Какой увидели Россию режиссеры 34-го Открытого фестиваля документального кино в Екатеринбурге

В Свердловской области подвели итоги 34‑го Открытого фестиваля документального кино «Россия»

В Свердловской области подвели итоги 34‑го Открытого фестиваля документального кино «Россия». За награды боролись режиссеры из Москвы, Санкт‑Петербурга, Красноярска, Иркутска, Краснодара, Екатеринбурга и других городов. Главный приз смотра достался режиссеру картины «Семь дней осени» — москвичу Алексею Головкову, который отправился за своими героями далеко-далеко в тайгу.

Увидеть жизнь своих

В нынешнем году в адрес фестиваля было прислано 505 заявок, из которых в конкурсную программу отобрали 32 фильма. Большая часть картин снята на московских студиях, но это совершенно не помешало зрителю открыть для себя самые разные уголки нашей страны, познакомиться с невероятными героями, увидеть жизнь своих, которая оказалась гораздо интереснее «жизни других» (пусть не обижаются создатели одноименной телепередачи).

Заместитель министра культуры Свердловской области Сергей Радченко поприветствовал гостей и организаторов фестиваля. Фото: Павел Ворожцов

За шесть дней фестиваля на экране мы увидели бескрайние сибирские поля, огромную алтайскую пасеку, красивейшие иркутские скалы с историей, самое большое в мире лежбище моржей в Чукотском море и много других локаций.

Но сначала о самых актуальных и острых темах нашего времени. Одна шестая всей конкурсной программы «России» была посвящена военной спецоперации и всему, что с ней связано. Фильмы о Донбассе были на смотре и раньше (с 2014 года их снято немало), но сейчас режиссеры, высказывающиеся на данную тему, от хроники переходят к осмыслению, а это уже настоящее документальное кино. Зрителям представили картины о врачах, которые со всей страны едут на передовую, о военных корреспондентах, а также о страшных, но неизбежных последствиях. Думаем, мало кого оставила равнодушным история офицера батальона «Восток» Владислава Шинкаря, лишившегося в бою обеих ног. Он научился ходить на протезах и стал помогать таким же фронтовикам, как он. Об этом фильм Екатерины Китайцевой «Один шаг». Важно, что и приз зрительских симпатий смотра достался фильму о войне.

Режиссер Екатерина Толдонова удостоена Приза зрительских симпатий за картину «Война. Женский род». Фото: Павел Ворожцов

Это картина режиссера Екатерины Толдоновой «Война. Женский род» — своеобразная ретроспектива о роли женщины на поле боя, в тылу и в сохранении памяти о героях — со времен Великой Отечественной войны и до наших дней. Фильм трогательный и горький одновременно.

— Низкий поклон фестивалю «Россия» за то, что не только в конкурсе показали фильмы о Донбассе, но и собрали целую спецпрограмму, посвященную данной теме. Это шанс показать аудитории, что же там на самом деле происходит и как к этому относиться. Я вас уверяю, если бы даже парочку из этих картин представили на телевидении, то и настроение в стране было бы совсем другим, — отметил председатель жюри Валерий Фомин.

Еще одна важная тема нынешнего фестиваля — воспитание и наставничество. В эту категорию можно отнести три, казалось бы, абсолютно разных, но тем не менее созвучных работы. Во-первых, это фильм «Школа родителей» режиссера Анны Драницыной (Гран-при 2020 года за фильм «Спецы»). Автор рассказывает о том, как непросто пройти школу приемных родителей, и что сложности на этом этапе подталкивают кандидатов отказаться от столь важного решения. Не сочтите за спойлер, но из почти десяти человек — героев картины — после школы приемных родителей только одна женщина идет до конца. И это, наверное, вопрос, о котором нужно задуматься государству.

Второй фильм — «Беглецы» — тоже о несовершенстве системы, но уже со знаком «минус» для одной из западных стран — Швеции. Именно в этом государстве трех дочерей Дмитрия Лисова, чья жена по состоянию здоровья не может воспитывать детей, передают в приемную семью. Дмитрий пройдет огонь, воду и медные трубы, но вернет своих детей в семью и на родину. Сюжет картины Юлии Бобковой тянет на сильную игровую картину (а так изначально и предполагалось), но в какой-то момент стало ясно, что документальный подход в этом случае правильнее.

Свердловский режиссер Павел Фаттахутдинов с наградой от Российского архива кинофотодокументов за фильм «Заповедник». Фото: Павел Ворожцов

Третью работу сняли свердловские режиссеры — Павел Фаттахутдинов и Светлана Боброва. В фильме «Заповедник» речь о необычной школе в селе Ивановское Ярославской области. Сюда отовсюду привозят детей, чтобы у них была возможность получить образование и воспитание в традиционном учебном заведении, во всех смыслах этого слова. В этой школе принято носить классическую форму, здесь еще обучают старинным танцам, с учениками много разговаривают и учат критически мыслить. По большому счету, школа-то самая обычная, просто здесь по-настоящему любят детей и точно знают, на чем — главном — нужно сконцентрироваться.

Директор, священник отец Владимир Мартышин, приехал представлять картину в Екатеринбург, за время фестиваля он много ездил по нашей области, провел десятки встреч в разных школах. И кажется, это лучшее, что могло случиться на «России» в Год педагога и наставника.

