Уральское «оБАЯНие»: в Екатеринбурге состоялся Всероссийский фестиваль «Великолепный баян»

Событие продемонстрировало широчайший диапазон возможностей баяна и аккордеона

Фестиваль прошел в Уральском центре народного искусства при поддержке Министерства культуры Свердловской области. Совместно с Уральской государственной консерваторией, Уральским русским оркестром область второй раз принимала баянистов из разных регионов России.

Если на первом баянном фестивале, в прошлом году, было около 30 участников, то нынче — почти 50. Все события фестиваля, конечно же, во славу баяна: он — профилирующий инструмент в любом народном оркестре. Кроме концертов отдельных исполнителей, гала-концерта, где свое мастерство продемонстрировали молодые артисты и виртуозы-исполнители из Москвы, Нижнего Новгорода, Магнитогорска и Екатеринбурга, были и мастер-классы и даже подкаст «Линия жизни», в котором чемпион мира по баянному искусству, лауреат международных конкурсов Олжас Нурланов (баян, Москва) и обладатель Премии Президента России и молодежной премии «Триумф» Никита Власов (аккордеон, Москва) вели разговор о своей «линии жизни», а еще — о достоинствах и перспективах любимого инструмента.

Баян, гармонь — семейные инструменты в России

У «ОГ» была возможность пообщаться с мэтрами фестиваля. И среди прочего, не скрою, затронули отчасти провокационную тему. Раньше первый парень на деревне был обязательно с баяном или гармошкой. А сейчас? Каково будущее этого исконно русского инструмента?

«Мы сами себя недооцениваем, когда задаем такой вопрос, — ответил Никита Власов. — Есть настоящее, и оно имеет большую перспективу. Да, издавна гармонь, баян, аккордеон — ¬семейные инструменты в России. Этим не могут похвастаться многие другие: ни альт, ни виолончель, ни валторна. Наш инструмент на бытовом уровне давно любим и развивается. Даже балалайка и домра вряд ли будут стоять в углу в доме, а гармошка, баян — очень часто. И возможности у инструмента колоссальные. Не так давно я сыграл с „Виртуозами Москвы“ концерт Баха. А перед этим в Сеуле с национальным симфоническим оркестром играл программу барочную и Пьяццоллу.

И это все собирает залы. Закономерно и здорово, что фестиваль „Великолепный баян“ родился на Урале, ведь уральская школа баяна — одна из сильнейших в стране: выпускники Уральской консерватории забирают на конкурсах все лучшие места…»
«А вот с определением „исконно русский инструмент“ можно поспорить, — дополнил Олжас Нурланов. — В августе в Китае прошел фестиваль, где был установлен рекорд Гиннесса: на сцене в унисон сыграли более 5 тыс. баянистов! В Китае убеждены, что это их народный инструмент. Я гастролировал в разных странах Европы — Сербия, Германия, Италия, и везде мне доказывают, что баян — их изобретение. Так что это инструмент всего мира!».

Фото: Уральский центр народного искусства

Диапазон — от народной песни до Чайковского и Моцарта

«Великолепный баян», ставший событием в культурной жизни Урала, продемонстрировал широчайший диапазон возможностей баяна и аккордеона. На трех масштабных концертах фестиваля прозвучали произведения, которые, казалось бы, сложно соединять в одном месте: «Русский вальс» Андрея Бызова и Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Распотешься, народ» Владимира Конова и «Венгерская рапсодия» Листа, «Баркаролла» Оффенбаха и увертюра к фильму «Укрощение огня», «Танец маленьких лебедей» Чайковского и «Oblivion» Пьяццоллы. Широчайшая амплитуда стран, эпох, жанров. Но всё и всех объединял герой фестиваля.

