Судебный контроль за начислением и использованием средств, уплачиваемых в качестве взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме

Совместный проект Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева и «Областной газеты»

Пустовалов Евгений Владимирович
кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
Уплачиваемые в соответствии со статьей 169 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капительный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее — взносы) многие воспринимают как дополнительный налог в силу того, что уплачиваются они регулярно в фонд, имеющий признаки публичного, для финансирования общих расходов, что придает взносам черты индивидуальной безвозмездности.

В Свердловской области обязанность по уплате взносов возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении 6 календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта (далее — программа), в которую включен этот многоквартирный дом (статья 12.1. Закона Свердловской области от 19.12.2013 № 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области»).

Исходя из этого, утверждение программы и включение в нее того или иного многоквартирного дома получают определяющее правовое значение для начала начисления взносов. В Свердловской области соответствующая программа утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП. После утверждения она неоднократно актуализировалась.

Однако законодательство предусматривает ряд отсрочек и изъятий, связанных с обязанностью по уплате взносов. Например, у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения программы и включенном в программу при ее актуализации, обязанность по уплате взносов возникает по истечении 3 лет с даты включения дома в программу, а собственники помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, от уплаты взносов освобождены полностью.

Кроме того, в программе указывается не только конкретный дом, но также и год, когда за счет аккумулированных в фонде капитального ремонта средств будет произведен капитальный ремонт того или иного общего имущества дома. Это является отправной точкой для определения того, когда и в каком объеме денежные средства фонда капитального ремонта будут использованы на ремонт общего имущества плательщиков взносов.

Таким образом, программа является ключевым документом, влияющим на начисление взносов и использование средств, уплачиваемых в качестве взносов. Но как быть, если в программу закралась ошибка: например, указан дом, который по тем или иным причинам не введен в эксплуатацию, либо определен срок проведения ремонта не в соответствии с регламентными сроками?

Один из вариантов — обращение к механизму судебного контроля, который в данном случае осуществляется в порядке обжалования нормативного акта (постановления правительства Свердловской области, утвердившего программу) в части включения в программу конкретного многоквартирного дома или определения сроков проведения конкретного ремонта общего имущества. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) такие дела подсудны Свердловскому областному суду.

При этом дело не обязательно может завершиться признанием программы, не действующей в определенной части. Правительство Свердловской области, убедившись, что нарушается законодательство о взносах, может инициативно изменить программу — в этом случае появится основание для прекращения производства по административному делу об оспаривании нормативного акта (п. 1 ч. 2 ст. 214 КАС РФ). Если такое изменение не последует, то в ходе рассмотрения дела суд проверит программу на соответствие законодательству о взносах, на предмет нарушения прав административного истца.

В качестве примера реализации такой процедуры можно привести опубликованное на официальном портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) решение Свердловского областного суда от 13.06.2023 года (номер административного производства 3а-334/2023). Административный истец не согласился с переносом в программе сроков ремонтов общего имущества 2 многоквартирных домов на 3 года в будущее. Суд установил, что такой перенос был осуществлен в отсутствие предусмотренных законом оснований, в связи с чем признал изменения в программе недействующими — сроки проведения ремонтов (а значит и сроки использования собранных средств в виде взносов) суд вернул к исходным.

Это не единственный случай, когда для урегулирования разногласий по вопросам сроков капитального ремонта, а также сроков и обязанности в целом платить взносы граждане и организации обращались в Свердловский областной суд. Согласно публикациям на официальном портале правовой информации Свердловской области, программа за весь период ее действия уточнялась судом 16 раз.

Новым генеральным директором «Россети Урал» стал Дмитрий Воденников

Назначен новый генеральный директор «Россети Урал» — им стал Дмитрий Воденников. Решение принято 21 ноября на заседании совета...

Свердловские студенты отправились в экспедицию, посвященную 80-летию освобождения Беларуси от нацистских захватчиков

12 студентов из разных городов Свердловской области отправились в Беларусь в экспедицию «Поклон вам русский до земли, герои-города». Поездку...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также