Уголовная ответственность за подкуп представителя заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд

Совместный проект Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева и «Областной газеты»

Шабалин Леонид Игоревич
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права Уральского государственного юридического университета им. В.Ф. Яковлева
Российский уголовный закон был дополнен статьей 200.5 Федеральным законом от 23.04.2018 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»1 (подпункт «б» пункта 3 статьи 1 указанного Федерального закона), вступившим в законную силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования (4 мая 2018 года).

Введение в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) указанной статьи (статьи 200.5 УК РФ) обосновывалось наличием пробела в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд: не все представители заказчиков в указанной сфере могут быть отнесены к должностным лицам или лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (абзацы 2, 4 и 6 пояснительной записки «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»2).

Следует отметить, что Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в начальной редакции, действовавшей с 1 января 2014 года, содержал указание на уголовную ответственность как на «санкцию» для лиц, виновных «...в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок» (часть 1 статьи 107 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ)3. В действующей редакции указанного Федерального закона эта норма содержится в неизменном виде.

Рассматриваемая норма — статья 200.5 УК РФ содержит шесть частей (передача подкупа представителю заказчика — части 1–3 рассматриваемой статьи; получение представителем заказчика подкупа — части 4–6 рассматриваемой статьи; для сравнения: передача коммерческого подкупа — части 1–4 статьи 204 УК РФ; получение коммерческого подкупа — части 5–8 статьи 204 УК РФ; получение взятки — статья 290 УК РФ; дача взятки — статья 291 УК РФ) и, соответственно, шесть составов преступлений, а также два пункта примечаний.

Объект преступлений, предусмотренных статьей 200.5 УК РФ, следует обозначить как законный порядок регулирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, т. е. для привлечения к уголовной ответственности по статье 200.5 УК РФ закупка товаров, работ, услуг должна осуществляться по правилам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Закупки, осуществляемые по правилам Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», вряд ли будут являться сферой, охраняемой статьей 200.5 УК РФ, несмотря на осуществление таких закупок (закупок по правилам Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ) государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%, и некоторыми другими субъектами хозяйственной деятельности.

Предмет рассматриваемых преступлений определяется как имущество (в том числе деньги, ценные бумаги), услуги имущественного характера, имущественные права (в нормах УК РФ об ответственности за взяточничество и коммерческий подкуп — статьях 204 и 290–291 УК РФ — предмет определяется аналогично). С учетом того, что предмет рассматриваемых преступлений тождественен предмету взяточничества (статьи 290–291.2 УК РФ) и коммерческого подкупа (статьи 204–204.2 УК РФ), при квалификации рассматриваемых преступлений в полной мере будут применимы правовые позиции, изложенные в пункте 9 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

Объективная сторона всех составов рассматриваемых преступлений может быть охарактеризована следующим образом.

Содержащиеся в статье 200.5 УК РФ составы преступлений являются формальными.

Момент окончания рассматриваемых преступлений аналогичен моменту окончания преступлений, предусмотренных статьями 204–204.2 и 290–291.2 УК РФ4.

Субъективная сторона всех составов преступлений, предусмотренных статьей 200.5 УК РФ, характеризуется прямым умыслом и целью — «совершение действий (бездействия) в интересах дающего или иных лиц» (части 1 и 4 статьи 200.5 УК РФ).

Субъект преступлений, признаки которых содержатся в частях 1–3 статьи 200.5 УК РФ (лицо, дающее подкуп представителю заказчика), — общий, с 16 лет (часть 1 статьи 20 УК РФ).

