От домашнего театра до лучшего менеджерского проекта страны: как театр из Черноисточинска покорил сердца местных зрителей и столичной публики

В этом году Детский театр кукол «Ку-кушка» отметил свое пятилетие

В Москве завершился Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров (ВФТМ), в финал премии которого вышла руководитель Детского театра кукол «Ку-кушка» из Черноисточинска Юлия Пиляй. Более того, она была удостоена специального приза Театра им. Евгения Вахтангова, благодаря чему в небольшой уральский поселок с гастролями приедет ведущий театр страны.

Театр «Ку-кушка» существует пять лет, располагается он в креативном кластере Черноисточинска и за свою пока еще скромную историю добился немалых успехов. Например, с гастролями юные артисты объездили несколько свердловских городов и территории других уральских регионов, а также выступали на театральных сценах Москвы и Санкт-Петербурга. Один из проектов коллектива поддержал Президентский фонд культурных инициатив, благодаря чему в репертуаре «Ку-кушки» появился любопытный спектакль, связанный с историей нашего края. Обо всем этом мы побеседовали с самой Юлией Пиляй, для которой Черноисточинск является главным местом силы и вдохновения.

Приз — гастроли Театра Вахтангова

— Юлия, Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров — пожалуй, самое престижное на сегодняшний день событие для театральных менеджеров в стране. И вы, будучи руководителем негосударственного театра кукол в небольшом поселке, не только вошли в число 11 финалистов, но и были удостоены спецприза. Как пришли к такому результату?

— Если честно, попадание в финал конкурса этого фестиваля — уже стало для меня большой победой. Это классное мероприятие с точки зрения организации, у всех номинантов было полное ощущение праздника еще до того, как были объявлены победители. Интересно, что раньше спецприз не вручали, и, мне кажется, что он оказался даже круче главной награды.

На фото слева – руководитель Детского театра кукол «Ку-кушка» Юлия Пиляй и директор Театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок на награждении Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров. Фото: предоставлено театром «Ку-кушка»

— Заинтриговали. Расскажите о нем поподробнее.

— Дело в том, что на фестивале мы презентовали свои проекты, связанные непосредственно с менеджментом и продвижением. Название моего — «Театр детям поселка», в рамках которого мы привозим в Черноисточинск коллективы из разных городов страны со спектаклями высокого уровня, и вход на эти показы для местных зрителей — бесплатный. Благодаря привлеченным грантовым средствам, мы смогли пригласить к нам артистов московского творческого объединения «Таратумб». Это был очень яркий старт — мы собрали два полных зала, после чего среди местного населения о проекте узнали, о нас пошла добрая слава. Затем к нам приехали театр «Три апельсина» из Екатеринбурга, два коллектива из Челябинска, Санкт-Петербургский уличный театр «Небесная карусель». Так вот я рассказала экспертам ВФТМ о содержании проекта, о том, что в 2024 году мы построили сцену и вообще, о том, как существует наш театр «Ку-кушка». И, как сказал Кирилл Игоревич Крок (директор Театра им. Вахтангова), он не мог не отметить проект. Но главное, что в качестве спецприза в Черноисточинск приедет Театр имени Евгения Вахтангова, они покажут спектакль «Балда».

— Это действительно потрясающая новость, причем не только для вашего поселка, но и для региона.

— Да, и мы этому очень рады. Хотела бы отметить, что в этот раз на фестивале отметили еще один сельский театр — коллектив из села Фомиха Владимирской области. По сути, уникальная ситуация для мероприятия такого уровня, и надеемся, это означает, что наши примеры не единичны, и в небольших территориях нашей страны театр тоже активно развивается.

«Нонна Гришаева сняла с ребят розовые очки»

— К слову, об уникальности. «Ку-кушка» — не просто театр кукол, это детский театр. С чего начинался ваш коллектив?

— В этом году театр отметил пять лет, но вообще, с детьми я занимаюсь на протяжении семи лет, потому что два года мы существовали как домашний театр. У меня два высших образования, оба художественные. По первому я педагог изобразительного искусства, по второму — художник-технолог театра кукол. Оба, как вы понимаете, мне очень пригодились. В Черноисточинск мы переехали с семьей из Нижнего Тагила, когда мне было 15 лет. И получилось, что этот поселок стал моим местом силы, которое я с удовольствием стараюсь улучшать и продвигать. Что касается именно детского театра и нашего расположения, то это действительно непросто. Порой вставал вопрос — зачем мне это, нужно ли это кому-то еще. Но когда мы выиграли грант на создание сцены и покупку оборудования, я посчитала это знаком, что нахожусь на верном пути и нужно продолжать. А теперь у меня уже нет никаких сомнений, я вижу, что проект работает и приносит радость мне и тем, кто рядом — детям, занимающимся в нашем театре.

— Сколько ребят сейчас в труппе и сколько человек в вашей команде педагогов?

— В театре работают три специалиста. На мне — организаторские и художественные задачи, Ксения Рыбникова — режиссер наших спектаклей, по образованию она артист-кукловод, обучает ребят этому мастерству, Ольга Ивановских — педагог по речи, она учит с ребятами слова, занимается коррекцией речи. Что касается юных артистов, то сейчас у нас занимаются 15 человек, самым младшим — 8 лет, причем они уже активно задействованы в разных спектаклях. А самым старшим — по 15. В следующем году они заканчивают девятый класс, некоторые планируют уезжать, чтобы учиться дальше, поэтому театр ждет новый поворот событий, но так и должно быть.

