От архива Строгановых до Эрнста Неизвестного и свердловского рока: «Литфонд» подвел итоги первого аукциона в Екатеринбурге

Часть заработанных средств «Литфонд» переведет на развитие художественной школы Екатеринбурга

Аукционный дом «Литфонд» провел в новом филиале в Екатеринбурге первые торги, посвященные раритетам, связанным с известными именами, оставившими исторический и культурный след на Урале — от Петра Великого, Строгановых и Демидовых до одного из самых знаменитых скульпторов России Эрнста Неизвестного. Часть заработанных средств «Литфонд» переведет на развитие художественной школы Екатеринбурга. Кроме того, аукционный дом совместно с Екатеринбургским музеем изобразительных искусств запустил в столице Урала просветительский проект «Школа коллекционера». О первом аукционе в Екатеринбурге, открывшейся Школе коллекционера и благотворительных проектах «Областная газета» поговорила с генеральным директором «Литфонда» Сергеем Бурмистровым.

«Мы надеемся, что сможем быть полезными культурной сфере Екатеринбурга»

План юго-восточной части дачи Богословского горного округа с указанием площадей, содержащих полезные ископаемые и обозначением разрабатываемых и предлагаемых к разработке рудников и приисков. Фото: Полина Зиновьева

— У меня в руках прекрасный каталог, посвященный выставке в галерее «Главный проспект», где представлены вещи, которые участвовали в аукционе. От этого издания очень трудно оторваться — столько там любопытных вещей, экспонатов музейного уровня. Скажите, сколько готовился проект для Екатеринбурга?

— Подготовка заняла месяца два-три. Время ушло на то, чтобы собрать все эти предметы, описать, сфотографировать и подготовить каталог.

— Почему «Литфонд» выбрал для открытия своего филиала именно Екатеринбург, помимо того, что у нас в этом году был большой юбилей?

— Мы принципиально решили для себя расширить федеральную сеть. В Москве «Литфонд» работает уже девять лет, а первый проект не в столице был в Петербурге: около двух лет назад мы открыли там представительство, которое сейчас тоже регулярно проводит аукционы. А Екатеринбург мы выбрали не в смысле юбилея, эти события скорее совпали. Мы в какой-то момент начали планировать, куда дальше идти, и без каких-либо колебаний первое место, о котором все подумали, был Урал. И как центр культурной жизни Урала — Екатеринбург. У вас действительно чрезвычайно богатая история, начиная с времен Петра Великого, становления горнозаводской промышленности, несколько великих имен сразу приходит на ум: и Татищев, и де Геннин, сам Петр, кого здесь только не было… Что касается современного периода, то это свердловский рок и живописный андеграунд. Поэтому у нас не было сомнений, что первым, скажем так, более отдаленным от Москвы регионом будет именно Свердловская область.

— Ваши партнеры в Екатеринбурге сразу откликнулись? Имеем в виду и «Главный проспект», и Екатеринбургский музей изобразительных искусств, другие площадки?

— Про «Литфонд» сегодня знают практически все, тем более мы сюда не раз приезжали. Но все равно нас поразило, что владельцы антикварных галерей, местных аукционных домов так открыто и дружелюбно нас встретили. Несмотря на то, что в какой-то степени мы являемся конкурентами. Из бесед мы поняли, что здесь есть чрезвычайно много интересных вещей, но антикварный, аукционный бизнес пока не структурирован. И от нас ждут такой миссии, в том числе помощи, связанной с использованием современных технологий. Так что мы надеемся, что сможем быть полезными культурной сфере Екатеринбурга. А что касается «Главного проспекта», центра «Эрмитаж-Урал» и Екатеринбургского музея изобразительных искусств, остальных музеев, то нас тоже дружелюбно встретили, заинтересовались проектом даже на стадии, когда еще не было каталога. И, как я вижу, они не жалеют об этом, потому что на первом аукционе представлены совершенно уникальные вещи музейного уровня, касающиеся истории вашего региона.

Тарелка в виде винилового диска с ручной росписью лидера рок-группы «Наутилус Помпилиус» Вячеслава Бутусова, подаренная другу, художнику, организатору подпольных концертов рокеров в Гжели Юрию Гаранину. Фото: Полина Зиновьева

— Еще один важный проект, который тоже реализуется в эти дни, — Школа коллекционера на базе ЕМИИ и «Эрмитаж-Урала». Как мы поняли, одна из ваших задач — показать, что аукционы существуют не только для элиты. Школа коллекционера тоже ваша инициатива?

— В Москве у нас долгое время работала Академия «Литфонда», где регулярно проводились встречи и лекции с известными коллекционерами. И мы хотели продолжить эту историю и на Урале. Но нам нужен был партнер — им как раз стал Екатеринбургский музей изобразительных искусств, где теперь все желающие могут стать слушателями Школы коллекционера и открыть для себя эту сферу.

— Есть у вас и благотворительная миссия. Насколько знаем, часть средств после аукциона пойдет на развитие одной из художественных школ Екатеринбурга?

