Школа Усминского: оркестр «Лицей-камерата» отмечает 60-летие

Как отмечает? Концертами в Уральском музыкальном колледже и Свердловской филармонии

Концертами в Уральском музыкальном колледже и Свердловской филармонии знаменитый оркестр «Лицей-камерата» отмечает 60-летие. С чистым сердцем, без натяжки, можно сказать, что это и личная «дата» заслуженного артиста России Вольфа Усминского, который практически все эти годы — художественный руководитель и дирижер оркестра.

Дарование скрипача-исполнителя вело его иным путем. Он 20 лет был «первой скрипкой», концертмейстером в Свердловском оперном. Соло Усминского в «Лебедином озере» зрители приходили слушать специально. Сам Иван Козловский выбрал его для записи великой «Я встретил вас…» — и эта запись есть, история сохранила ее. Но еще в детстве ему словно был подан другой знак. Лет в 12 он попал на «Риголетто». Едва началась опера, он встал со своего приставного стульчика, подошел к оркестровой яме и весь спектакль простоял тут. Его абсолютно не интересовало, что происходило на сцене — его заворожил оркестр. Ансамбль музыкантов и дирижер, который, не касаясь инструмента, тоже создает Музыку.

Возможно, поэтому, когда однажды ему случилось заменить на репетиции учебного оркестра музыкальной школы-десятилетки приболевшего дирижера, через полчаса многим стало очевидно: вот — готовый руководитель. Ему и сказали: «Беритесь за оркестр».

Есть дирижеры-махальщики, а есть музыканты. Вольф Усминский — Музыкант. Но еще в нем был дар, так необходимый юношескому оркестру, ребятам, которые «учатся на музыканта». Через полчаса оркестр заиграл по-другому. Без окриков и одергиваний. Без педагогического «кнута». Усминский раскрывал талант каждого как-то по-своему…

И раскрывает по сей день. Вот уже 60 лет. Не случайно же, не чудом, не по мановению волшебной палочки «всего-то» учебный оркестр Уральского музыкального колледжа превратился в знаменитый оркестр «Лицей-камерата», известный не только в России, но выступавший и в Вене, и в Стокгольме. Впрочем… Именно по мановению. Именно — дирижерской палочки Вольфа Усминского.

«Я знаю, как НЕ надо делать»

Он сам когда-то, в этой школе для одаренных детей-музыкантов, учился у великого педагога Петра Столярского, а тот, помимо колоссальной интуиции на талант, отличался еще и чувством юмора (из его «перлов» выпускники составили объемный цитатник). Мягкое чувство юмора, самоирония свойственны и Вольфу Львовичу. Даже когда он отвечает на «серьезные» вопросы о своих преподавательских секретах. Вспоминает фразу из «Отелло»: «Какой пример даете вы солдату?» И, словно отвечая Шекспиру, — уже от себя: «Хороший генерал помнит, как был солдатом. А потому прежде всего я знаю, как НЕ надо делать. Иду от противного». Тут же приводит пример: он как дирижер и хотел бы, может, исполнить с оркестром что-то выдающееся и сложное вроде «Фантастической симфонии» Берлиоза, но — нельзя. «Я же покалечу их как музыкантов. Программу подбираю по их умению».

Не думайте, что это снисходительность Маэстро. Это педагогический талант. И мудрость. Про ребят же, которые заняты в юбилейных концертах, Усминский сам сказал: они уже сегодня могут сесть в любой оркестр. Более того: он назначил наше интервью на день концерта, часа за полтора. Вообще-то, оркестр репетировал в это время. Переживаю: как же ребята без дирижера? Всё с той же мягкой полуулыбкой Усминский успокоил: «Не волнуйтесь. К пульту встанет концертмейстер. Они должны всё уметь и сами». Сумели. Виртуозно сыграв на концерте Моцарта, Респиги, Вивальди, Чайковского, Штрауса…

Юбилейные дни оркестр «Лицей-камерата» начал концертом в родном Уральском музыкальном колледже. Сегодня — концерт в Свердловской филармонии. Фото: Борис Ярков

За 60 лет через оркестр «Лицей-камерата» (название для начавшего активную концертную деятельность оркестра тоже придумал когда-то Усминский), через его руки и под его «волшебной палочкой» дирижера прошли более 900 воспитанников. Многие играют сегодня в лучших столичных оркестрах России и оркестрах мира. Когда уральские музыканты встречаются на гастролях с коллегами, то и дело слышат вопрос: «Как там Вольф Львович?»

