«Свердловская область у нас одна на всех»: депутат Петр Соколюк — о региональном бюджете, финансах и налогах

И о том, какими качествами должен обладать депутат

Главный закон, который принимают депутаты Законодательного собрания каждый год, — бюджет Свердловской области. О том, как происходит его согласование, рассказал председатель комитета регионального парламента по бюджету, финансам и налогам Петр Соколюк.

— Вы пришли в Законодательное собрание сравнительно недавно. Скажите, есть ли разница между депутатами, которые избирались несколько раз, и теми, кто избрался впервые?

— Любую новую профессию надо изучать. Понятно, что те депутаты, которые прошли несколько созывов, уже знают порядок работы комитетов. Я в Заксобрании с 2020 года. Для меня тогда было много нового, хотя я пришел с багажом других знаний. Все равно здесь были определенные новшества, и сейчас, по прошествии трех лет, я понимаю, что сегодня уже гораздо проще, чем в первый год.

— Как строятся отношения между депутатами?

— У нас 50 депутатов, есть разные фракции, самая большая из них — «Единая Россия». У меня со всеми хорошие отношения. Для меня нет разницы, какой фракции депутат. Понятно, «Единая Россия» — они свои, родные, на каком-то уровне ты об этом думаешь. Но я со всеми взаимодействую одинаково.

— Ваш комитет по бюджету, финансам и налогам — один из ключевых и весьма непростых. Как удается наладить взаимоотношения между фракциями, другими комитетами, органами власти?

— Тут, наверное, помогает мой опыт работы главой муниципального образования. Все 50 депутатов приходят что-то просить не за себя, а за Свердловскую область, за наших избирателей. У нас Свердловская область одна на всех. Если бывают какие-то другие мысли или мнения, я в диалоге. Я много общаюсь, рассказываю, как оно все на самом деле. Потому что когда ты не работал в местном самоуправлении, ты не понимаешь все тонкости, как это происходит финансирование. Когда начинаешь раскладывать все по полочкам, то всем все понятно. И у меня ни разу за три года ни с кем не было конфликтов. Все приходят, мы разговариваем, договариваемся. Причем нас понимает исполнительная власть — министерство финансов, губернатор.

— Заксобрание недавно утвердило бюджет. Насколько сложно шла работа над ним?

— Согласование этого бюджета прошло очень хорошо, «на ура». Практически все потребности, которые высказывали депутаты были удовлетворены. 2024 год — пока что самый удачный год. И главы довольны, и депутаты. Каждый муниципалитет получил дополнительно 200 и больше миллионов рублей на свои расходы.

— Бюджет области уже традиционно носит социальную направленность. С чем это связано?

— Природа бюджета такова, что он должен выполнять социальные обязательства. Бюджет для того и придумывали — чтобы содержать социальную сферу. Это здравоохранение, образование, культура, субсидии на ЖКХ, на перевозки. До 80% расходов бюджета — это социальные расходы. Он всегда таким был и таковым останется. И вот эта небольшая часть, 15-20% — это всегда бюджет развития, который можно потратить на инфраструктуру, на какие-то стройки, которую двигают нашу экономику вперед. Более 20 миллиардов рублей направлено на льготы бизнесу, причем каждый рубль из этих льгот потом приносит в бюджет от 7 до 20 рублей налоговых поступлений.

— Баланс между бюджетом развития и социальными расходами всегда одинаковый или он меняется?

— Это зависит от доходов. Если в этом году у нас доход 420 миллиардов, то понятно, что и средств на развитие будет чуть побольше. Будет строиться больше объектов, больше дорог (в этом году на них выделено 26 миллиардов рублей). Последние пять лет бюджет увеличивается, и в доходной части, и в расходной. Есть социальные обязательства, и они постоянные. Если есть дополнительные доходы — как, например, в 2023 году, когда получили чуть больше денег с налога на прибыль — то это идет в бюджет развития: в ремонты, стройки. В 2022 году мы один раз вносили изменения в бюджет, в 2023 году — два раза. В общей сложности у нас получилось дополнительно выделить 48 миллиардов.

— А как происходит сам процесс определения сфер, на которые направят средства?