— Да, это Детская художественная школа № 1 им. П. П. Чистякова. Мы приняли решение часть средств отчислить на один из проектов этого учреждения. Сейчас обсуждаем, какой именно это будет проект. Надо сказать, что мы всегда участвовали в социальной и культурной жизни, и если все пойдет, как рассчитывали, то мы, конечно, будем активно работать и с министерством культуры Свердловской области, и с управлением культуры Екатеринбурга. Надеемся, что в процессе появятся еще какие-то интересные благотворительные проекты.

— Какова будет периодичность торгов филиала аукционного дома в Екатеринбурге?

— В месяц мы проводим, наверное, самое большое количество аукционов — это десять, то есть практически по два аукциона в неделю. В Екатеринбурге мы планируем начинать с одного аукциона в месяц. Концепция будет та же: предметы, которые будем и собирать, и продавать здесь, на Урале.

Эрнст Неизвестный. Скульптурная композиция «Пантеизм» («Крест»). 1972-1975. Фото: Полина Зиновьева

— Вещи, представленные в Екатеринбурге, на ваш взгляд, будут востребованы коллекционерами в Москве и в Петербурге?

— Безусловно. Многие собирают вещи, связанные именно с историей России, а Урал и Сибирь — это крайне важная составляющая истории страны. Поэтому у нас в Москве и в Санкт-Петербурге много коллекционеров, интересующихся этими темами. В том числе востребовано и современное уральское искусство, поэтому думаю, что покупатели и на этом аукционе, и на последующих будут далеко не только местные, тем более что покупку можно совершить из любой точки России.

— К слову о демократичности. Правильно ли понимаем, что на аукцион лот может предложить любой человек, у которого сохранилась какая-то любопытная вещь?

— Абсолютно правильно. Бывает, что-то остается в наследство от бабушек и дедушек. Или находится пусть даже и одна, но любопытная вещица. У нас на сайте работает специальная онлайн-платформа, где, даже не приходя в офис, можно все это оценить. Совершенно бесплатно. В день мы получаем десятки, а иногда сотни заявок. Наши эксперты все просматривают, оценивают. И если наша цена привлекательна для владельца, то можно приносить предмет, оформлять договор, и тогда предмет уже становится лотом аукциона.

— Вопрос по самому дорогому лоту нынешнего аукциона — это камнерезная нефритовая композиция «Белые медведи на льдине» со стартовой ценой 40 миллионов рублей. Очень любопытна история этого предмета…

— Эта вещь из одной очень значительной коллекции, где находится множество подобных предметов. Композиция выполнена в единственном экземпляре и была заказана Нобелем для своей коллекции. На екатеринбургском аукционе она появилась, поскольку в ее создании использован уральский горный хрусталь, платина, и сделана она по типу одного из самых знаменитых яиц Фаберже — «Зимнего яйца», где на хрусталь монтированы капли платины с алмазами, и эта композиция сделана по той же технологии.

— А если говорить о более демократичных по цене предметах, скажем, в районе 10 тысяч рублей, на что бы советовали обратить внимание?

— В пределах этой суммы было достаточно много лотов: это и вещи, связанные с историей уральского рока, российского рока, живописный андеграунд — там есть совсем недорогие работы. Очень важно, что мы выставили совершенно уникальный архив Строгановых, который собирался на протяжении нескольких сотен лет. Самая древняя вещь — конец XVIII века, это знаменитая Межевая книга Пермского наместничества, документ обладает музейной ценностью, ведь по сути это первое государственное межевание земли в уральском регионе. Среди архива есть не очень дорогие документы (ценой по 10–20 тысяч рублей), связанные именно со становлением горнозаводской промышленности Урала.

— Вообще очень интересна история возвращения этого архива. Насколько понимаем, долгое время он находился во Франции…

— Да, одна из последних наследниц, уже после революции, увезла архив в Париж. И следы его потерялись. Только в 90-е годы на волне интереса к русской культуре за рубежом архив отыскался, и один из коллекционеров привез его обратно в Россию.

Как прошли первые торги?

Четыре редкие открытки с изображением Екатеринбурга по фотографиям Анатолия Скурихина (друга и коллеги А. Родченко) в стиле конструктивизма с диагональным построением композиции. Москва, 1933. Фото: Полина Зиновьева

И первые торги в новом филиале Аукционного дома «Литфонд» в Екатеринбурге превзошли самые смелые ожидания: распроданы почти все заявленные раритеты, посвященные знаковым для истории и культуры региона и страны событиям и персонам, включая русский андеграунд.

Так, за 6,5 миллиона рублей ушел с молотка комплект из 21 книги в 7 томах «Историческое описание российской коммерции при всех портах и границах. От древних времен до ныне настоящего, и всех преимущественных узаконений по оной Государя Императора Петра Великого и ныне благополучно царствующей государыни императрицы Екатерины Великая. Сочиненное Михайлом Чулковым» (Санкт-Петербург, 1781–1788 гг.).