— Юные артисты, которым по 15, хотят связать свою дальнейшую жизнь с театром? Или участие в ваших проектах больше направлено на развитие ребят?

— То, что занятия в нашем театре помогают в развитии, это на 300 процентов так. Здесь они нарабатывают, как сейчас говорят, мягкие скилы, очень полезные для жизни навыки. Ребята учатся работать в команде, быстро принимать решения, не бояться выходить на сцену. Если говорить именно о театральном деле, то, мне кажется, что молодежь пока не очень понимает, что работа в театре, например, не всегда связана с выходом на сцену. Или что это действительно непростое ремесло. В прошлом году мы ездили на фестиваль, где посетили творческий вечер Нонны Гришаевой. В зале были ребята из разных уголков страны, и она рассказала, что если они всерьез хотят стать артистами, надо много пахать. В этот момент ребята сняли розовые очки. Но я всегда говорю детям: даже сделав выбор в пользу другой профессии, при желании они могут получить второе образование, и то, что у них уже есть такой бэкграунд в виде нескольких лет работы в нашем театре, им в этом очень поможет.

Руководитель театра «Ку-кушка» Юлия Пиляй. Фото: предоставлено театром «Ку-кушка»

«Спектакли об уральской идентичности — наша фишка»

— Насколько понимаем, театр «Ку-кушка» является частью креативного кластера. В таком случае — откуда получаете финансирование и как организовано взаимодействие с другими составляющими кластера?

— Финансирование мы добываем себе сами. Получается, кластер — это тоже частная история. Есть собственник здания бывшего завода, решивший оживить это пространство, сделать его местом культурного притяжения. Ну, и как это бывает, действительно хорошие инициативы собирают вокруг себя нужных людей. Вот и мы сбились в такую потрясающую команду, дополняющую друг друга. В кластере есть разные мастерские — гончарная, ткаческая, мастерская травницы, необычный Музей наличников. Все вместе мы делаем массовые мероприятия, где у каждого своя роль. Проводим Масленицу, «Демидов-фест», возрожденный фестиваль «Заговельнички».

Возвращаясь к финансированию, скажу, что сейчас у нас начало получаться встраиваться в грантовые истории, ну, и конечно, это работа с туристами на тех мероприятиях, которые я перечислила.

— Знаем, что уже в пятый раз вы провели еще одно интересное событие — «Куку-фест». Расскажите о его сути…

— Это фестиваль, который мы проводим своими силами, гранты на него выиграть у нас пока не получилось. Вообще, это и театральный смотр, и праздник дня рождения театра, устраиваем мы его в конце лета. Я бы сказала, что это фестиваль самобытных спектаклей, где мы даем возможность сыграть любому коллективу, даже семейному, домашнему театру, с которого начинались и мы сами. Со временем к событию стали присоединяться школьные коллективы, студии при Домах культуры и так далее. Сейчас уровень фестиваля становится всё выше, к нам едут профессиональные театры. Как раз на ВФТМ, после знакомства и общения с коллегами, оказалось, что многие из них тоже хотели бы у нас выступить, и это здорово.

— Репертуар театра «Ку-кушка» по большей части основан на материале, связанном с историей нашего края, уральской идентичностью. Знаем, что один такой ваш проект — «Милые зеленые горы» — получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив.

— Тема уральской идентичности — наша фишка, это правда. Сначала мы поставили спектакль по вогульским мифам «Как Ойка солнце добыл», затем — «Медной горы Хозяйку», а потом поняли, что замечательно в эту цепочку встанет и Мамин-Сибиряк. «Милые зеленые горы» — это как раз театрально-краеведческий проект, благодаря которому мы с ребятами погружались в творчество и биографию Дмитрия Наркисовича. Он, как известно, жил в соседнем с нами поселке Висиме, так вот, мы ездили туда, также побывали в Доме-музее писателя в Екатеринбурге, посетили экскурсию о горных заводах у нас в поселке. А после родился спектакль «Кормилец» по одноименному рассказу Мамина-Сибиряка, посвященный детскому труду на заводе. В качестве реквизита и декораций в постановке мы задействовали уникальные артефакты, имеющие прямое отношение к заводу, где сейчас и располагается театр. С этим спектаклем мы гастролировали по близлежащим городам нашего округа — Нижнему Тагилу, Верхней Туре… Сейчас поставили его на паузу, так как готовимся к Новому году, а затем подадим его на разные фестивали, думаем, у него впереди большая жизнь.

Также в планах постановка нового спектакля, который тоже будет связан с фольклорной тематикой — на основе местных легенд, сказок, с использованием уральского говора и включением наших эстетических и смысловых наработок по теме за последние пять лет. Сейчас мы уже готовимся к сбору материала. Предполагаем, что это будет спектакль-конструктор, который мы сможем играть и на классической сцене, и на улице.

Ранее «Областная газета» писала о том, что в столице Урала представили новое прочтение главного новогоднего балета.

Денис Паслер рассказал о реализации проекта «Средний Урал — своим Героям»

В Свердловской области продолжается реализация проекта «Средний Урал — своим Героям». Губернатор региона Денис Паслер в своих...

Урал обновляет юридическую базу

Губернатор Свердловской области Денис Паслер и министр юстиции России Константин Чуйченко открыли в Екатеринбурге после капитального...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также