Субъект преступлений, указанных в частях 4–6 статьи 200.5 УК РФ, — специальный: представитель заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, т. е. работник юридического лица, осуществляющего закупки товаров, работ, услуг по контракту по правилам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, который (работник) принимает непосредственное участие в осуществлении таких закупок. Предполагается, что такое юридическое лицо наделяет своего работника полномочиями в рамках указанного Федерального закона (по разработке и созданию закупочной документации, по размещению закупочной документации на электронной площадке и в единой информационной системе в сфере закупок, по приемке поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, и др.). К представителям заказчиков в указанной сфере относятся: работники контрактных служб, контрактные управляющие (статья 38 указанного Федерального закона); члены комиссий по осуществлению закупок (статья 39 указанного Федерального закона); лица, осуществляющие приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (часть 6 статьи 94 указанного Федерального закона); иные уполномоченные лица, представляющие интересы заказчиков в указанной сфере. Субъектом указанных преступлений не могут быть: должностные лица и лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации (потому что для них предусмотрена уголовная ответственность по статьям 204 и 290–291 УК РФ). Субъект указанных преступлений не обладает полномочиями в отношении широкого круга лиц, следовательно, в силу своего служебного (трудового) статуса его поступки по службе не влекут юридически значимые последствия для этих лиц; в литературе преступление, предусмотренное статьей 200.5 УК РФ, описывается как «...нарушение закона, [выраженное] ...в неправомерном разглашении информации, не являющейся охраняемой уголовным законом тайной, за денежное вознаграждение»5; представляется, что еще одним случаем совершения этого преступления будет сговор между работником контрактной службы заказчика в указанной сфере и потенциальным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) о создании закупочной документации, предоставляющей ему некое преимущество перед другими участниками планируемой закупки (также при условии предоставления имущественной выгоды указанному работнику).

В части 1 статьи 200.5 УК РФ содержатся признаки основного состава передачи подкупа представителю заказчика.

Объективная сторона основного состава указанного преступления состоит из следующих обязательных признаков:
• 1-й признак (деяние), состоящий из трех альтернативных действий (нужно совершение хотя бы одного из них): незаконная передача субъекту предмета в виде имущества; незаконное оказание субъекту предмета в виде услуг имущественного характера; незаконное предоставление субъекту предмета в виде имущественных прав. При этом предмет может передаваться, оказываться или предоставляться и иному физическому или юридическому лицу (по указанию представителя заказчика).
Слова «незаконная», «незаконное» в данном контексте означают, что передача, оказание и предоставление предмета запрещены законом — действующей редакцией Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ6.
• 2-й признак — отрицательный: «при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями первой — четвертой статьи 204 и статьей 291…» УК РФ.

В части 4 статьи 200.5 УК РФ содержатся признаки основного состава получения представителем заказчика подкупа.

В свою очередь, объективная сторона основного состава этого преступления состоит из следующих обязательных признаков:
• 1-й признак (деяние), состоящий из двух альтернативных действий (нужно совершение хотя бы одного из них): незаконное получение предмета в виде имущества; незаконное пользование предметом в виде услуг имущественного характера или имущественных прав. Соответственно, точно так же, как и в случае передачи подкупа представителю заказчика по частям 1–3 статьи 200.5 УК РФ, предмет может передаваться, оказываться или предоставляться и иному физическому или юридическому лицу (по указанию представителя заказчика).
Слова «незаконная», «незаконное» в данном контексте также означают наличие в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ запрета на получение предмета и пользование им7.
• 2-й признак — отрицательный: «при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями пятой — восьмой статьи 204 и статьей 290…» УК РФ.

В частях 2–3 и 5–6 статьи 200.5 УК РФ содержатся квалифицирующие признаки «группой лиц по предварительному сговору» и «в крупном размере» (части 2 и 5 статьи 200.5 УК РФ), особо квалифицирующий признак «в особо крупном размере» (части 3 и 6 статьи 200.5 УК РФ).

Квалифицирующий признак «группой лиц по предварительному сговору» (пункт «а» части 2 статьи 200.5 УК РФ), определенный в частях 1–2 статьи 35 УК РФ и разъясненный в ряде постановлений Пленума Верховного суда Российской Федерации8, никакой спецификой применительно к преступлению, предусмотренному частью 1 статьи 200.5 УК РФ, не обладает.

Квалифицирующий признак «группой лиц по предварительному сговору» (пункт «а» части 5 статьи 200.5 УК РФ) подлежит применению в случае, если в преступлении, признаки которого содержатся в части 4 статьи 200.5 УК РФ, участвовали два и более представителя заказчика в указанной сфере, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления путем принятия незаконного вознаграждения за совершение каждым из них соответствующих действий9.

