравнить, как воспринимают творчество Есенина художники-графики нашего и прошлого столетий. Советский экслибрис — тонкий, лаконичный, изящный, даже чуть более проработанный, чем современные. Однако цвет в них был редкостью.

На конкурс экслибриса свои работы представили 152 художника из 29 регионов России, а также 7 стран: Аргентина, Беларусь, Италия, Казахстан, Китай, Турция, Объединенные Арабские Эмираты – 48 иностранных графиков. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

«Конечно, жанр претерпевает изменения со временем, — отмечает Людмила Шустрова. — К сожалению, экслибрис как малая форма графики переживает угасание, утратил свою роль книговладельческого знака. Однако жанр живет благодаря нашему конкурсу — таких или аналогичных больше не проводит никто! У нас же на конкурсе возрастной диапазон авторов — от 87 до 22 лет, то есть больше шести десятилетий. А это значит, что советская школа графики, экслибриса живет и развивается, чего не скажешь о зарубежных странах. И в проекте, посвященном Есенину, мы предоставили графикам шанс выразить в книжном знаке отношение и к главному герою, и литературе вообще…»

На таком же «Бьюике» ездили Есенин и Дункан

Участники торжественного открытия проекта «Сергей Есенин как представитель поэзии Серебряного века», конечно же, ни один не прошли мимо дородного «Бьюика» из знаменитой коллекции Музейного комплекса гражданской и военной техники (Верхняя Пышма). Еще накануне машина рождения 1911 года участвовала в съемках фильма в Санкт-Петербурге, на Дворцовой площади. Но была доставлена к открытию есенинской экспозиции на Урале, в «Главном проспекте» — ведь именно на «Бьюике» ездили Сергей Есенин и Айседора Дункан. И аутентичный автомобиль — просветительский «бонус» от организаторов и УГМК. Шанс погрузиться и в эту историю судьбы Есенина.

«Бьюик», аутентичный тому, на котором ездили Сергей Есенин и Айседора Дункан, – из коллекции Музейного комплекса УГМК. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Просветительство — важнейший «шлейф» открывшегося проекта. Да, по случаю 130-летия со дня рождения Есенина «Главный проспект» дает шанс прикоснуться к его судьбе и поэзии. Местами — буквально. На такое «прикосновение» рассчитан международный конкурс экслибрисов, предстоящие мастер-классы художников и поэтический «открытый микрофон». Если есть желание оставить свой «авторский акцент» в красках — можно будет присоединиться на пленэре к художнику Алексею Ефремову и, взяв в руки кисточку и краски, оставить свой штрих на его картине, посвященной Есенину. Или — присоединиться к лекциям и мастер-классам известного графика Ольги Самосюк и под ее руководством создать свой экслибрис, посвященный поэту. Причем, на настоящем офортном станке XIX века.

Если же вы пристрастны к акцентам интонации, то 3 октября, в день рождения поэта, в центре Екатеринбурга вас будет ждать «Открытый микрофон»: можно будет прочесть любое стихотворение Есенина. Вообще, в этот день организаторы обещают большую программу и бесплатное участие уральцев и гостей города в есенинских мероприятиях. Этакое масштабное прикосновение к поэзии Есенина (на сайте «Главного проспекта» будет постоянно обновляться программа актуальных есенинских событий).

К проекту «Сергей Есенин как представитель поэзии Серебряного века» – уже повышенный интерес, но любопытные события ждут уральцев и 3 октября, в день рождения поэта. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Но создатели проекта предлагают не только прикоснуться, а в юбилейный год — максимально погрузиться в далеко не безмятежную судьбу поэта, понять истоки и перипетии его лиры. Не случайно в Екатеринбург приглашен Новоуральский театр музыки, драмы и комедии со спектаклем «Есенин. Возвращение», его неожиданным и глубоким взглядом на поэта («ОГ» писала о спектакле 21 марта). Но, похоже, и сами организаторы в течение года продолжат «есенинское погружение». При создании нынешней экспозиции, например, выяснили: если в миниатюрной книге и филокартии «тема Есенина» достаточно представлена, то филателия за все годы обращалась к образу поэта менее десяти раз. Факт подстегнул новую инициативу: «Главный проспект» ведет переговоры с «Почтой России» о возможном совместном проекте.

Ранее «Областная газета» писала о том, что свердловские проекты стали лауреатами всероссийской премии «На_родном».

Премьер на ИННОПРОМ: на выставке глава Свердловской области Денис Паслер работал вместе с председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным

Международную промышленную выставку ИННОПРОМ-2025 посетил председатель правительства Российской Федерации Михаил Мишустин. В международном выставочном центре...

Королевский технологический прорыв: какой образ будущего представила Саудовская Аравия на ИННОПРОМ-2025

Инновации и технологии привезла на ИННОПРОМ-2025 делегация Саудовской Аравии – страны-партнера форума. В Свердловскую область...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также