Стихографика Михаила Ураева: в Музее наивного искусства открылась финальная выставка фестиваля «Иное/Наивное»

Всего художник создал более 1 000 графических листов, альбомов и блокнотов

В Екатеринбурге в Музее наивного искусства представили последнюю экспозицию в рамках фестиваля другого искусства «ИНОЕ/НАИВНОЕ» — персональный проект карельского художника Михаила Ураева. Его произведения были предложены в дар музею еще при жизни автора и выставляются впервые. Зрители увидят графику, тексты и живопись, созданные самобытным художником за последние несколько лет.

Михаил Ураев — автор из Петрозаводска, который, не имея возможности посещать крупные музеи и видеть оригиналы великих мастеров, тем не менее развил свой пластический язык. Его творчество — это синтез визуального образа и вербального компонента в виде авторского рассказа или стиха. Используя шариковую ручку, карандаш и фломастеры, «он рисовал мир изнутри — так, как видят атомы».

Всего художник создал более 1 000 графических листов, альбомов и блокнотов. Через призму собственного мифа он прославлял Ван Гога, Ивана Селиванова, Нико Пиросмани и многих других авторов.

Фото, Павел Ворожцов, «Областная газета»

«Когда к нам пришла первая посылка с его работами, мы распаковывали ее буквально с замиранием сердца. И поняли: перед нами нечто исключительное, — вспоминает куратор выставки Яна Таушканова. — Работы Михаила Ураева были переданы музею самим автором при жизни. И хотя художник не дожил до открытия экспозиции — он скончался в апреле 2025 года, проект был им одобрен и ожидался с нетерпением».

Михаил Ураев не имел художественного образования и почти не покидал родного города, работая мойщиком деталей на заводе, и свободное время посвящавший рисованию и текстам.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

На его здоровье сказались последствия тяжелого врожденного диагноза — гидроцефалия. И решающую роль в судьбе художника сыграла библиотекарь Яна Жемойтолите. Она заметила его рисунки в читальном зале Национальной библиотеки Карелии, где стол № 7 стал для Михаила «мастерской». С альбома и фломастеров, подаренных ею с супругом, началась серия «Видимый и невидимый мир». В 2021 году Жемойтолите организовала его первую выставку, а позже передала работы в Музей наивного искусства.

«Мы даже пошли на исключение и подписали авторство на этикетках, иначе посетитель бы подумал, что перед ним не одна, а пять разных выставок. Такое многообразие — редкость даже среди художников-аутсайдеров», — подчеркивает куратор.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Выставка Михаила Ураева включает пять самостоятельных циклов, каждый из которых отражает ключевые направления его творчества. Это не просто формальные разделы, а разные способы художественного мышления, возникавшие у автора в разные периоды жизни.

«Видимый и невидимый мир» — самая спонтанная и непосредственная часть его работ. Образы рождались прямо в процессе, без заранее заданной композиции. Графика и текст соединились в единый поток, где стихотворные фразы и названия не поясняют, а усиливают восприятие, добавляя многослойность и внутреннее напряжение. Серия «Графика головной боли» построена на абстрактных рисунках, выполненных тушью и ручкой. Композиции созданы из точек, линий и штрихов, формирующих визуальный ритм. Каждое изображение — результат интуитивного действия, в котором нет фигуративности.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Цикл «Миры: Чюрлёниса» вдохновлен творчеством литовского художника Микалоюса Чюрлёниса. Ураев не повторяет его стиль, а вступает в личный диалог. Образы рождались как отклик на темы, близкие обоим авторам: соединение человека и космоса, музыки и визуального искусства. Серия «Портреты» состоит из выразительных зарисовок философов и художников, включая самоучек — Ивана Селиванова, Адольфа Вёльфли и других. В этих образах важна не точность, а эмоциональное переживание и личная связь. Эти портреты — попытка найти личную точку опоры и выстроить собственную художественную историю через чужие образы.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Что касается раздела «Пещера», он вдохновлен древними наскальными росписями. Художник не копирует первоисточник, а воссоздает архаический жест, с которым могли работать древние художники. Он многократно повторяет одни и те же мотивы — животных, силуэты — варьируя цвет и композицию. Работа над серией шла методично: автор оставался в рамках одной темы до тех пор, пока не исчерпывал ее возможности. Этот подход стал для него формой сосредоточенного, почти ритуального исследования.

Выставка Михаила Ураева будет открыта до 5 октября.

Анастасия Трускова

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Полевском презентовали индустриальный художественный проект о человеке труда.

 

Денис Паслер дал ряд поручений по итогам личного приема жителей Свердловской области

Руководитель Свердловской области Денис Паслер дал ряд поручений по итогам личного приема жителей региона....

Нет социальному сиротству: более 1,1 тыс. детей возвращены в родную семью в ходе реализации в Свердловской области проекта «Вызов»

Мало кто из присутствовавших на этом мероприятии в областном Доме ребенка смог сдержать слезы: молодой маме Александре...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также