Люди дела возвращаются на экран

Третий, пожалуй, больший сегмент конкурса, был посвящен людям дела. Это совершенно разные картины — по жанру, хронометражу и теме, но всех их объединяет восхищение человеком, бесконечно преданным делу. Герои картины «Зрительная полоса» (режиссер Лилия Дмитрик) посвятили все свое время спасению популяции диких лошадей Пржевальского, герой фильма «Хранитель» — выдающийся археолог Владимир Толстиков всю жизнь проводит в раскопках, 22-летний врач из фильма «Медик» (режиссер Алижан Насиров) едет в глухомань работать там.

Режиссер из Бишкека Алижан Насиров — автор картины «Медик» — поднимался на сцену за наградами несколько раз. На фото он с Уполномоченным по правам человека в Свердловской области Татьяной Мерзляковой. Фото: Павел Ворожцов

— Каждый день на фестивале не только оставлял вопросы, наталкивал на рассуждения, но и вызывал желание что-то сделать, — говорит член жюри смотра, директор екатеринбургского лицея № 180 «Полифорум», победитель конкурса «Учитель года» Алексей Крылов. — И некоторые фильмы хотелось пересмотреть еще раз, тут же. Именно такой работе мы и присудили наш специальный приз.

Оператор Георгий Угаров получает Спецприз жюри за фильм «Паровозных дел мастер». Фото: Павел Ворожцов

Это картина «Паровозных дел мастер» (режиссер Павел Селин). У нас с Алексеем Крыловым настроение совпало — посмотрев фильм во время конкурсного показа, я пришла домой и повторила (благо, картина уже доступна в интернете). Вероятно, все дело в харизме главного героя — Алексея Грука — единственного в России мастера, восстанавливающего старинные паровозы. Именно благодаря нему мы любуемся уникальными машинами в «Сибирском цирюльнике», «Статском советнике», «Коридоре бессмертия» и десятках других фильмов. И при всей своей харизме Алексей мог бы взять еще и приз за скромность, жаль на фестивале таких пока не раздают. Харизма и скромность — вещи несовместимые, скажете вы. Зритель фильма поспорит — харизма главного героя выражена как раз в его полной отдаче делу.

Обладатели награды за “Лучший дебют” – авторы картины «Горький мед». Фото: Павел Ворожцов

Картина, завоевавшая Гран-при фестиваля, будто немного возвышается над всеми уже обозначенными темами — она о самой жизни. Это фильм под названием «Семь дней осени». За своими героями режиссер Алексей Головков отправился в долину Верхоянских гор, за Северный полярный круг. Именно там, в дикой тайге, живет пара. Они вместе долгих 30 лет, но ни разу не слышали голос друг друга. Лично мне хотелось присудить награду автору уже за три анонсовых предложения об этой картине. Потому что история невероятная. Пара глухонемых, прожив четыре года в городе, принимают решение уехать подальше от цивилизации. Он — эвен, работал слесарем. Она — русская, трудилась намотчицей. В 90-е в городе им стало особенно тяжело, отсюда такое решение.

Да, сюжет — удача для любого режиссера, но Алексей Головков только на этом не остановился, он сумел снять фильм-притчу о семи днях этих людей. И каждый новый их день начинается со взгляда в маленькое окошко, в котором зрители увидят свое: от беспробудной тоски до огромного мира со всеми его красками.

ПРИЗЫ ФЕСТИВАЛЯ «РОССИЯ»:

  • Гран-при: «Семь дней осени», режиссер Алексей Головков.
  • «Лучший полнометражный фильм»: «Хранитель», режиссер Дмитрий Завигельский.
  • «Лучший короткометражный фильм»: «Николай Обухович. За амальгамой бытия», Татьяна Скабард.
  • «Операторское мастерство»: «Военкоры», Михаил Буров.
  • «Лучший дебют»: «Горький мед», режиссер Юлия Макарова.
  • Специальный приз жюри: «Паровозных дел мастер», режиссер Павел Селин.
  • Приз зрительских симпатий: «Война. Женский род», режиссер Екатерина Толдонова.
  • Приз Российского архива кинофотодокументов «Фильм, достойный государственного хранения»: «Заповедник», режиссеры Павел Фаттахутдинов и Светлана Боброва.
  • Приз имени Леонида Гуревича: «Выход», режиссеры Максим и Евгения Арбугаевы.
  • Приз Уполномоченного по правам человека в Свердловской области: «Медик», режиссер Алижан Насиров.
  • Приз администрации Нижнего Тагила: «Семь дней осени», режиссер Алексей Головков.

Ранее «Областная газета» писала о том, что в честь Года педагога и наставника показы фестиваля «Россия» пройдут более чем в 15 общеобразовательных учреждениях региона.

Свердловский эксперт поделился мнением о том, что в регионе нужен комплекс мусороперерабатывающих заводов

Экспертное мнение о задачах по мусоропереработке в интервью «ОГ» высказал кандидат социологических наук, заместитель...

Темпы уборки хорошие — главное не останавливаться: Корреспонденты «ОГ» оценили работу по уборке мусора в муниципалитетах Свердловской области

В конце прошлой неделе губернатор Евгений Куйвашев дал ряд поручений по незамедлительному вывозу мусора...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также