Сегодня в России, в разных регионах, проходят несколько событий, посвященных баяну и аккордеону, — «Кубок Урала», «Кубок Сибири», баянный конкурс в Санкт-Петербурге. В отношении популяризации инструмента «Великолепный баян» на равных встал в их череду. Более того, несмотря на молодость, может презентовать коллегам свою уникальность. На фестивале прозвучало несколько мировых премьер — сочинения, специально для него написанные. В составе фестиваля представлены музыканты разного уровня — от студентов до профессионалов мирового уровня. И впервые прошел подкаст с гостями — для продвижения инструмента, фестиваля. Разные вопросы, разные ответы. Может, для кого-то из слушателей они станут определяющими в профессии? А онлайн-трансляцию гала-концерта на интернет-платформах проекта «Культура Урала. РФ» и Уральского центра народного искусства посмотрели более 220 тыс. зрителей!

Фото: Уральский центр народного искусства

Конечно же, в рамках фестиваля была особо представлена уральская школа баяна. Не специально, но — так распорядилась жизнь. Так расставила акценты. Особым событием для участников и зрителей стал мастер-класс профессора Уральской консерватории, лауреата всероссийских и международных конкурсов, лауреата премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства Виктора Романько. Но, как сказал сам Виктор Алексеевич, в фестивале «участвуют уже ученики моих учеников». А художественный руководитель и главный дирижер Уральского русского оркестра Павел Васильев подчеркнул, что «в оркестре практически вся баянная группа — из учеников Виктора Алексеевича».
Конечно, это не может не вызывать законную гордость мастера баянного искусства народного артиста РФ Виктора Романько. Но, как водится у мастеров, он смотрит «на профессию» глубже и пристальнее. Сегодня его беспокоит присутствие любимого инструмента в общественном пространстве. Весьма скромное.

«Я сам пришел к баяну через гармошку, — признается Виктор Романько. — Когда-то на ТВ была очень популярна передача „Играй, гармонь!“. А где она сегодня? Зато, когда выступал в Китае, захожу в гостиницу, включаю Первый канал — играет дуэт баянистов. Попробуй у нас включи — такого не будет…»

«Баян сам по себе — целый оркестр»

Именно популяризации инструмента и призван, по большому счету, содействовать фестиваль «Великолепный баян». Конечно, общаясь, его участники затрагивали и проблемы профессии: воспитание музыкантов, особенности баянной школы, взаимодействие трех ступеней образования (школа — училище — консерватория) и сохранение этой системы. Говорили и о репертуаре: что предпочитает зритель — классику или современные сочинения? Тут мнения разошлись, потому что у каждого — свой творческий опыт. Зато, когда возник вопрос «В сообществе оркестра каков он, голос баяна?», уральский дирижер Павел Васильев выразил, похоже, общее мнение: «Баян сам по себе — целый оркестр».

«Такие фестивали существуют, чтобы мы брали лучшее. Учились друг у друга, — говорит Олжас Нурланов. — Когда-то Никита Власов был моим кумиром. На его записях я рос, усваивал и осваивал его стиль. Он и сейчас для меня авторитет, но — мы на одной сцене, рядом. Другие пусть учатся у нас (улыбается). Золотым веком органа был 16-17 век, эпоха барокко. Золотым веком фортепиано — эпоха романтизма, 19 век. А вот 21 век будет золотым для баяна…»

Фото: Уральский центр народного искусства

Красивым подтверждением этого стал финал фестиваля — унисон баянов, апогей события. «Карело-финскую польку», виртуозное произведение Виктора Гридина, сыграли вместе почти 20 признанных исполнителей. В унисон! Подарив несказанную радость всем участникам и зрителям.

Ранее «Областная газета» писала о том, что военный оркестр ЦВО выступил в Свердловской филармонии.

Свердловские дзюдоисты завоевали три медали в первый день чемпионата России в Екатеринбурге

В Екатеринбурге завершился первый соревновательный день чемпионата России по дзюдо. Свердловские спортсмены завоевали три...

Свердловская семья Денисовых стала победителем Всероссийского конкурса «Семья года»

Свердловская семья Денисовых из деревни Артемейкова Ачитского муниципального округа стала победителем Всероссийского конкурса «Семья...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также