Изящные бои: почти детектив о рождении авангарда на Урале

В Екатеринбурге презентовали книгу кандидата искусствоведения Евгения Алексеева

В Екатеринбурге состоялась презентация книги «Бои на фронте искусства. Екатеринбургские художественные мастерские. 1919-1923». Вопреки представлениям, что широкой аудитории интересна главным образом беллетристика, «Бои на фронте искусства» собрали читателей побольше, чем иной роман. Да, давно признано: екатеринбуржцы — фанаты истории родного города. Но в данном случае привлекательным оказался авангард, особо чтимым в Екатеринбурге, и время действия — лихие десятилетия начала ХХ века.

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств и музееведения УрФУ Евгений Алексеев занимался этой темой около 30 лет. По оценке первых читателей, по обстоятельности исследования книга в сущности — глава диссертации.

«Но в диссертации по определению — сухое изложение темы, а мне хотелось показать противоречия, конфликт между художниками того времени. Потому и название книги „Бои…“, — сказал на встрече с читателями Евгений Алексеев. — Когда начинал заниматься темой авангарда на Урале, у Бориса Павловского, нашего земляка, известного историка и исследователя искусств, нашел лишь несколько слов об этом и — резко негативных. Хотелось понять систему Свободных художественных мастерских: как они работали, принесло ли это пользу нашему городу. Работал во многих государственных и частных архивах. Нашел воспоминания, прежде не публиковавшиеся…»

В самой теме, хронике времени и развитии тех событий есть что-то от детектива. Многое — загадка и непредсказуемость. Как подчеркивает автор, в экстремальных условиях Гражданской войны, разрухи и голода, в консервативной провинциальной среде, при отсутствии заинтересованных зрителей и поддержки местных властей в кратчайшие сроки был создан центр художественного авангарда на Урале. Причем, в самом названии мастерских, обратил на это внимание ведущий встречи — доктор филологических наук Леонид Быков, соединилось несоединимое: «Государственные свободные мастерские — оксюморон». То есть соединившееся противоречие. Но в данном случае оксюморон выражал суть.

Обучение, первые практические опыты воспитанников Свободных мастерских шли за государственный счет (финансировала Москва). При этом те, кто решил попробовать себя в изобразительном искусстве, были действительно свободны: могли, не предъявив особенного дарования, заниматься любым видом искусства по собственному выбору и более того — свободно перемещаться из одной мастерской в другую. Сами мастера тоже не утруждали себя выстраиванием системы занятий. Иной просто говорил новичку: «Бери глину и лепи». Не получилось — ломай, делай снова. И еще раз снова. В похожей ситуации даже великий скульптор Анна Голубкина не заморачивалась профессиональными уроками, а после очередной неудачи ученика могла скептически вымолвить: «По крайней мере есть упорство».

В этих, порой анекдотических, условиях и рождалось на Урале новое искусство. Свободное.

«В небольшом пространстве Екатеринбургской художественно-промышленной школы, стремительно преобразованной в Свободные государственные художественные мастерские, столкнулись мастера с различными творческими позициями и установками, — рассказывает Евгений Алексеев. — С одной стороны — уже получивший европейское признание скульптор Степан Эрьзя, тонкий живописец Леонард Туржанский, преподаватель „старой школы“ Александр Парамонов, с другой — „ниспровергатели“ Анна Боева, Пётр Соколов, Александр Лабас…»

Свободные мастерские располагались на Вознесенской горке. Здесь между мастерами, оппонентами в творчестве, возникали недюжинные конфликты, в которые были вовлечены и ученики. Но здесь же появлялись, «возносились» в будущее свежие идеи, новаторские приемы. Автор книги «Бои на фронте искусства» приводит красноречивые факты: 9 мая 1920 года в Екатеринбурге открылась первая авангардная выставка, объединившая абстракцию, кубизм, лучизм, на Урал как в «пространство рождающегося авангарда» приезжает сам Малевич, но… в «Уральском рабочем» статья об авангардном направлении искусства названа «Тихий ужас», а полотна авангардистов именуются не иначе, как «работы сумасшедших».

Споры и конфликты, рассказывает книга (и автор на презентации), продолжались даже в 1970-х. Уральские художники Геннадий Мосин, Герман Метелев, Виталий Волович в середине прошлого века первыми почувствовали, как важен авангард — он привлекал их энергией противостояния.

Сегодня художественный авангард (около 40 работ) — достояние нашего Музея ИЗО, Уральского региона. Конечно — России. Однако, увлеченные яркими красками, эпатажными сюжетами-новациями авангарда, знаем ли в полной мере природу их рождения? Способны ли оценить заслугу тех же Свободных художественных мастерских, которые подкосили авторитет махрового академизма и впустили в искусство свежий ветер? А как принимали работы кубистов, футуристов и супрематистов обыватели Екатеринбурга? Про памятник «Освобожденный труд» (в просторечье — «Ванька голый») работы Эрьзи наслышаны многие. Но где сейчас эта мраморная статуя, шесть лет простоявшая в центре города и вызывавшая в равной степени восторг и негодование?

Обо всем этом — в книге. Кроме глубочайшего исследования темы, несомненные ее достоинства — справочный материал по персонам и хронике авангарда и богатейшие иллюстрации. Где еще под одной обложкой вы узнаете (и увидите) так много про «бои на фронтах искусства» Урала?

Ранее «Областная газета» писала о том, что «Антихрупкость» стал единственным уральским проектом, принявшим участие в Международных креативных сезонах.

Свердловские дзюдоисты завоевали три медали в первый день чемпионата России в Екатеринбурге

В Екатеринбурге завершился первый соревновательный день чемпионата России по дзюдо. Свердловские спортсмены завоевали три...

Свердловская семья Денисовых стала победителем Всероссийского конкурса «Семья года»

Свердловская семья Денисовых из деревни Артемейкова Ачитского муниципального округа стала победителем Всероссийского конкурса «Семья...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также