Автономная некоммерческая организация «Благое дело» за 20 лет прошла путь от участия в благотворительных ярмарках до полноценного производства сувениров, которые продаются на федеральных маркетплейсах. О том, как социальное предпринимательство, гранты и российское законодательство помогают людям с ментальной инвалидностью стать востребованными мастерами, в материале «Областной газеты».
Автономная некоммерческая организация «Благое дело» начала свою работу в 2005 году в заброшенном здании бывшего детского сада. Как рассказал руководитель отдела фандрайзинга НКО Олег Федчук, все начиналось с небольших мастерских по работе с деревом и шитью, а поделки продавались на благотворительных фестивалях. Сегодня же подопечные организации — настоящие мастера, чья продукция находит покупателей по всей России.
Ключевым этапом развития организации стал переход от разовых акций по продаже собственной продукции к системной работе. Сейчас до 20% бюджета НКО формируется за счет продаж. Сувениры и изделия мастеров размещаются на таких площадках, как Ozon и Яндекс.Маркет, кроме того, выполняются корпоративные заказы.
«Крупные компании, например, перед Новым годом заказывают у нас партии от 100 до 300 сувениров», — отмечает Олег Федчук.

Важным шагом в социальной адаптации работников стало их официальное трудоустройство. Это стало возможным благодаря федеральному закону о квотировании рабочих мест для людей с инвалидностью. Документ несколько лет назад был дополнен статьей, согласно которой предприятия, не имеющие возможность создавать такие рабочие места, могут заключать договоры с некоммерческими организациями.
«Если у компаний нет возможности создать особые условия у себя, они могут арендовать рабочие места в нашей организации. Пока людям с инвалидностью финансируют зарплату, деньги с продажи сувениров мы можем направлять на ремонт и новое оборудование», — пояснил Олег Федчук.
Пандемия коронавируса подтолкнула организацию к активному развитию онлайн-направления. Был открыт собственный интернет-магазин, запущены страницы в социальных сетях. Помощь в этом оказали волонтеры. Значительно помогли крупные маркетплейсы, которые создали специальные программы для НКО, такие как «Озон.Забота» и «Витрина для НКО». Благодаря им организация продает товары с минимальной комиссией в 1% вместо стандартных 15-20%.
Новые направления в работе часто открываются благодаря энтузиастам. Если приходит мастер-плотник или швея и хочет обучать сотрудников, организация подает заявку на грант, закупает оборудование и запускает новую мастерскую. Бюджет организации составляет около 2,5 млн рублей в месяц, и для покрытия всех расходов, включая зарплаты и коммунальные платежи, используются разные источники: доходы от продаж, средства от квотирования, платные культурные мероприятия и государственные субсидии. Частные пожертвования направляются в основном на масштабные и дорогостоящие проекты. Для жертвователей оформляются официальные договоры, а по запросу предоставляются отчеты.

«Перед всеми людьми и миром мы отчитываемся годовыми аналитическими отчетами, которые можно посмотреть на нашем сайте, — подчеркивает Олег Федчук. — Там есть вся статистика: сколько получили, потратили и каких проектов добились».
Ежегодно, помимо обязательной государственной отчетности, организация публикует подробный 80-страничный финансовый отчет с фотографиями, где в доступной форме рассказывает о своей работе.
«Мы открыты, если кто-то у нас что-то запрашивает, мы всегда это показываем, — резюмирует Олег Федчук. — Некоммерческая организация не может иметь прибыли. Все средства от продаж идут только на зарплаты, коммунальные услуги или материалы для мастерских».
НКО «Благое дело» стала примером того, что социальные инициативы могут воплощаться в жизнь не только благодаря поддержке благотворителей. Сочетая государственную поддержку, корпоративное партнерство и продажи, организация создает инклюзивные рабочие места, где люди с ментальной инвалидностью реализуют свой потенциал.
София Паникова
Ранее «Областная газета» писала о том, что НКО «Благое дело» поставила спектакль с особенными актерами.
