Фестиваль, состоявшийся при поддержке Министерства культуры Свердловской области, объединил на площадке Уральского центра народного искусства музыкальные коллективы народного исполнительства из разных регионов России и Белоруссии. «Живой голос Урала» был первым и прошел в непривычном фестивальном формате — с открытой репетицией, круглым столом участников.
Чтобы народное не было нафталинным
Екатеринбург, одну из культурных столиц России, трудно удивить очередным фестивалем. Но в их плеяде Уральский центр народного искусства задумал фестиваль со «своим лицом» — не только в концертном формате. Можно сказать, жизнь заставила. Не секрет, в насыщенной культурной жизни Урала у народного искусства много конкурентов. И хотя центр всей своей деятельностью популяризирует народное искусство, в какой-то момент здесь поняли: концерт (даже самый лучший!) — жанр желанный, но… недостаточный, если иметь в виду то самое ключевое слово — «популяризация».
«Имея такие авторитетные и любимые зрителем коллективы, как Уральский народный хор, Уральский русский оркестр, квартет „Урал“, Детский центр народного искусства, осознали: нужны не просто концерты, а проекты — с идеей, периодичностью, всероссийским и даже международным сотрудничеством, — говорит директор Уральского центра народного искусства Марина Боровкова. — И мы пошли в эту сторону. Из недавних проектов, которые стали заметны даже за пределами региона, — фестиваль „Серебряные струны России“, представивший редкий, но исконно русский музыкальный инструмент — гусли, фестиваль „Великолепный баян“, который собрал супермастеров игры на баяне и аккордеоне. И вот — „Живой голос Урала“, на который, нам бы хотелось, чтобы зрители тоже приходили с детьми-внуками, знакомились с голосами и музыкальными инструментами Урала стабильно, целенаправленно, последовательно…»

Три дня на площадке Уральского центра народного искусства звучал именно живой голос народно-песенного искусства. Вместе с Уральским народным хором выступили еще два уральских коллектива, но из других регионов. Государственный ансамбль народной песни, музыки и танца Удмуртской Республики «Танок» (Ижевск), искусству которого аплодировали во Франции и Китае, США и Испании, Греции и Португалии, представил оригинальный стиль пения, инструментальную игру на народных музыкальных инструментах, яркую хореографию и красочные костюмы. Лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей муниципальный ансамбль народной музыки и танца «Ярмарка» (Пермь), культурный бренд Пермского края, продемонстрировал искусство своего региона. А еще под эгидой фестиваля Урал принимал гостей — Национальный академический народный хор Республики Беларусь имени Г. И. Цитовича (Минск).
Надо ли говорить, что фестиваль давал возможность зрителям именно последовательно погружаться в разные стилевые особенности народного искусства, ведь каждый коллектив-участник — носитель своего авторского стиля: со своим песенным репертуаром, танцевальной лексикой, визуальной подачей программы. Правда, всех их объединяет жанр: хоть и «народный хор», но — сценический, а это налагает свои особенности.
«Однажды на старой пластинке с записью выступления хора увидел: „Запевает артистка балета Августа Воробьёва“. Что такое?! — делится давним удивлением художественный руководитель Уральского народного хора Николай Зайцев. — Оказалось: не ошибка. Августа Воробьёва была, как мы сейчас говорим, артисткой синтетической: могла и танцевать, и запеть. Редкое, но идеальное сочетание для сценического народного коллектива. Ведь у нас сам жанр синтетический: петь-танцевать-играть. И сценический костюм — синтез разного функционала и выразительности, и сценический свет. Тут только развиваться и развиваться, в том числе и технически, чтобы наше народное исполнительство не было нафталинным…»

Примерно такие же чаяния у всех участников фестиваля «Живой голос Урала». Поэтому, когда они собрались на пресс-подход, «несколько минут» вылились в часовой разговор о состоянии, достоинствах и проблемах жанра.
Речь шла о повысившемся интересе молодых к народному искусству, что предъявляет свои требования к репертуару и его подаче, о роли художественного руководителя народного коллектива, об истоках, из которых черпали сюжеты и мелодии предшественники и где это делать сегодня.
Правило «золотого сечения»
Хедлайнером фестиваля стал Уральский государственный академический русский народный хор — уникальный коллектив, на протяжении вот уже более 80 лет пленяющий сердца слушателей по всему миру своим неповторимым стилем. Хор — хранитель традиций самобытного народного искусства Урала, «визитная карточка» региона. Поэтому логично, что в рамках фестиваля, который поднял тему подготовки кадров и репертуара сценических народных коллективов, именно Уральский хор провел открытую репетицию. Профессиональными зрителями стали учащиеся Свердловского колледжа искусств и культуры и Музыкального училища им. Чайковского.

