Режиссер Александр Велединский представил в Ельцин Центре свой новый фильм — «1993»

Он посвящен событиям октября 1993 года в Москве

Александр Велединский ворвался в наше кино как сценарист сериала «Бригада». А потом мы узнали его как режиссера фильмов: «Русское», «Живой», «Географ глобус пропил», «Обитель». Сейчас он привез в столицу Урала свою новую картину «1993».

— Александр, вы приехали в Екатеринбург со своим новым фильмом «1993», но у нас вы известны в первую очередь как режиссер фильма «Географ глобус пропил». И автор Алексей Иванов — уралец, и действие фильма происходит на Урале. Страсти кипели нешуточные. Причем, мнения были полярные — от «Он испортил книгу, сделал главного героя гораздо старше, действие перенес в наши дни!» до «Это одна из ранних книг Алексея Иванова, очень несовершенная, Велединский довел ее до ума и сделал классный фильм!»…

— Всех хейтеров «Географа» я посылаю к Леше Иванову, который очень любит фильм и мы с ним дружим с тех пор. Он так и сказал: «Всех, кому не нравится фильм, посылай ко мне». Мы с Лешей себя не равняем, конечно, со Стругацкими и Тарковским, но есть повесть Стругацких «Пикник на обочине», а есть фильм «Сталкер». Одно другому не мешает — читайте книгу, смотрите фильм.

— Начиная с первой своей режиссерской работы — короткометражки «Ты да я, да мы с тобой!» — вы работаете с современной русской литературой. Начали с Вячеслава Пьецуха, потом были Эдуард Лимонов, Алексей Иванов, Захар Прилепин, теперь вот Сергей Шаргунов…

— Если обратили внимание, это всегда не экранизация, а «по мотивам». С одним замечательным русским писателем мы не договорились — он хотел участвовать в написании сценария, а я ставил условие: по мотивам… «1993» я давно хотел снять, но не думал, что найдется продюсер. Вдруг — звонок: «Скоро 30 лет октябрьским событиям в Москве, хотите сделать фильм?» — «Хочу. Кстати, у Сергея Шаргунова есть роман „1993“…» — «Уже купили права».

— А почему вы решили, что должны снимать фильм о событиях октября 1993 года в Москве?

— Потому что я — участник этих событий. 1 октября 1993 года мы начали учиться на высших курсах режиссеров и сценаристов. Поселились в общежитии ВГИКа. И услышали стрельбу. А от нас до Останкино было — ну вот как от Ельцин Центра до небоскреба «Высоцкий». И в ночь с 3 на 4 октября мы пошли к Останкино. Мы — те, кто потом сделали «Бригаду»: Леша Сидоров, Игорь Порублев и я. И попали под обстрел ельцинских БТР. Мы же были любопытные кинематографисты, нам нужно было самим все увидеть. Увидели. И сейчас критики фильма говорят: не было объявления осаждавшим Останкино, что через 30 минут будет открыт огонь на поражение… Я там был. МНЕ это говорили. По МНЕ стреляли. Так что я имею право об этом снимать фильм.

— У вас есть любимые актеры, для которых в каждом фильме находятся роли — Александр Робак и Максим Лагашкин. Они снялись и в «1993».

— Я Сашке Робаку дал почитать сценарий «1993». Он сказал: «Сценарий — „пушка“! Ну, Янс так Янс»… Я сказал: «Понял! Допишу твою роль». И так родилась специально для Саши Робака написанная ночная сцена в баре.

 — Это ваши актеры, они вас с полуслова понимают?

— Они все время что-то предлагают. Моя задача — создать у них представление, что роль сочинили они. И только на премьере они понимают, что сделали то, что я от них хотел.

— Главную роль в «1993» вы сразу писали для Евгения Цыганова?

— Нет. Были пробы, я полгода актеров мучал. Очень хорошие артисты пробовались, этика мне не позволяет назвать их имена — пробы были отличные. Иногда все решает случай. Однажды я смотрел интервью Цыганова на Ютьюбе, он там показывал театр «Мастерская Петра Фоменко» и вдруг запел. Я подумал: «Ого, он может и так!» А мне нужен был персонаж характерный. Я понял, что главный герой у меня есть. Уже под него я придумал финал. Мы были шапочно знакомы — стали друзьями.

— Хотелось бы еще поговорить о вашем полнометражном дебюте — фильме «Русское» по прозе Эдуарда Лимонова. Почему был выбран именно этот материал?

— Харьков — индустриальный город, а я вырос в Горьком и, читая Лимонова, увидел много знакомого, хотя у нас с Эдуардом 16 лет разницы. Когда был готов сценарий, Лимонов сидел в тюрьме. Фильм он увидел на Московском международном кинофестивале. Сначала сказал: «Хорошо!», потом: «Очень плохо!», потом опять сказал: «Хорошо!». Это зависело и от его настроения, и от людей, которые его окружали. «Русское» в прокате провалилось, было всего 22 копии на всю страну. Это сейчас он уже приобрел статус культового. На премьере «Живого» Лимонов сказал: «Эх, если бы наш фильм так прокатился!» Он сказал «наш»! Мне это очень понравилось.

Александр Велединский. Фото: Андрей Кулик

— В «Русском» и в «Живом» главные роли сыграл Андрей Чадов, актер, по-моему, гораздо более интересный, чем его младший брат Алексей…

— Не комментирую вашу оценку. К тому же Алексей сыграл в фильме «Живой»…

— У него там роль маленькая, но очень важная, кто спорит! Так вопрос-то: почему после таких мощных фильмов с Андреем Чадовым перестали работать? Поссорились?

— Ни в коем случае не поссорились. Я ему в «Географе» предлагал сниматься. Андрюша сказал: «Не моя роль». В «Обители» даже до проб не дошло, вышло недопонимание. А когда Женя Ткачук прошел пробы, все вопросы отпали. Еще я ему предлагал роль в «В Кейптаунском порту», но он промолчал. Андрюха — он такой. «Я забыл тебе ответить!» У друзей такое бывает. Эту роль также сыграл Евгений Ткачук.

— Мне досадно, что «В Кейптаунском порту» ухнул куда-то в вату, никакого резонанса, а ведь картина-то замечательная…

— Это мой лучший фильм. Есть идея выпустить его в повторный прокат, потому что — вы правы — прокат был провален абсолютно. Как, кстати, и «1993» — на прокат нужны достаточно серьезные деньги. Прокатчики должны этим заниматься. С «1993» получилось, что мы по просьбе прокатчиков гнали фильм к 30-летию, поэтому прозевали все фестивали. А «В Кейптаунском порту» мы очень долго делали, и, скажем так, продюсеры устали от нас. Сейчас-то они хотят устроить повторный прокат. Я с этим фильмом был и в Ню-Йорке, и Лондоне…

— А в ЮАР? Моя любимая новелла «В Кейптаунском порту» — южноафриканская…

— Он там был на фестивале во время ковидных ограничений — без людей. Может быть, приедем в ЮАР…

Ранее «Областная газета» писала о том, что юбилейный фестиваль «Кинопроба» в Екатеринбурге откроет фильм Павла Мирзоева «Блондинка».

Опубликовано в №253 (9768) от 9 ноября 2023 года.

Столицы Урала и Башкортостана обменяются театрами во время «Больших гастролей»

Свердловский академический театр драмы проведет гастроли в Уфе с 16 по 21 сентября. Зрители увидят шесть спектаклей — от драматических романов...

Уральский бренд спортивной одежды выпустит новые коллекции при помощи займа СОФПП

Заем «Приоритет» Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП, на базе которого создан Центр «Мой бизнес»)...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также