Еще дороже, по ставке в 8,5 миллиона рублей, была оценена на торгах в Екатеринбурге одна из главных работ Эрнста Неизвестного. Речь про его первую и масштабную скульптурную композицию «Орфей II» (2002 г., Экземпляр № 6 из 9), происходящую из мастерской художника в Нью-Йорке. Есть предположение, что произведение стало результатом участия художника в скандальной выставке в Манеже в 1962 году.

Художественный фотопортрет Вячеслава Бутусова в гриме из фотосессии для обложки альбома «Князь тишины». СССР, 1988. Фото: Полина Зиновьева

Свидетельства важных событий в истории Российской империи, а позже Советского Союза представляли большую часть лотов аукциона — это не только книги, но и различные документы, грамоты, сакральные раритеты. Например, ювелирный подарок из Абрау-Дюрсо для брата императора Александра III великого князя Владимира Александровича в виде настольной подставки-холдера для карманных часов с французскими карманными часами Chronometre LIP в комплекте и с декоративной бутылкой шампанского (Санкт-Петербург, 1898). Скорее всего, это был подарок великому князю от поставщика шампанских вин Абрау-Дюрсо в знак благодарности за поддержку российской марки среди членов императорской семьи. Уникальный предмет, аналогов которому в российских ведущих музеях не найдено, покинул торги по ставке 5 миллионов рублей.

Что касается более демократичных лотов, то они связаны, например, с российским и свердловским роком. Малоизвестные стихи Петра Мамонова с эпиграфом Чехова и рукопись сборника его ранних стихотворений «Двойное дно» (Москва, 1980) были проданы за 55 тысяч рублей.

Икона «Благословение детей», созданная по заказу горнопромышленника Павла Павловича Демидова, князя Сан-Донато, на рождение дочери Авроры Демидовой. Российская империя, 1873 год. Фото: Полина Зиновьева

Среди редких фотографий на прошедшем аукционе был и редчайший фотоснимок с Сергеем Курехиным, который запечатлен за клавишами в рок-группе «Аквариум» на подпольном концерте в Москве (1982). Винтажное фото покинуло торги по ставке 20 тысяч рублей. По той же ставке ушел с молотка и фотопортрет Александра Башлачева, знаменитого выпускника Уральского госуниверситета. На аукционе снимок был заявлен в комплекте с эскизом обложки не вышедшего посмертного диска рок-звезды. Фото сделал московский фотограф Георгий Молитвин, который одним из первых в СССР стал профессионально снимать звезд советской рок-музыки в эпоху перестройки. Его фотографиями были оформлены альбомы таких групп, как «Ария», «Кино», «Зоопарк» и другие. Проданный фотопортрет Башлачева существует в единственном экземпляре и представляет коллекционную ценность музейного уровня.

В 19 тысяч рублей оценили поклонники русского андеграунда фрагмент сцены Дома культуры имени Свердлова, на которой проходили концерты и фестивали Свердловского рок-клуба, где в декабре 1983-го выступили представители Ленинградского рок-клуба Майк Науменко и Виктор Цой, легендарные «Наутилус», «Чайф», «Агата Кристи» и другие культовые группы. Напомним, здание Дома культуры было местом, откуда свердловский рок шагнул к своей всесоюзной славе. К реликвии прилагался сертификат подлинности, подписанный президентом и архивариусом Свердловского рок-клуба.

Уникальный Фаберже из собрания Нобеля с отделкой как в знаменитом «Зимнем» императорском яйце. Фото: Полина Зиновьева

Отметим, что аукционный дом «Литфонд» основан в 2014 году в Москве антикваром, коллекционером и вице-президентом Гильдии антикваров-книжников Сергеем Бурмистровым. Специализируется на антикварных книгах, автографах, рукописях, фотографиях, открытках, плакатах, живописи, графике, предметах декоративно-прикладного искусства.

В год проводится около 120 аукционов, на которых представлено более 25 000 произведений искусства и предметов антиквариата.

В 2022 году был открыт филиал в Санкт-Петербурге. В 2016 году был зафиксирован первый рекорд «Литфонда» по продаже книги на отечественном антикварном рынке: при стартовой ставке 1,5 миллиона рублей «Ладомир» Велимира Хлебникова (Харьков, лето 1920 г.) ушел с молотка по финальной цене 18 миллионов рублей. В июле этого года поставлен новый всероссийский рекорд по продаже антикварной книги: «Евгений Онегин» Александра Пушкина (СПб.; Тип. Департамента народного просвещения, 1826–1832 гг.) ушел с молотка за 26 миллионов рублей.

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Свердловской области отметили лучших меценатов настоящего и прошлого.

Столицы Урала и Башкортостана обменяются театрами во время «Больших гастролей»

Свердловский академический театр драмы проведет гастроли в Уфе с 16 по 21 сентября. Зрители увидят шесть спектаклей — от драматических романов...

Уральский бренд спортивной одежды выпустит новые коллекции при помощи займа СОФПП

Заем «Приоритет» Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП, на базе которого создан Центр «Мой бизнес»)...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также