В Екатеринбурге финиширует актерский кастинг фильма «БАЖОВ. Одолженное время»

Это будет кинорассказ о самом загадочном годе из большой жизни писателя. Фильм создает уральская команда. Проект стал победителем грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив. Поскольку «Областная газета» — информационный партнер проекта, нам доверили, что называется, заглянуть по ту сторону экрана, посмотреть, как отбирают исполнителя на роль.

Но сначала о самом фильме. Он уникум уже по замыслу. По сказам Бажова снято более десятка игровых фильмов, начиная с «Каменного цветка», созданного в 1946-м. Но игрового фильма, где появлялся бы сам писатель, не было и нет.

— А пока тот или иной исторический персонаж не превращен на экране в живого человека, пока зритель эмоционально не присвоит его — это всего лишь человек с картинки. В оставшиеся минут 15 до кастинга сценарист и режиссер фильма, член Союза кинематографистов РФ Андрей Ким посвящает в замысел. — Почему наш фильм так странно, на первый взгляд, называется? «Бажов. Одолженное время». Есть выражение: если человек победил болезнь или, вопреки ожиданиям, выпутался из несчастного случая и продолжает жить – про него говорят: «Живешь на одолженном времени». Занял у Бога. Вот это и случилось с Павлом Петровичем. В 1937 году его по доносу своего же брата-литератора исключили из партии, выгнали с работы. Более того, пригласили в НКВД. Но следователь, который вел его дело, оказалось — сам арестован. Павел Петрович посидел-подождал и просто… ушел домой. И год не выходил со двора! А в 1938-м, когда был период частичной реабилитации, предъявил миру «Малахитовую шкатулку». То есть на входе в этот «черный ящик» мы имеем Бажова-журналиста, рядового краеведа, а на выходе — гения, автора уральских сказов. Загадка этого перехода и есть предмет нашего исследования. Мы хотим посмотреть, что же было с писателем за этот год. В основу положены рассказы Ариадны Павловны, младшей дочери Бажова. Она у нас одна из центральных героинь — девочка лет двенадцати. А еще нужен класс, ее окружение…

Кастинг не ограничивает ни возраст, ни географию желающих принять в нем участие (звонили кандидаты даже из Санкт-Петербурга), но в день, когда со съемочной группой работает «Областная газета», приоритет — у подростков. Режиссеру Андрею Киму нужны «лица детей 1937 года». Лица нынешних подростков с благополучным самоощущением не «вписываются» во время, в замысел. «Нужны дети с некомфортным состоянием. Знаете, как в живописи хороши асимметричные лица, так и в кино нужны не гладкие типажи».

Сначала целой командой подходят ребята из «Каравеллы». Выходят «в кадр» по очереди. Оператор снимает — видео, фото. Режиссер Андрей Ким пытается максимально разговорить каждого: спрашивает о школе, о должности в «Каравелле», что любит читать, каким видит сам себя изнутри, просит вспомнить смешной эпизод (или, наоборот, грустный), прочесть заготовленные стихи. Кому-то предлагает ситуацию — «докричаться до старика с лодкой на другом берегу, попросить перевезти» и сам подыгрывает этого глуховатого старика.

Наблюдать со стороны — кино да и только! Но всё всерьез, по-взрослому. Киногруппа ищет лица, людей, которые тоже будут обеспечивать успех фильма. Не могу удержаться от вопроса:

— А Павел Петрович у вас уже есть? Что за актер?

— Замечательный актер Леонид Платонов из Екатеринбурга. Я с ним много работал, — говорит Андрей Ким, — но даже не думал представить его в образе Бажова. Пока однажды глаз не упал. Это будет трагический Бажов. Не тот, что на фотографиях 1950-х, — мэтр-писатель с трубочкой. Это будет такой… король Лир. По типу. Бажов себя в тот момент деятелем искусства не мнит. Всегда говорил: я краевед, фольклор собираю. Но любой, кто откроет «Уральские были» и «Хозяйку Медной горы», поймет: здесь — краеведческий очерк, а вот — литература. Разные породы!..

Через какое-то время на импровизированной съемочной площадке появляются мама с дочкой. Имя девочки заинтриговывает всех — Таня Самойлова. Все те же вопросы — о школе, друзьях, книжных пристрастиях. Прежняя просьба что-нибудь прочесть. Девочка читает Бажова, неплохо выделяя голосом персонажей. Режиссер явно заинтересован, просит «подыграть в эпизоде». И юная Самойлова вновь органична, естественна — хоть и волнуется, прижимая томик Бажова к груди. Ассистенты перепроверяют данные, записывают контакты. Кажется, встреча, хоть и первая, будет не последней…

