Сегодня основную массу грузов, проходящих через Екатеринбург, перевозит Транссибирская магистраль. Она связывает европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком (транспортный коридор Запад-Восток). Но в районе Кемерово-Хабаровска железнодорожная ветка сильно перегружена. Приоритет движения отдается составам с углем Кузбасса, и вагоны с грузами других регионов вынуждены простаивать длительное время. Очевидно, что нужна альтернатива. И она есть, причем с «прицелом» на всю страну.
Причалы сухого порта Екатеринбурга сейчас наращивают мощности, и более доступный транспортный коридор им остро необходим. Власти Свердловской области совместно с СвЖД разработали другой маршрут: с юга от Каспийского моря через уральскую столицу до полуострова Ямал, а оттуда по Северному морскому пути на Дальний Восток и в страны Азии. Другими словами, коридор Север-Юг.
Если учесть, что в аналогичном коридоре сегодня работает только сухой порт Санкт-Петербурга, и он затрагивает ныне недружественные России страны, то вариант с Екатеринбургом геополитически выгоден всей стране, так как он обеспечивает выход исключительно в российское водное пространство. И если это осуществить, Екатеринбург автоматически становится ведущим сухим портом России.
Что для этого нужно?
- Во-первых, построить железную дорогу от поселка Полуночное (Ивдельский ГО) до станции Обская (г. Лабытнанги);
- Во-вторых, усилить (достроить) железнодорожную ветку от Обской до Бованенково (газового поселка на Ямале);
- В-третьих, выполнить строительство железной дороги от Бованенково до Сабетты (поселка у Карского моря, где уже строится порт).
В общей сложности, это 832 км, что по меркам железнодорожников не так уж много.
Как сообщили «ОГ» в областном министерстве экономики и территориального развития, сейчас рассматриваются три варианта, кто займется этой работой. Либо это будет РЖД, либо частный инвестор, либо региональные власти будут просить у федерации инфраструктурный кредит для частного бизнеса, который построит эту дорогу. По предварительным подсчётам, она обойдется в 300 млрд рублей. Точные сроки начала строительства пока не озвучиваются.
Что же касается навигации по Северному морскому пути, из-за льдов она пока не является круглогодичной. Но, как пояснили в министерстве, федеральное правительство уже поручило Росатому строить ледоколы, которые буду сопровождать грузовые суда. То есть, задача максимально расширить сроки навигации уже поставлена, и она будет выполнена.
Ранее «Областная газета» писала о том, что по проекту «Сухой порт» в Сысертском районе построят транспортно-логистический центр.
Опубликовано в №253 (9768) от 9 ноября 2023 года.