В 2013 году Председатель КНР Си Цзиньпин последовательно выдвинул инициативы по совместному строительству «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века», затем опубликовал следующие документы: «Стратегический план строительства Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути ХХI века» и «Видение и действия, направленные на продвижение строительства Экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути XXI века», что послужило запуском инициативы «Одного пояса, одного пути». В 2014 году Китай способствовал созданию Фонда Шелкового пути и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, подписал соглашения о сотрудничестве со странами вдоль маршрута и улучшил строительство инфраструктуры. В 2017 году инициатива впервые была отражена в резолюции Организации Объединенных Наций. В том же году Китай провел первый форум международного сотрудничества «Один пояс, один путь». После завершения разработки генерального плана инициатива большими шагами продвигалась вперед, непрерывно обогащая содержание сотрудничества в рамках «Шести коридоров, шести дорог, множества стран и портов» и добиваясь плодотворных результатов в таких направлениях развития, как «политическая координация, взаимосвязь инфраструктуры, бесперебойная торговля, свободное движение капитала и укрепление близости между народами». «Один пояс, один путь» стал популярным общественным благом и важной платформой международного сотрудничества.
«Один пояс, один путь» основан на духе Шелкового пути «мира и сотрудничества, открытости и инклюзивности, заимствования друг у друга, взаимной выгоды и совместного выигрыша» и способствует практическому сотрудничеству между Китаем и странами, расположенными вдоль маршрута, — это и есть успешная реализация Сообщества единой судьбы человечества на практике. По состоянию на январь 2023 года Китай подписал более 200 документов о сотрудничестве со 151 страной и 32 международными организациями. Статистически в строительстве «Пояса и пути» принимают участие 78 % государств-членов ООН и 63 % населения всего земного шара. С начала этого года было отправлено более 10 000 грузовых экспрессов Китай-Европа и перевезено 1,083 миллиона стандартных контейнерных грузов, что на 27 % больше, чем в прошлом году. Это в полной мере раскрывает значимость стратегического канала. За последние 10 лет инициатива международного сотрудничества «Пояс и путь» привлекла инвестиции почти на один триллион долларов США, сформировала более 3 000 совместных проектов, что привело к созданию 420 000 рабочих мест для стран вдоль маршрута, тем самым избавив почти 40 миллионов человек от бедности. Согласно отчету Всемирного банка, строительство инициативы «Пояс и путь» увеличило товарооборот участников на 4,1 %, повысило привлечение иностранных инвестиций на 5 % и увеличило ВВП стран с низким уровнем дохода на 3,4 %. К 2030 году совместное строительство «Пояса и пути» будет ежегодно приносить миру доход в размере 1,6 триллиона долларов США, что составит 1,3 % от мирового экономического объема. В условиях мирового экономического спада и эпидемии коронавируса Китай совместно с другими странами активно строили «Здоровый», «Цифровой» и «Зеленый шелковый путь», которые эффективно способствовали взаимосвязи стран и внесли значительный вклад в развитие международного сотрудничества, продвижение открытой мировой экономики и содействие устойчивому развитию.
Инициатива «Один пояс, один путь» соответствует неотъемлемым требованиям реформы глобальной системы управления и демонстрирует осознание необходимости совместными консультациями и совместными силами построения сообщества с единой судьбой человечества. В настоящее время тенденция антиглобализации находится на подъеме, многосторонность подвергается воздействию, а некоторые страны вновь вернулись к менталитету времен холодной войны. Глобальная модель развития и система управления нуждаются в срочном реформировании и совершенствовании. Председатель Си Цзиньпин отметил, что совместное строительство «Одного пояса, одного пути» представляет собой открытую платформу сотрудничества, поддерживающую основные принципы широких консультаций, совместного вклада и общих выгод, нет никакой геополитической цели, направленной против кого-либо и исключающей кого-либо, а также закрывающей двери для маленького круга. «Один пояс, один путь» — это не так называемая «ловушка», как говорят некоторые, а солнечный путь для Китая, где он может поделиться возможностями и стремиться к общему развитию с миром. Страны, совместно строящие «Один пояс, один путь», включают огромное количество развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, что позволяет эффективно усиливать голос развивающихся стран, стран с развивающейся экономикой в глобальном экономическом управлении, практиковать подлинную многосторонность и содействовать развитию международной системы экономического управления в честном, справедливом и разумном направлении.
Россия является сторонником и созидателем продвижения Китаем международного сотрудничества в рамках «Одного пояса, одного пути». За последние десять лет под стратегическим руководством глав двух государств инициатива «Один пояс, один путь» превратилась из инициативы в консенсус и добилась плодотворных результатов. В 2015 году Президент Си Цзиньпин и Президент Путин совместно опубликовали «Совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС)». В 2017 и 2019 годах Президент Путин дважды приезжал в Китай для участия в первом и втором международных форумах «Один пояс, один путь». В 2018 году было официально подписано и вступило в силу «Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Китаем и Евразийским экономическим союзом». В марте этого года во время визита Председателя Си Цзиньпина в Россию Президент Путин дал понять, что Россия поддерживает строительство «Одного пояса, одного пути». Обе стороны будут активно способствовать сопряжению строительства «Одного пояса, одного пути» и Евразийского экономического союза для укрепления связности Евразийского региона. В этом контексте практическое сотрудничество между Китаем и Россией развивается по качеству и количеству. С января по июль этого года объем двухсторонней торговли достиг 134,1 млрд долларов США, увеличившись на 36,5 % в годовом исчислении. Консульский округ Генерального консульства Китая в Екатеринбурге также внимательно следит за политикой центрального правительства и в рамках «Одного пояса, одного пути» осуществляет обширные дружественные обмены и взаимовыгодное сотрудничество с Китаем. В частности, возобновление Седьмого Китайско-Российского ЭКСПО придало новый импульс прагматическому сотрудничеству между консульским округом и Китаем.
Инициатива «Один пояс, один путь» зародилась в Китае, но ее достижения принадлежат всему миру. Надеемся, что, воспринимая третий международный форум «Один пояс, один путь» как возможность, мы укрепим качественное совместное его строительство, проложим эту дорогу счастья шире и дальше, будем способствовать странам мира в углублении взаимовыгодного сотрудничества и достижении общего развития и процветания.