Проект состоится в рамках информационного сотрудничества «ОГ» с Генеральным консульством КНР в Екатеринбурге. О самой поездке уральцев в Поднебесную газета уже рассказала. Художественный альбом «по следам» визита представит графические работы художника «ОГ» Максима Смагина, участника пресс-тура. Символично, что презентация будущего альбома прошла на фестивале «Красная строка» в павильоне «Человек». Ведь у художника взгляд на всё обычно — «через человека».
«Четыре дня для знакомства со страной, может, и маловато, но мы максимально использовали их, чтобы увидеть, образно говоря, что скрыто за Великой китайской стеной, традиционными представлениями о Китае и даже… человеческими предрассудками», — не без улыбки открыл презентацию будущего альбома художник. В этой интонации прошла и вся встреча. Похоже, и альбом будет «с улыбкой».
Взгляд карикатуриста на мир — ракурс особенный: с преувеличением и заострением, неожиданными сопоставлениями. Но, впервые попав в Китай, художник с любопытством фиксировал и все то, что обычно попадает в фотообъектив туриста. Многочисленные «драконоподобные» арт-объекты на улицах Пекина. Скульптура китайского крестьянина-трудяги в современном технопарке. В художественном музее Уханя — «елочка» из пирамид, воспроизводящая (в сильном уменьшении) гигантские блоки, которыми 70 лет назад перекрывали великую Янцзы, и напоминающая это историческое событие… Однако и в академических вроде бы зарисовках художник подчеркивал те выразительные достоинства «объекта», которые на фото, возможно, потерялись бы. Например, рисуя небоскреб, увенчанный традиционным дяоцзяолоу — домиком с загнутыми скатами крыши, художник чуть-чуть «не дорисовал» небоскреб, зато обозначил все детали самобытной китайский архитектуры. И вот уже рисунок «заговорил»…
Собственно же карикатуры Максима Смагина еще красноречивее.
Незабываемую Олимпиаду в китайской столице (Пекин стал первым городом в истории, принявшим как летние, так и зимние Игры) художник «вспомнил» через дракона, увенчанного спортивными медалями. Лидерские качества Китая обозначил в образе детских качелей, на одной стороне которых — большая панда, а на другой — весь остальной мир, в традиционных же образах-символах: русский медведь, американский орел, галльский петух и т. д. Есть в зарисовках, конечно же, и старик Конфуций с древнекитайской философией «инь-ян», и экзотическая еда Поднебесной, в которой, по выражению художника, «иногда не считываешь, что ты ешь». Но, пожалуй, самой знаковой в этой подборке зарисовок стала такая: старый китаец сидит, традиционно сложив ноги калачиком, и рисует мелкими иероглифами большой знак вопроса. Не удивлюсь, если именно этот рисунок откроет будущий альбом, ведь в нем — и вековая мудрость Поднебесной, и то, что страна продолжает оставаться для мира загадкой. Несмотря на нескончаемое любопытство мира к ее культуре.

Готовящийся альбом «Областной газеты» — еще одна попытка открыть Китай. Возможно, его автор Максим Смагин учтет те заинтересованные вопросы, что прозвучали от читателей-зрителей «Красной строки» на презентации и ответит в альбоме на некоторые. Например, каково чувство юмора у китайцев и, если на Урале, в Екатеринбурге, существует Музей карикатуры, есть ли подобный там? Над чем смеются сами жители Поднебесной, что может стать сюжетом анекдота или карикатуры? Не размывается ли, не уходит ли в мемы «благодаря» вездесущим соцсетям традиционный жанр карикатуры? В чем самобытность карикатуры российской, британской, французской, китайской и используют ли китайские СМИ выразительные возможности жанра, как делает это, например, «Областная газета»?
Конечно, достоинство художественного альбома — когда он выразителен и без слов. Но «со словами» все же информативнее, тем более что Максим Смагин, обладатель приза конкурса карикатуристов «Золотая панда», еще и историк по образованию. Выход альбома запланирован на октябрь.
Ранее «Областная газета» писала о том, что на фестивале «Красная строка» прошла презентация проекта «Кораблик из газеты».