Это постановки театров из Казани, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Вологды, Перми, Санкт-Петербурга, Москвы и других городов.
Фестивалю «Свой» уже пять лет, и за это время стало очевидно, что необычный формат — моноспектаклей и театральных дуэтов — оказался очень востребованным не только у зрителей, но и у самих артистов, для которых столь камерные работы — всегда вызов, проверка на прочность и умение держать зал в первую очередь на себе, своем таланте.
Организаторы смотра вспоминают, что на первый фестиваль были присланы всего лишь 55 заявок, а к четвертому их стало уже более 200. А поскольку нынешний «Свой» — юбилейный, программа была подобрана соответствующая.
— Юбилейный фестиваль действительно станет особенным, — говорит директор Камерного театра Объединенного музея писателей Урала Ирина Евдокимова. — И в первую очередь потому, что все больше в нашей афише появляется государственных театров. В нынешнем году это три очень известных, новаторских, смелых коллектива — Казанский ТЮЗ, Красноярский ТЮЗ и, конечно, Новосибирский академический молодежный театр «Глобус». Это говорит о том, что жанр моноспектаклей и дуэтов чрезвычайно точен в своих высказываниях. Например, красноярцы везут спектакль «Всё обо всех». Казалось бы, всего лишь воспоминания из детства. Но ведь воспоминания — это то, чем мы живем. Потому что крайне важно помнить свои корни — бабушку, дедушку, что они дали, что заложили будущему поколению. Это то, что греет душу, сплачивает семью. И я очень рекомендую эту постановку.
Главная площадка фестиваля — по традиции Камерный театр, но «своих» организаторы ждут также на показах в Коляда-театре, Екатеринбургском театре кукол, Музее Д.Н. Мамина-Сибиряка и даже Музее истории Екатеринбурга (МИЕ), который примет смотр впервые.
В стенах МИЕ будет представлен спектакль, созданный тоже в музее — Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства. Это постановка Дмитрия Крестьянкина «Красный фонарь». Отправной точкой замысла стали воспоминания последнего директора императорских театров Владимира Теляковского, прослужившего в этой должности почти двадцать лет и отправленного в отставку весной 1917 года.
Также питерцы привезут в Екатеринбург постановку по дневникам Ольги Берггольц — это моноспектакль актрисы Анны Геллер. И еще одна знаковая работа из Санкт-Петербурга была поставлена Яной Туминой (зрители фестиваля «Петрушка Великий», да и вообще ценители театра кукол, прекрасно знакомы с ее творчеством). На этот раз режиссер представила поэтическую притчу, в которой привлекает внимание к проблеме засорения океана — очень трогательный спектакль, главным героем которого становится пингвиненок Джинжик.
Яркую работу презентует творческая мастерская «Гранат» из Нижнего Новгорода. Это моноспектакль Натальи Кузнецовой по пьесе Юлии Поспеловой, в основу которой легла книга дочери Иосифа Сталина Светланы Аллилуевой «Двадцать писем к другу».
Наш регион на фестивале «Свой» представлен спектаклем «Помнить» — на сцене знаменитый артист Константин Итунин. Это пронзительный монолог советского солдата, который в очередной раз бежит из немецкого плена. Работа была отмечена премией губернатора Свердловской области.
Отдельного внимания заслуживают спектакли пермского театра с интересным названием — «Большая стирка».
На смотр уже привозили постановку «Брут — история собаки». Во время войны нацисты издают указ, запрещающий евреям держать домашних животных, и хозяйка вынуждена сдать свою собаку в приемник. Брут как породистый пес проходит выучку и определяется караульной собакой в концентрационный лагерь. И однажды Брут узнает свою хозяйку в одной из заключенных. Моноспектакль артиста Александра Смирнова настолько тронул нашего зрителя, что было решено пригласить спектакль снова, в офф-программу.
А в конкурсе еще одна блестящая работа Александра Смирнова (кстати, в прошлом кавээнщика из пермской команды «Парма»), это спектакль-посвящение Андрею Миронову — «Любимый артист».
Сегодняшний день, 27 сентября, практически полностью посвящен татарской культуре. Откроется смотр спектаклем «Алиф» от казанской театральной площадки MON. Танцовщик и хореограф Нурбек Батулла в пластическом моноспектакле расскажет историю о том, как в 1927 году произошел разлом в культуре татарского народа. Тогда татарский алфавит, основанный на арабской каллиграфии, был переведен на латиницу, а впоследствии, с 1939 года, на кириллицу. Это привело к упразднению семи букв в алфавите, и язык частично потерял свою мелодику и глубину. Фишка спектакля — огромное количество песка, на котором своим телом Нурбек буквально выпишет татарский алфавит.
Продолжится татарская программа постановкой Буинского государственного драматического театра. В основу спектакля легла биография татарского богослова Нургали Хасанова, жившего на рубеже XIX–XX веков. Это моноспектакль народного артиста Республики Татарстан Раиля Садриева в постановке Тимура Кулова.
Часть спектаклей проходит на камерных площадках, и зрителям нужно поторопиться, чтобы успеть приобрести билеты.
Фестиваль «Свой» проходит при поддержке Министерства культуры РФ, Союза театральных деятелей России, министерства культуры Свердловской области.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Новоуральске открылась лаборатория современной драматургии Театра Наций.