— Главы муниципалитетов определяет приоритеты развития своей территории. В основном это ремонт, строительство жилья и ремонт дорог. Есть правительство региона, которое тоже определяет приоритеты. Есть депутаты, которые получают наказы от избирателей, и тоже формируют свое видение территории. Создаются рабочие группы. Минфин собирает согласительную комиссию, в ней участвуют 20 депутатов. Они выходят со своими предложениями, и их рассматривают минфин и профильные министерства. Мы определяем приоритеты, потом идет балансировка бюджета: мы должны доходы сбалансировать с расходами, потому что желаний всегда больше, чем денег.

Потом второй этап — собираются рабочие группы, рассматриваются программы, которые есть в министерствах. В рабочей группе 30 депутатов Законодательного собрания и 30 представителей исполнительной власти. В группе два сопредседателя — Людмила Валентиновна и Алексей Викторович Шмыков. На рабочих группах мы добавляем денег муниципалитетам на то, что не попало в бюджет при согласовании.

— Законодательной власти в Свердловской области 30 лет. Могли бы Вы дать оценку — что на сегодняшний день представляет из себя Законодательное собрание региона?

— Законодательное Собрание сегодня — очень дееспособный и необходимый орган. Без него жизнь была бы парализована, других возможностей принятия и контроля за исполнением законов нет. Это очень сбалансированный орган. Получается очень сбалансированная политика исполнительной и законодательной власти. Поэтому я считаю, что законодательная власть работает на «пятерку» или, может быть, на «пятерку с минусом», потому что всегда есть куда расти.

— Какими качествами, набором компетенций должен обладать депутат Законодательного собрания?

— Должен быть жизненный опыт. Здесь ты приходишь не на какой-то праздник — ты работаешь на благо жителей Свердловской области. То есть у тебя должен быть за спиной багаж знаний. И ты должен быть патриотом Свердловской области. Территория у нас очень большая, и все жители хотят жить хорошо. Поэтому нужно видеть, знать, понимать чаяния людей, которые тебя избрали. Не так, что «избрался и забыл», а «избрался и работаешь, поддерживаешь с ними отношения», что мы сегодня и делаем. Мы регулярно выезжаем в округа, работаем, встречаемся, разговариваем, помогаем, решаем. Мы понимаем, что не пришли сюда играть в какие‑то политические игры или вой­ны. Мы пришли работать на благо жителей Свердловской области. Должна быть стабильность во власти. Тогда можно давать обещания и их выполнять. А то бывает так, что один дал обещание, ушел, выполнять некому.

— Какие советы Вы дали бы тем, кто решил попробовать себя в роли законодателя?

— Надо набраться жизненного опыта и знаний, прежде чем приходить сюда. Заксобрание — это серьезный орган, который иногда должен выбирать между тяжелым решением и очень тяжелым. Только пройдя какую-то школу (особенно поработав «на земле», в территориях) ты можешь принимать правильные решения. Здесь работает достаточно много бывших глав муниципальных образований, и им проще. Потому что все вопросы так или иначе пересекаются. В 25-30 лет сюда идти не надо. Надо сначала поработать «на земле», а уже потом, гораздо позже, приходить сюда и этот опыт использовать на благо Свердловской области. А приходить сюда и вести себя, как в детском саду, неправильно: страдать будет только область.

— Как Вы считаете, полезно ли депутатам иметь профессиональный опыт из других сфер?

— У нас все комитеты важны. К примеру, Вячеслав Викторович Погудин у нас глава комитета по социальной политике, а значит, он должен разбираться в этой сфере лучше, чем кто-либо другой. И то, что он пришел из медицины (он был детским хирургом), помогает. Мы все пришли из разных мест. Кто-то понимает лучше тему медицины, тарифных вопросов. Всегда есть люди, которые видят какой-то вопрос по-другому, и надо учитывать эту другую сторону. Есть бизнесмены, которые могут подсказать что-то в вопросе льгот, и это тоже хорошо.

Ранее депутат Заксобрания Михаил Ершов рассказал «Областной газете», как выстроена работа регионального парламента с муниципальными думами.

Опубликовано в № 15 (9826) от 26 января 2024 года.

Денис Паслер поставил задачи по решению вопросов, волнующих жителей двух муниципалитетов

На заседании свердловского правительства были рассмотрены вопросы, которые волнуют жителей двух муниципалитетов. Глава региона Денис...

Как участвовать в тендерах на госзаказы по ремонту дорог и ЖКХ: инструкция для поставщиков и подрядчиков

Сфера государственных закупок в области строительства, ремонта дорог и ЖКХ остается одним из ключевых...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также