В далеком 1942-м, 14 февраля, в литейном цехе завода № 268 (ныне — КУМЗ) была получена первая плавка, выпущена первая заводская продукция. В 1944‑м, 5 мая, в невероятно сложных условиях была введена I очередь завода, этот день принято считать днем рождения КУМЗа. 29 числа победного для всей страны мая 1945 года Госкомиссия приняла решение о вводе всего комплекса завода в эксплуатацию. КУМЗ — ровесник Победы.
3 июня 1939 года вышло постановление Экономсовета СССР № 513-99С о строительстве в районе города Каменска-Уральского завода № 268 как базы по производству магниевых сплавов. 4 февраля 1940 года нарком авиапромышленности утвердил проектное задание.
В мае 1940-го начались первые строительные работы по возведению завода. 13 марта 1941 года Наркомат авиационной промышленности (НКАП) утвердил комплексный проект завода, в который свои уточнения внесла начавшаяся через три месяца Великая Отечественная война.
21 июля 1941 года Государственный комитет обороны обязал своим решением НКАП приспособить строящийся завод № 268 для размещения в нем эвакуируемых из-под Москвы литейного и прокатного цехов завода № 150 (Ступинского меткомбината).

Первое оборудование из Ступино поступило на стройплощадку завода № 268 в ноябре 1941 года. Часть ступинцев осталась на КУМЗе и в этом же феврале 1942 года, составив костяк коллектива растущего завода, приняла участие в пуске в эксплуатацию литейного цеха.
В феврале — марте в литейном цехе были введены в строй три первые электропечи, получен первый металл. В апреле 1942 года в Верхнюю Салду ушел первый вагон с литейной продукцией завода № 268.
В 1942-м был подготовлен первый паспорт предприятия: «Завод 268 является металлургическим заводом, предназначенным для производства основных материалов и заготовок для самолетостроения и, частично, моторных заводов. На заводе предусмотрена организация трех основных производств: прокатного для изготовления дюралевого листа, прессового для изготовления дюралевых профилей, кузнечно-прессового для производства поковок и штамповок из цветных и черных металлов».
В 1942 году вошли в эксплуатацию литейный цех, цех переплава отходов и ремонтно-инструментальный цех, хотя и не имели полного комплекта оборудования. Развивались вспомогательные службы. В основном завод № 268 решил главную задачу года — обеспечил предприятия Наркомавиапрома, Наркомцветмета, Наркомчермета качественными слитками для дальнейшей их обработки.

На 1943 год пришлись наиболее объемные поставки оборудования для завода № 268. В корпусах будущих цехов № 2 и 4 еще не было кранового оборудования. Но новое оборудование, закупленное в США по ленд-лизу, прибывало. Задача осложнялась тем, что никакой технической документации — чертежей, описаний и даже расшифровки условной нумерации — не было до конца всей поставки. Между тем не прекращалась работа по вводу новых производств. 1 сентября 1943 года был пущен кузнечный цех. Монтаж этого пресса шел под открытым небом. Первой продукцией стали штамповки лопастей для фронтовых штурмовиков Ил‑2.
В ноябре 1943 года был введен в эксплуатацию профильно-прессовый цех, оборудованный горизонтальными гидравлическими прессами усилием от 500 до 3,5 тыс. тонн слитков. Успешно прошло пробное прессование профилей, первая партия продукции была выпущена 7 ноября.
Венцом усилий заводчан стало оформление 268‑го в самостоятельную хозяйственную единицу в декабре 1943 года, подтвержденное приказом № 5 по Наркомату авиационной промышленности от 4 января 1944 года.
Первым директором завода № 268 (КУМЗ) стал Федор Терентьевич Маленок. Он возглавлял завод в 1944–1945 годах.
С 1944 года для завода начался долгий этап роста его производственных мощностей. За год в пять с лишним раз возрос выпуск валовой продукции по сравнению с 1943 годом, оборонной продукции — в семь раз.
Это было время освоения поступающего оборудования, отработки технологии производств и наладки массового выпуска лопастей, профилей, прутков, круглых слитков диаметром 280 и 370 мм, подготовки кадров в основном на рабочем месте.
В трудах и заботах, радостях и огорчениях подходил долгожданный год Победы. Завод рождался из новостроек, из освоенных технологий, техники, из напряженного труда.
Самыми распространенными приказами по предприятию были считать такой-то выходной или праздник рабочим днем. В конце 1944 года завершился монтаж оборудования прокатного цеха. Опробовали оборудование постепенно, с внутренним трепетом. Обучение проводили на деревянных макетах.
В январе 1945 года был пущен стан горячей прокатки. В апреле прокатный цех выпустил первую листовую продукцию.
В мае 1945 года вынесено решение Государственной комиссии «весь комплекс зданий, сооружений и оборудования завода 268 в составе литейного, прокатного, профильного, 1‑й очереди кузнечного и инструментально-механического цехов со всеми подсобными хозяйствами считать принятым в эксплуатацию».
Всего за годы войны КУМЗ выпустил 39 913 тонн слитков из алюминиевых сплавов, 221 823 лопасти, 9 197 тонн профилей и прутков, 393 тонны листов.
По материалам книги «Трудовой подвиг Каменска-Уральского», автор-составитель О. Рыбакова, издательство ООО «Дизайн вовремя», 2025 г.
Материал опубликован в рамках совместного информационного проекта «Урал — фронту. Свердловская область для Победы». Партнеры проекта: Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, Государственная корпорация «Ростех», Свердловское региональное отделение Союза машиностроителей России, Федерация профсоюзов Свердловской области, Движение Первых в Свердловской области, Управление архивами Свердловской области, Государственный архив Свердловской области, Свердловский областной краеведческий музей, Мультимедийный парк «Россия — моя история. Свердловская область».