Эрмитажный блокбастер: В Екатеринбурге открылась большая выставка Альбрехта Дюрера

Работы привезены из Государственного Эрмитажа

В центре «Эрмитаж-Урал» представили экспозицию самого известного немецкого художника — Альбрехта Дюрера. Работы привезены из Государственного Эрмитажа, именно этот музей обладает одним из наиболее репрезентативных собраний резцовых гравюр и ксилографий гения Северного Возрождения. Помимо гравюр на выставке также представлены уникальные рисунки мастера.

Впервые за пределами Государственного Эрмитажа

— Мы впервые показываем гравюры Дюрера за пределами Эрмитажа. Екатеринбург — особый спутник, вместе с которым мы всегда изобретаем что-то новое, поэтому и структура выставки особенная, — отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Особенность структуры заключается в том, что выставка продлится пять месяцев, но через три произойдет полная ротация экспозиции из-за крайней чувствительности графики к свету, поэтому выставляться должна не более трех месяцев. А это значит, что свердловчане и гости региона смогут увидеть в два раза больше работ Дюрера.

— Эта выставка — еще одно доказательство, что не зря строился наш «Эрмитаж-Урал», сегодня мы представляем экспозицию года. И я небезосновательно рассчитываю, что это будет одна из самых посещаемых выставок из тех, что запланированы нами на ближайшие годы, — сказал на открытии директор Екатеринбургского музея ИЗО Никита Корытин.

Директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин (справа) и сотрудники Государственного Эрмитажа на открытии выставки. Фото: Полина Зиновьева

Экспозиция, которую сегодня можно увидеть в Екатеринбурге, схожа с хитом Эрмитажа — проектом, подготовленным к 550-летию Дюрера. Как раз та выставка в Николаевском зале Зимнего дворца была одной из самых популярных в череде многочисленных проектов музея.

— Мы считаем, что это правильное, эффективное направление, когда большие эрмитажные блокбастеры потом воспроизводятся в наших спутниках. Выставка Дюрера привлекла большое внимание в Санкт-Петербурге. Хотя казалось, что в царских анфиладах Зимнего дворца работы Дюрера могут «потеряться», диссонировать. Но этот автор смог энергетически очень емко занять эти гигантские пространства. Мы надеемся, что теперь и свердловские зрители по достоинству оценят эти произведения, — говорит Михаил Дединкин, заместитель заведующего отделом западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа.

Чтобы осознать уникальность представленных работ, уточним, что почти все представленные отпечатки — прижизненные, а жил Альбрехт Дюрер с 1471 по 1529 год. У свердловского зрителя есть возможность увидеть самые знаменитые серии автора — «Апокалипсис», «Страсти Христовы», «Жизнь Девы Марии».

Что касается «Апокалипсиса», то этот цикл из 15 ксилографий Дюрер издает в 1498 году, когда (как и к любой круглой дате позже) люди готовились к концу света.

— Дюрер совершил настоящую революцию в ксилографии (гравюре на дереве), он выбирает большой размер, чтобы зритель погружался в происходящее полностью, — поясняет Светлана Мурашкина, хранитель коллекции немецкой гравюры XV–XVIII веков Эрмитажа. — Но при этом на гравюре вы не увидите ни одного спокойного сантиметра — все бурлит, настолько она насыщенна. А если понимать, что в конце XV века люди жили практически в абсолютном визуальном вакууме, только представьте, что с ними было, когда они увидели такие работы. И в дальнейшем серия «Апокалипсис» оказалась основополагающей для данного сюжета: любой художник, обращавшийся к нему, мимо этих дюреровских гравюр уже пройти не мог.