Прекрасно! В свои 93 года он каждый день в 9:00 уже в музыкальном колледже и продолжает взращивать таланты. Кстати, к слову «талант» относится осторожно. «Талант» — редкость. «Гений» — вообще единицы. «Одаренный» — вот так более правильно. Но «одаренный» — все равно уже отмеченный свыше. И дар надо заметить (как золотоискатель, почувствовать: «Вот здесь надо искать!»), отметить, развивать. И тут как руководитель струнного отделения колледжа (скрипки, альты, виолончели, контрабасы) Усминский больше спрашивает с… педагогов. Они должны влюбить ученика в свой предмет. Приложить максимум усилий, чтобы юный талант раскрылся. Состоялся. При этом сами дети должны понять: даже при условии их одаренности в успехе только 10 процентов — творческие способности, а 90 — трудоспособность. Что же касается старших наставников, на то они и старшие, чтобы сознавать: не власть и не менторские поучения определяют в творчестве успех. И уже тем более немыслимо прилюдно «воспитывать» творца. Пусть даже юного. Вольф Львович вспомнил: однажды на репетиции оркестра он понял, что у одной девочки что-то не получается. «Я полминуты во время исполнения смотрел только на нее. На другой день, встретив меня, она смущенно сказала: «Я все выучила…»

«Играйте Баха, а не Оффенбаха»

Диву даешься, насколько же его хватает в его годы. Не только я дивлюсь — сам колледж. И бережет-лелеет своих стажистов, отлично понимая, что в творчестве, в том числе оркестровом, мастерство передается из рук в руки. Никак иначе. В 2000 году по инициативе профессора Уральской консерватории, художественного руководителя «Лицей-камераты» Вольфа Усминского на Урале стартовал Демидовский Международный юношеский конкурс скрипачей «ДеМЮКС». Цель проекта — выявление молодых талантливых исполнителей и создание благоприятных условий для развития российской скрипичной школы. В «ДеМЮКСе» участвуют дети с 12 лет. Но следом он придумал «Дебют», где участвуют еще более юные музыканты, которым он, кстати, терпеливо, по-отечески, объясняет: «громко и быстро» — не главное в музыке. А в стиле своего учителя-наставника Петра Столярского может даже сказать: «Играйте Баха, а не Оффенбаха».

Художественный руководитель и дирижер оркестра «Лицей-камерата» заслуженный артист России Вольф Усминский. Фото: Борис Ярков

Совсем недавнее — участие Вольфа Усминского и его воспитанников в оркестровых сессиях «Сириуса». Он и на этом уровне не кондово-поучающе, а профессионально и увлекательно показывает: исполнять музыку сольно и в ансамбле — две большие разницы. Его слышат. Им восхищаются. У него учатся.

В поисках потерянного звука…

У него же самого профессиональной, человеческой болью с каждым годом все острее — проблема звука у музыкантов.

— Такого звука, как у Ойстраха на скрипке, Гилельса на рояле — увы, нет сегодня. Когда Кнушевицкий играл на виолончели «Аве Мария» Шуберта (там есть две кантилены, певучие вариации!), у слушателей слезы в глазах стояли. Сегодня каждый второй музыкант — лауреат, но… У них неплохой звук. Хороший. Но — некрасивый…

Вот об этом Вольф Львович по приглашению Москвы говорил недавно в федеральном радиоцикле «В поисках потерянного звука».

Где-то — потерянного. Но художественный руководитель оркестра «Лицей-камерата» Вольф Усминский вот уже шесть десятилетий пытается хранить эталонное звучание в исполнении своих учеников. Недавно на Пасхальный фестиваль в Екатеринбург приезжал Валерий Гергиев. Вольф Львович увидел в его оркестре девушку, некогда засветившуюся на «ДеМЮКС». Подошел поговорить. Гергиев спрашивает с улыбкой: «А со мной не хотите пообщаться?» Пообщались. В конце диалога двух дирижеров о мастерстве и проблемах музыкантов Гергиев с уважением отметил: «ВАШИ всё знают…».

Ранее «Областная газета» писала о том, что фестиваль «Безумные дни» собирает голоса свердловчан в рамках просветительского проекта «Достижения.рф».

Денис Паслер поделился опытом комплексного развития территорий на Среднем Урале

Глава Свердловской области Денис Паслер рассказал об успешном опыте использования механизма комплексного развития территорий (КРТ)...

Свердловские студенты заняли третье место на международных соревнованиях по легкой атлетике в Екатеринбурге

В Екатеринбурге завершилась международная студенческая легкоатлетическая матчевая встреча «Королева спорта 2025». По итогам командного первенства третье...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также