«Свердловская область у нас одна на всех»: депутат Петр Соколюк — о региональном бюджете, финансах и налогах

И о том, какими качествами должен обладать депутат

Главный закон, который принимают депутаты Законодательного собрания каждый год, — бюджет Свердловской области. О том, как происходит его согласование, рассказал председатель комитета регионального парламента по бюджету, финансам и налогам Петр Соколюк.

— Вы пришли в Законодательное собрание сравнительно недавно. Скажите, есть ли разница между депутатами, которые избирались несколько раз, и теми, кто избрался впервые?

— Любую новую профессию надо изучать. Понятно, что те депутаты, которые прошли несколько созывов, уже знают порядок работы комитетов. Я в Заксобрании с 2020 года. Для меня тогда было много нового, хотя я пришел с багажом других знаний. Все равно здесь были определенные новшества, и сейчас, по прошествии трех лет, я понимаю, что сегодня уже гораздо проще, чем в первый год.

— Как строятся отношения между депутатами?

— У нас 50 депутатов, есть разные фракции, самая большая из них — «Единая Россия». У меня со всеми хорошие отношения. Для меня нет разницы, какой фракции депутат. Понятно, «Единая Россия» — они свои, родные, на каком-то уровне ты об этом думаешь. Но я со всеми взаимодействую одинаково.

— Ваш комитет по бюджету, финансам и налогам — один из ключевых и весьма непростых. Как удается наладить взаимоотношения между фракциями, другими комитетами, органами власти?

— Тут, наверное, помогает мой опыт работы главой муниципального образования. Все 50 депутатов приходят что-то просить не за себя, а за Свердловскую область, за наших избирателей. У нас Свердловская область одна на всех. Если бывают какие-то другие мысли или мнения, я в диалоге. Я много общаюсь, рассказываю, как оно все на самом деле. Потому что когда ты не работал в местном самоуправлении, ты не понимаешь все тонкости, как это происходит финансирование. Когда начинаешь раскладывать все по полочкам, то всем все понятно. И у меня ни разу за три года ни с кем не было конфликтов. Все приходят, мы разговариваем, договариваемся. Причем нас понимает исполнительная власть — министерство финансов, губернатор.

— Заксобрание недавно утвердило бюджет. Насколько сложно шла работа над ним?

— Согласование этого бюджета прошло очень хорошо, «на ура». Практически все потребности, которые высказывали депутаты были удовлетворены. 2024 год — пока что самый удачный год. И главы довольны, и депутаты. Каждый муниципалитет получил дополнительно 200 и больше миллионов рублей на свои расходы.

— Бюджет области уже традиционно носит социальную направленность. С чем это связано?

— Природа бюджета такова, что он должен выполнять социальные обязательства. Бюджет для того и придумывали — чтобы содержать социальную сферу. Это здравоохранение, образование, культура, субсидии на ЖКХ, на перевозки. До 80% расходов бюджета — это социальные расходы. Он всегда таким был и таковым останется. И вот эта небольшая часть, 15-20% — это всегда бюджет развития, который можно потратить на инфраструктуру, на какие-то стройки, которую двигают нашу экономику вперед. Более 20 миллиардов рублей направлено на льготы бизнесу, причем каждый рубль из этих льгот потом приносит в бюджет от 7 до 20 рублей налоговых поступлений.

— Баланс между бюджетом развития и социальными расходами всегда одинаковый или он меняется?

— Это зависит от доходов. Если в этом году у нас доход 420 миллиардов, то понятно, что и средств на развитие будет чуть побольше. Будет строиться больше объектов, больше дорог (в этом году на них выделено 26 миллиардов рублей). Последние пять лет бюджет увеличивается, и в доходной части, и в расходной. Есть социальные обязательства, и они постоянные. Если есть дополнительные доходы — как, например, в 2023 году, когда получили чуть больше денег с налога на прибыль — то это идет в бюджет развития: в ремонты, стройки. В 2022 году мы один раз вносили изменения в бюджет, в 2023 году — два раза. В общей сложности у нас получилось дополнительно выделить 48 миллиардов.

— А как происходит сам процесс определения сфер, на которые направят средства?