Фрагмент гравюры из серии «Апокалипсис». Фото: Полина Зиновьева

PR-проект для императора и уникальный рисунок для витража

Примерно такая же история случилась с еще одним хитом Дюрера — «Носорогом», ксилографией 1515 года. Художник никогда не видел это животное. На тот момент нога носорога уже сто лет как не ступала на европейский континент. А в 1515 году в Португалию королю Мануэлу I привезли живого носорога из Индии. Увы, прожил он недолго, Мануэл решил отправить его в подарок Папе Римскому — Льву X. Корабль попал в шторм, а носорог, прикованный золотой цепью к палубе, пошел ко дну Средиземного моря. Но слава о диковинном животном уже распространилась по Европе.

— В Нюрнберг пришло письмо, содержащие либо схематичное изображение носорога, либо его письменное описание, — рассказывает Светлана Мурашкина. — Опираясь на эти материалы, Дюрер создает образ животного — в том числе сочиняет необычный панцирь, а на загривке рисует небольшой витой рог, который у настоящего животного, естественно, отсутствует. Таким носорог остался почти на столетие, потому что дюреровский вариант стал образцом для остальных художников. Более того, уже когда европейцы имели возможность видеть носорога живьем, всё равно продолжали изображать его со вторым рогом. Художественный образ оказался сильнее реальности.

Гравюра «Носорог», 1515 год. Альбрехт Дюрер
Музыкальные часы Джеймса Кокса. Фото: Полина Зиновьева

Зрители на выставке увидят и легендарного носорога, и произведения других авторов, которые брали его за эталон. Это, например, часы Джеймса Кокса с музыкальным механизмом (автора знаменитых эрмитажных часов «Павлин»).

И здесь еще уместно сказать, насколько влиятельным искусством была гравюра. Одно дело, если картина написана в единственном экземпляре, и совсем другое — если это большой тираж. Быстро понял это император Священной Римской империи Максимилиан I, который, как бы сейчас сказали, затеял с Дюрером большой PR-проект. Апогеем их сотрудничества стала самая большая гравюра в мире (около 10 кв метров) — «Триумфальная колесница», демонстрирующая всё величие Максимилиана. Это произведение тоже ждет вас на выставке.

Гравюра «Триумфальная колесница». Фото: Полина Зиновьева

Что касается рисунков, то тут Дюрер тоже пробовал много разных техник — перо, уголь, кисть, серебряный карандаш. И так совпало, что три рисунка, которые покажут за две смены в «Эрмитаж-Урале», продемонстрируют это в полной мере.

На выставке зрители увидят и три уникальных рисунка Дюрера. Один из них «Мадонна с младенцем» — картон для витража церкви в родном городе художника, Нюрнберге. Там Дюрера крестили, там же он сочетался браком со своей супругой. Во время реновации витражного пространства Дюреру заказали оформить большое окно из 32 таких частей, как рисунок на выставке. И единственный сохранившийся картон к витражу оказался в Эрмитаже.

Рисунок «Мадонна с младенцем» (картон для витража). Фото: Полина Зиновьева

Первая часть экспозиции будет представлена до 23 июня, затем произойдет смена работ.

Также на выставке представлена книга Альбрехта Дюрера об измерении человеческих пропорций. Он учился этому у итальянцев, а затем передавал опыт другим художникам. Фото: Полина Зиновьева
Рельеф, созданный другим мастером по мотивам гравюр Дюрера. Эта работа из запасников Эрмитажа вообще показана впервые. Фото: Полина Зиновьева

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге прошла выставка с заманчивыми рецептами от Сальвадора Дали.

Опубликовано в № 78 (9889) от 11 апреля 2024 года.

Новым генеральным директором «Россети Урал» стал Дмитрий Воденников

Назначен новый генеральный директор «Россети Урал» — им стал Дмитрий Воденников. Решение принято 21 ноября на заседании совета...

Свердловские студенты отправились в экспедицию, посвященную 80-летию освобождения Беларуси от нацистских захватчиков

12 студентов из разных городов Свердловской области отправились в Беларусь в экспедицию «Поклон вам русский до земли, герои-города». Поездку...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также