В екатеринбургском Доме кино открылась ретроспективная выставка Светланы Наймушиной под названием «О том, что люблю…» В экспозиции — более 90 произведений станковой и книжной графики, а также живописные работы, созданные художницей за более чем 40 лет. Светлана Наймушина была награждена золотой медалью Союза художников России и удостоена звания лауреата премии губернатора Свердловской области.
Светланы Наймушиной не стало в мае этого года, и на представлении памятной экспозиции собрались ее многочисленные друзья и коллеги. Друзей у Светланы было действительно немало, она будто притягивала к себе людей, и собирались они на ее внутренний свет. При том, что судьба Светланы складывалась отнюдь не просто.
Родилась художница в Архангельской области. В детстве перенесла тяжелую операцию, после которой ей пришлось три года лежать только на спине. Чтобы как-то утешить девочку, папа стал ей много читать вслух, а она начала рисовать любимых персонажей — трех мушкетеров, Эсмеральду, Мцыри с барсом и многое другое. Тогда появилась и мечта стать художником. Затем Свете пришлось научиться заново ходить. Проблемы со здоровьем сопровождали ее на протяжении всей жизни, но она никогда не жаловалась и не сдавалась, за что друзья порой ласково называли ее «мужественная Дюймовочка».
«Глядя на творческую судьбу Светланы Наймушиной, понимаешь, насколько хрупка культура. Насколько вообще уязвима тонкая аура человеческих чувств, доброты, света, радости. Что все это в одночасье может быть разрушено страданиями. Но удивительно, что Светлана являла собой образец жизнестойкости. Я вспоминаю пример Бориса Михайловича Кустодиева, который, несмотря на тяжкие недуги, создавал очень радостное искусство. Так и Светлане это удалось в полной мере. Ей было очень много дано, и, несмотря ни на что, она состоялась как большой художник», — сказал профессор УрГАХУ Алексей Лопато.
Светлана Наймушина окончила Краснодарское художественное училище, а затем Академию художеств им. И. Е. Репина в Санкт-Петербурге. Ее мама происходила из терских казаков, и после окончания академии они вместе переехали на историческую родину семьи — в Грозный. Там у Светланы Наймушиной появилась собственная мастерская, она делала успехи в карьере. Одной из главных тем в жизни художницы было казачество, она совершила несколько экспедиций, собирая фольклорный материал и создавая уникальный изобразительный ряд (несколько работ из поездок можно увидеть на открывшейся выставке).

После у художницы родился замысел создания сборника «Песни гребенских казаков». Материалы готовящейся книги высоко оценил академик Дмитрий Лихачёв: «Проникновению в мир человека с его трудом, печалями и радостями, праздниками и обрядами, с его близостью к природе весьма способствует художественное оформление „Песен гребенских казаков“. Все иллюстрации отличаются высокой поэтичностью и верностью декоративным традициям художественной культуры народа».
А дальше началась Чеченская война. В мастерскую Светланы пришлось прямое попадание снаряда — работы, конечно, были уничтожены. Сама художница с мамой стали беженками, в 1994 году переехав сюда, на Урал.
Светлана вспоминала, что это время было очень тяжелым — мучали кошмары войны (там погиб ее брат), пугала неустроенность жизни вдали от дома. При этом художница рассказывала об удивительных вещах — как с переездом им помогали соседи-чеченцы, которым она была очень благодарна, и как потом здесь, на Урале, на всех ее выставках собирались представители этого народа — они Светлану очень уважали и ценили. Она же всегда повторяла, что отождествлять с бандитами весь народ — большая ошибка. И в своих произведениях часто воспевала восточную культуру, чего только стоит ее сборник «Восточные сказки. 1001 ночь», за который она, кстати, и получила премию губернатора Свердловской области.
О создании этого сборника Светлана Наймушина рассказывала нашему изданию так: «В Академии художеств в Санкт-Петербурге я параллельно изучала нашу икону и иранскую миниатюру. Была удивлена, как много общего. Поняла, что наш двуглавый орел на гербе смотрит в Европу и на Восток. У нас очень много от Востока. В языке, в обычаях. При этом это всё органично сплелось. В нашей иконе основы композиции и построение пространства — плоскостное — тоже от Востока. Нет прямой перспективы, как у европейских художников. И в работе над этим сборником я создала атмосферу этой культуры».

Очень любопытно рассуждала Светлана Наймушина в интервью «ОГ» и о книжной графике: «Книга — это искусство в пространстве. Это так же, как и архитектура. Живопись — плоскостное изображение, застыло во времени. А книгу можно взять и полистать. Книжный график — это высший пилотаж изобразительного искусства, только, к большому сожалению, ныне утраченный. Теперь мы — штучный товар».
Светлана, действительно, была уникальным книжным графиком. Возвращаясь к теме казачества, скажем, что ей удалось восстановить материалы к сборнику «Песни гребенских казаков», позже она выпустит книгу «Кубань раздольная», задумает издание об уральском казачестве, но, к сожалению, не успеет воплотить идею в жизнь…

На вечере ее памяти после вернисажа, конечно, звучали казачьи песни, которые она сама очень любила и проникновенно, ярко исполняла. Сейчас нам остались лишь ее прекрасные работы. На выставке представлена их малая часть, которую предоставили собравшиеся, а наследие художницы гораздо больше, и хотелось бы, чтобы у зрителей была возможность видеть его чаще.
«Открывшая выставка на самом деле очень любопытная. И мне хотелось бы, чтобы ее обязательно посмотрели сотрудники наших городских и областных музеев, потому что эти работы достойны быть в их коллекциях. Сейчас они разошлись по друзьям и знакомым Светланы, что тоже хорошо, но государственное хранение, это очень важно», — отметил председатель правления Свердловского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» Сергей Айнутдинов.
После переезда из Чечни Светлана несколько лет прожила в Екатеринбурге, а затем переехала в Полевской — очень полюбила этот город за красивую природу, чистоту и самобытность. Там, конечно, тоже проходили ее выставки, как и в других территория нашего региона. Сейчас работы Светланы Наймушиной находятся в музее Академии художеств (Санкт-Петербург), в Чечено-Ингушском музее изобразительных искусств им. Петра Захарова, Краеведческом музее Грозного, а также в частных собраниях в России, Канаде и Германии.
Экспозицию в Доме кино можно посмотреть до 19 декабря, вход свободный.
Ранее «Областная газета» писала о том, что на «Кинопробе» открылась выставка легендарного Леонида Шварцмана.