— В фильме предполагаются метафоры, острые ходы, — между эпизодами кастинга Андрей Ким продолжает рассказ. — Бажов всю жизнь собирал краеведческий материал. Будет эпизод, где энкаведэшники проводили у писателя обыск. Выбрасывают все из шкафов. И рассыпали его карточки. С редкими, фольклорными словами. С презрением спрашивают: что это? зачем? А потом фантасмагорический эпизод. Заболела дочка, и у Бажова сон-бред: они бегут с ней по тоннелю, катят горняцкую тачку, наполненную этими карточками. Дует ветер, раздувает карточки, а сзади бегут энкаведэшники и кричат: «По словам бей, по словам! Зачем они столько слов завели?» И начинают лупить по карточкам. А Бажов дочку обнял и говорит: «Уйдем, уйдем в гору!»…

Сценарий «БАЖОВ. Одолженное время» был написан четыре года назад. Кто читал — упрекали автора: почему нет сцен, где Бажов сел бы и начал писать «Малахитовую шкатулку»? По замыслу писатель — просто ходит, дочку в школу отправляет, кошку погладил, пытается написать покаянное письмо в ВКП(б) — что никогда не был троцкистом. Живет повседневной жизнью. Рождение сказа происходит невидимо для зрителя. Или будет видно только зоркому сердцу. Но любопытна сама ситуация, о которой рассказывает фильм. Ведь авторы смотрят на нее из сегодняшнего дня. Это фильм о том, как выжить русскому интеллигенту в эпоху, когда почва уходит из-под ног.

Сергей Полыганов, директор Благотворительного фонда «Бажов». Фото: Борис Ярков

— Фонд создан более пяти лет назад, по благословению Ариадны Павловны Бажовой, младшей дочери писателя. Все проекты фонда направлены на популяризацию творческого наследия Павла Петровича. А наследие — шире, чем принято думать. Это и сказы (они переведены более чем на 100 языков, и мы проводили по ним Уроки чтения), фильмы и спектакли по сказам, есть даже Бажовская энциклопедия, есть научные труды, монографии. Но впервые кинематографисты обратились к личности самого писателя, и выбрана непростая, интересная история – рождение гения.

Бажов был журналистом — назвать его выдающимся язык не поворачивается. Но вот — донос, исключение из партии. Восстановили. Второе исключение, еще более тяжелое. Он предупредил и дочь: мол, скорее всего тебя исключат из комсомола, ты не будешь больше старостой (об этом у Ариадны Павловны и в книге написано). Бажов год просидел дома, никуда не выходя. В такой ситуации возможны два пути. Трудности либо ломают человека, либо — если у тебя крепкие корни, вера в религию, семью, свой талант — ты подобно бабочке перерождаешься. С Бажовым случилось второе. Родился гений. Он впервые прочитал «Малахитовую шкатулку» своей супруге на серебряную свадьбу. Прямо во дворе дома. И началась другая эпоха Бажова. Книгу свозили на ВДНХ, потом в Нью-Йорк…

Фильм «БАЖОВ. Одолженное время» взрослый. Не для детей. Разве что для семейного просмотра. Он о моральных испытаниях. Трагических моментах нашей истории, — говорит Сергей Полыганов, директор Благотворительного фонда «Бажов».

К началу съемок уже будет подобрана девочка, которой предстоит сыграть дочь Бажова в детстве. Ариадна Павловна очень хочет посмотреть, кто будет ее играть. Пошлем фото.

Александр Лекер, директор Студии «Мастер», продюсер. Фото: Борис Ярков

— На съемочной площадке наше дело – организация производства, финансы. Но Бажов — исключительная личность для каждого с детства. Как Пушкин для россиян, так Бажов для уральцев. Мы погрузились впервые в бажовскую тему, когда года два назад делали на студии игровой фильм «Ящерка вернется». Действие происходит в современной школе, дети в драмкружке репетируют сказ Бажова. С ними происходят разные перипетии, и эти же самые дети оказываются в прошлом — героями бажовских сказов. Когда спрашивают, насколько актуален сегодня Бажов, я бы предложил в качестве ответа наш фильм: прошлое и современность в нем соединяются, — говорит Александр Лекер, директор Студии «Мастер», продюсер.

Фильм «Бажов. Одолженное время» — снимается в рамках проекта «Благотворительного фонда «БАЖОВ», поддержанного Президентским фондом культурных инициатив.

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге с 16 по 20 сентября пройдет кинофестиваль «Одна шестая».

Новым генеральным директором «Россети Урал» стал Дмитрий Воденников

Назначен новый генеральный директор «Россети Урал» — им стал Дмитрий Воденников. Решение принято 21 ноября на заседании совета...

Свердловские студенты отправились в экспедицию, посвященную 80-летию освобождения Беларуси от нацистских захватчиков

12 студентов из разных городов Свердловской области отправились в Беларусь в экспедицию «Поклон вам русский до земли, герои-города». Поездку...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также