Все то, что они наверняка слышали «в теории» от преподавателей, в эти два часа предстало зримо, конкретно, аргументированно. Как сделать так, чтобы в женском танцевальном ансамбле было «больше женственного», а походка «стала воздушной»? Если в тексте песни заключен вопрос и ответ, то как интонационно преподнести это, чтоб зритель в чарующей мелодии воспринял именно вопрос и ответ? Как «брать и хранить» традиции народного пения, если даже ежегодные фольклорные экспедиции не поспевают за носителями традиций? «Так быстро меняется народ — соответственно, и народное искусство…»
«И все же нужно ездить в экспедиции, смотреть, как в селах-деревнях преподносится песня, как двигаются руки исполнителя, — пояснял своим юным коллегам худрук Уральского хора Николай Зайцев. — Это в академическом хоре „встали и поют“. А мы „двигаемся и поем“. Разница! При этом в современном искусстве нет так называемого „золотого сечения“, пропорции гармонии. Когда „всё ломано“ — мало кто обратит внимание на погрешности. А у нас „чуть ближе“ или „чуть дальше“ — все ломается, все заметно. Поэтому даже хоровод на сцене — по строго заданным точкам…»
Хотя открытая репетиция была адресована прежде всего студентам, на нее подошли и коллеги. Художественный руководитель ансамбля «Ярмарка» из Перми Виктор Кузьминов искренне выразил респект: не каждый готов делиться своей авторской методикой, а худрук Уральского хора пошел на этот мастер-класс. И это, действительно, был МАСТЕР-класс. Даже для… прессы. Не танцующих, но пишущих. Перфекционизм на пользу в любом творчестве.
А уж что касается выразительности на сцене, то ее создает не только «хор, движущийся строго по точкам», но даже минимальные движения рук. Минимальные, но идеально рассчитанные. Зрители наблюдали это в вечерней программе хора — «Берегите Россию». Непривычное, женское соло в песне «Журавли» шло в сопровождении ансамбля, имитирующего журавлиный клин, взмах крыльев. Чуть-чуть. Но всё вместе создавало такой образ, что петые-перепетые многими «Журавли» пробивали до слез.
ИИ был посрамлен…
На концерт Национального академического народного хора Республики Беларусь было не попасть. Зрители влет раскупили билеты на то, что видят редко: другую манеру преподнесения народной песни, другой язык, другую подачу голоса — более зычную. Да, это был не «голос Урала», но — пример того, как в народном искусстве можно представить свою родину. Большую и малую. Руководители Народного хора им. Цитовича признались: «Пение в северной Белоруссии и южном Полесье различаются», и тем не менее это был образ Белоруссии. Другого государства, другой земли и национальной культуры.
По задумке организаторов, фестиваль «Живой голос Урала» будет проходит как биеннале. Не исключено, каждый раз его гостем будет народный коллектив какого-то из дружественных государств. Но самое главное — уже нынче родилась и укрепилась мысль-желание собрать на Урале, в центре России, все профессиональные народные хоры. Их всего-то в России — 12. И они пока ни разу не собирались вместе! Во время разговора за круглым столом вспомнили: еще Лев Христиансен, основатель Уральского хора, риторически вопрошал: почему мы не собираемся вместе?
Собрать в одном месте в одно время 12 народных хоров (Кубанский казачий, Воронежский, Сибирский, Северный, Омский, Хор им. Пятницкого и т. д.) — задача почти невыполнимая. «Надо ставить перед собой сверхцель!», — мнение одного из участников выразило общее настроение. Даже если в Екатеринбурге соберутся только руководители этих коллективов — уже прорыв. Ведь и задачи общие, и проблемы: кадры, репертуар, продвижение народного искусства среди молодежи, внимание власти. И корни общие — народные.

Один из участников признался: решая проблему репертуара, решил использовать популярный ныне искусственный интеллект. Написал несколько строф текста и дал задание «Напиши народную песню». ИИ не справился. Нет, что-то написал, но в музыке не было ни национальной мелодики, ни тем более «локальных ходов», региональных. Не было того самого «живого голоса Урала». Оно и понятно: самобытный, живой голос вряд ли можно ждать от машины. Другое дело — человек…
Ранее «Областная газета» публиковала интервью директора Уральского центра народного искусства Марины Боровковой, в котором она рассказала об особенностях юбилейного сезона.
