Александр Велединский ворвался в наше кино как сценарист сериала «Бригада». А потом мы узнали его как режиссера фильмов: «Русское», «Живой», «Географ глобус пропил», «Обитель». Сейчас он привез в столицу Урала свою новую картину «1993».
— Александр, вы приехали в Екатеринбург со своим новым фильмом «1993», но у нас вы известны в первую очередь как режиссер фильма «Географ глобус пропил». И автор Алексей Иванов — уралец, и действие фильма происходит на Урале. Страсти кипели нешуточные. Причем, мнения были полярные — от «Он испортил книгу, сделал главного героя гораздо старше, действие перенес в наши дни!» до «Это одна из ранних книг Алексея Иванова, очень несовершенная, Велединский довел ее до ума и сделал классный фильм!»…
— Всех хейтеров «Географа» я посылаю к Леше Иванову, который очень любит фильм и мы с ним дружим с тех пор. Он так и сказал: «Всех, кому не нравится фильм, посылай ко мне». Мы с Лешей себя не равняем, конечно, со Стругацкими и Тарковским, но есть повесть Стругацких «Пикник на обочине», а есть фильм «Сталкер». Одно другому не мешает — читайте книгу, смотрите фильм.
— Начиная с первой своей режиссерской работы — короткометражки «Ты да я, да мы с тобой!» — вы работаете с современной русской литературой. Начали с Вячеслава Пьецуха, потом были Эдуард Лимонов, Алексей Иванов, Захар Прилепин, теперь вот Сергей Шаргунов…
— Если обратили внимание, это всегда не экранизация, а «по мотивам». С одним замечательным русским писателем мы не договорились — он хотел участвовать в написании сценария, а я ставил условие: по мотивам… «1993» я давно хотел снять, но не думал, что найдется продюсер. Вдруг — звонок: «Скоро 30 лет октябрьским событиям в Москве, хотите сделать фильм?» — «Хочу. Кстати, у Сергея Шаргунова есть роман „1993“…» — «Уже купили права».
— А почему вы решили, что должны снимать фильм о событиях октября 1993 года в Москве?
— Потому что я — участник этих событий. 1 октября 1993 года мы начали учиться на высших курсах режиссеров и сценаристов. Поселились в общежитии ВГИКа. И услышали стрельбу. А от нас до Останкино было — ну вот как от Ельцин Центра до небоскреба «Высоцкий». И в ночь с 3 на 4 октября мы пошли к Останкино. Мы — те, кто потом сделали «Бригаду»: Леша Сидоров, Игорь Порублев и я. И попали под обстрел ельцинских БТР. Мы же были любопытные кинематографисты, нам нужно было самим все увидеть. Увидели. И сейчас критики фильма говорят: не было объявления осаждавшим Останкино, что через 30 минут будет открыт огонь на поражение… Я там был. МНЕ это говорили. По МНЕ стреляли. Так что я имею право об этом снимать фильм.
— У вас есть любимые актеры, для которых в каждом фильме находятся роли — Александр Робак и Максим Лагашкин. Они снялись и в «1993».
— Я Сашке Робаку дал почитать сценарий «1993». Он сказал: «Сценарий — „пушка“! Ну, Янс так Янс»… Я сказал: «Понял! Допишу твою роль». И так родилась специально для Саши Робака написанная ночная сцена в баре.
— Это ваши актеры, они вас с полуслова понимают?
— Они все время что-то предлагают. Моя задача — создать у них представление, что роль сочинили они. И только на премьере они понимают, что сделали то, что я от них хотел.
— Главную роль в «1993» вы сразу писали для Евгения Цыганова?
— Нет. Были пробы, я полгода актеров мучал. Очень хорошие артисты пробовались, этика мне не позволяет назвать их имена — пробы были отличные. Иногда все решает случай. Однажды я смотрел интервью Цыганова на Ютьюбе, он там показывал театр «Мастерская Петра Фоменко» и вдруг запел. Я подумал: «Ого, он может и так!» А мне нужен был персонаж характерный. Я понял, что главный герой у меня есть. Уже под него я придумал финал. Мы были шапочно знакомы — стали друзьями.
— Хотелось бы еще поговорить о вашем полнометражном дебюте — фильме «Русское» по прозе Эдуарда Лимонова. Почему был выбран именно этот материал?
— Харьков — индустриальный город, а я вырос в Горьком и, читая Лимонова, увидел много знакомого, хотя у нас с Эдуардом 16 лет разницы. Когда был готов сценарий, Лимонов сидел в тюрьме. Фильм он увидел на Московском международном кинофестивале. Сначала сказал: «Хорошо!», потом: «Очень плохо!», потом опять сказал: «Хорошо!». Это зависело и от его настроения, и от людей, которые его окружали. «Русское» в прокате провалилось, было всего 22 копии на всю страну. Это сейчас он уже приобрел статус культового. На премьере «Живого» Лимонов сказал: «Эх, если бы наш фильм так прокатился!» Он сказал «наш»! Мне это очень понравилось.
— В «Русском» и в «Живом» главные роли сыграл Андрей Чадов, актер, по-моему, гораздо более интересный, чем его младший брат Алексей…
— Не комментирую вашу оценку. К тому же Алексей сыграл в фильме «Живой»…
— У него там роль маленькая, но очень важная, кто спорит! Так вопрос-то: почему после таких мощных фильмов с Андреем Чадовым перестали работать? Поссорились?
— Ни в коем случае не поссорились. Я ему в «Географе» предлагал сниматься. Андрюша сказал: «Не моя роль». В «Обители» даже до проб не дошло, вышло недопонимание. А когда Женя Ткачук прошел пробы, все вопросы отпали. Еще я ему предлагал роль в «В Кейптаунском порту», но он промолчал. Андрюха — он такой. «Я забыл тебе ответить!» У друзей такое бывает. Эту роль также сыграл Евгений Ткачук.
— Мне досадно, что «В Кейптаунском порту» ухнул куда-то в вату, никакого резонанса, а ведь картина-то замечательная…
— Это мой лучший фильм. Есть идея выпустить его в повторный прокат, потому что — вы правы — прокат был провален абсолютно. Как, кстати, и «1993» — на прокат нужны достаточно серьезные деньги. Прокатчики должны этим заниматься. С «1993» получилось, что мы по просьбе прокатчиков гнали фильм к 30-летию, поэтому прозевали все фестивали. А «В Кейптаунском порту» мы очень долго делали, и, скажем так, продюсеры устали от нас. Сейчас-то они хотят устроить повторный прокат. Я с этим фильмом был и в Ню-Йорке, и Лондоне…
— А в ЮАР? Моя любимая новелла «В Кейптаунском порту» — южноафриканская…
— Он там был на фестивале во время ковидных ограничений — без людей. Может быть, приедем в ЮАР…
Ранее «Областная газета» писала о том, что юбилейный фестиваль «Кинопроба» в Екатеринбурге откроет фильм Павла Мирзоева «Блондинка».
Опубликовано в №253 (9768) от 9 ноября 2023 года.