— Главы муниципалитетов определяет приоритеты развития своей территории. В основном это ремонт, строительство жилья и ремонт дорог. Есть правительство региона, которое тоже определяет приоритеты. Есть депутаты, которые получают наказы от избирателей, и тоже формируют свое видение территории. Создаются рабочие группы. Минфин собирает согласительную комиссию, в ней участвуют 20 депутатов. Они выходят со своими предложениями, и их рассматривают минфин и профильные министерства. Мы определяем приоритеты, потом идет балансировка бюджета: мы должны доходы сбалансировать с расходами, потому что желаний всегда больше, чем денег.

Потом второй этап — собираются рабочие группы, рассматриваются программы, которые есть в министерствах. В рабочей группе 30 депутатов Законодательного собрания и 30 представителей исполнительной власти. В группе два сопредседателя — Людмила Валентиновна и Алексей Викторович Шмыков. На рабочих группах мы добавляем денег муниципалитетам на то, что не попало в бюджет при согласовании.

— Законодательной власти в Свердловской области 30 лет. Могли бы Вы дать оценку — что на сегодняшний день представляет из себя Законодательное собрание региона?

— Законодательное Собрание сегодня — очень дееспособный и необходимый орган. Без него жизнь была бы парализована, других возможностей принятия и контроля за исполнением законов нет. Это очень сбалансированный орган. Получается очень сбалансированная политика исполнительной и законодательной власти. Поэтому я считаю, что законодательная власть работает на «пятерку» или, может быть, на «пятерку с минусом», потому что всегда есть куда расти.

— Какими качествами, набором компетенций должен обладать депутат Законодательного собрания?

— Должен быть жизненный опыт. Здесь ты приходишь не на какой-то праздник — ты работаешь на благо жителей Свердловской области. То есть у тебя должен быть за спиной багаж знаний. И ты должен быть патриотом Свердловской области. Территория у нас очень большая, и все жители хотят жить хорошо. Поэтому нужно видеть, знать, понимать чаяния людей, которые тебя избрали. Не так, что «избрался и забыл», а «избрался и работаешь, поддерживаешь с ними отношения», что мы сегодня и делаем. Мы регулярно выезжаем в округа, работаем, встречаемся, разговариваем, помогаем, решаем. Мы понимаем, что не пришли сюда играть в какие‑то политические игры или вой­ны. Мы пришли работать на благо жителей Свердловской области. Должна быть стабильность во власти. Тогда можно давать обещания и их выполнять. А то бывает так, что один дал обещание, ушел, выполнять некому.

— Какие советы Вы дали бы тем, кто решил попробовать себя в роли законодателя?

— Надо набраться жизненного опыта и знаний, прежде чем приходить сюда. Заксобрание — это серьезный орган, который иногда должен выбирать между тяжелым решением и очень тяжелым. Только пройдя какую-то школу (особенно поработав «на земле», в территориях) ты можешь принимать правильные решения. Здесь работает достаточно много бывших глав муниципальных образований, и им проще. Потому что все вопросы так или иначе пересекаются. В 25-30 лет сюда идти не надо. Надо сначала поработать «на земле», а уже потом, гораздо позже, приходить сюда и этот опыт использовать на благо Свердловской области. А приходить сюда и вести себя, как в детском саду, неправильно: страдать будет только область.

— Как Вы считаете, полезно ли депутатам иметь профессиональный опыт из других сфер?

— У нас все комитеты важны. К примеру, Вячеслав Викторович Погудин у нас глава комитета по социальной политике, а значит, он должен разбираться в этой сфере лучше, чем кто-либо другой. И то, что он пришел из медицины (он был детским хирургом), помогает. Мы все пришли из разных мест. Кто-то понимает лучше тему медицины, тарифных вопросов. Всегда есть люди, которые видят какой-то вопрос по-другому, и надо учитывать эту другую сторону. Есть бизнесмены, которые могут подсказать что-то в вопросе льгот, и это тоже хорошо.

Ранее депутат Заксобрания Михаил Ершов рассказал «Областной газете», как выстроена работа регионального парламента с муниципальными думами.

Опубликовано в № 15 (9826) от 26 января 2024 года.

Новым генеральным директором «Россети Урал» стал Дмитрий Воденников

Назначен новый генеральный директор «Россети Урал» — им стал Дмитрий Воденников. Решение принято 21 ноября на заседании совета...

Свердловские студенты отправились в экспедицию, посвященную 80-летию освобождения Беларуси от нацистских захватчиков

12 студентов из разных городов Свердловской области отправились в Беларусь в экспедицию «Поклон вам русский до земли, герои-города». Поездку...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также