Крупный размер — это сумма, стоимость предмета, превышающие 150 тыс. рублей; особо крупный размер — сумма, стоимость предмета, превышающие 1 млн рублей (примечание 1 к статье 200.5 УК РФ). Применительно к статьям 204 и 290–291 УК РФ размеры предмета взятки и коммерческого подкупа определяются аналогично10.

По аналогии со статьями 204 и 290–291 УК РФ в статье 200.5 УК РФ содержится положение, согласно которому субъект преступлений, предусмотренных частями 1–3 статьи 200.5 УК РФ (лицо, давшее подкуп представителю заказчика), «...освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело» (примечание 2 к статье 200.5 УК РФ).

В порядке критики действующего российского уголовного законодательства следует отметить отсутствие «изоморфизма» между нормами об ответственности за взяточничество, коммерческий подкуп и подкуп по статье 200.5 УК РФ: отсутствие в законе уголовно-правовых запретов посредничества в подкупе и мелкого подкупа представителя заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд11.

Размеры максимального наказания по ст. 200.5 УК РФ:
за передачу подкупа по ч. 1 ст. 200.5 УК РФ – три года лишения свободы;
за передачу подкупа по ч. 3 ст. 200.5 УК РФ – восемь лет лишения свободы;
за получение подкупа по ч. 4 ст. 200.5 УК РФ – три года лишения свободы;
за получение подкупа по ч. 6 ст. 200.5 УК РФ – двенадцать лет лишения свободы.
Для сравнения, размеры максимального наказания:
за передачу коммерческого подкупа по ч. 1 ст. 204 УК РФ – два года лишения свободы;
за передачу коммерческого подкупа по ч. 1 ст. 204 УК РФ – восемь лет лишения свободы;
за получение коммерческого подкупа по ч. 5 ст. 204 УК РФ – три года лишения свободы;
за получение коммерческого подкупа по ч. 8 ст. 204 УК РФ – двенадцать лет лишения свободы;
за получение взятки по ч. 1 ст. 290 УК РФ – три года лишения свободы;
за получение взятки по ч. 6 ст. 290 УК РФ – пятнадцать лет лишения свободы;
за дачу взятки по ч. 1 ст. 291 УК РФ – два года лишения свободы;
за дачу взятки по ч. 5 ст. 291 УК РФ – пятнадцать лет лишения свободы.

1 Федеральный закон от 23.04.2018 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201804230037 (дата обращения 15.05.2024).
2 Система обеспечения законодательной деятельности. Законопроект № 410960-7 [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/410960-7 (дата обращения 15.05.2024).
3 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201304080023 (дата обращения 15.05.2024).
4 См.: п.п. 10–13.1 и абз. 2 п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 (в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2019 № 59) «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // СПС «КонсультантПлюс».
5 Быков А.В. Отдельные проблемы криминализации коррупционных деяний, совершаемых в сфере служебных отношений (размышления о ст.ст. 200.4, 200.5 УК РФ) // Служебные преступления: вопросы теории и практики правоприменения: сборник материалов Международной научно-практической конференции (17 мая 2018 г., г. Хабаровск) / Ф.М. Абубакиров, В.В. Агильдин, Е.Ю. Антонова и др.; под ред. Т.Б. Басовой, К.А. Волкова; Хабаровский краевой суд, Российское объединение судей в Хабаровском крае, Дальневосточный филиал Российской академии правосудия. Хабаровск: Юрист, 2018. 132 с. // СПС «КонсультантПлюс».
6 См.: ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14.02.2024 № 17-ФЗ) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «КонсультантПлюс».
7 См.: там же.
8 См.: абз. 1 п. 10 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.12.2002 № 29 (в редакции постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.12.2022 № 38) «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» // СПС «КонсультантПлюс».
9 См.: п.п. 15 и 17 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.12.2002 № 29 (в редакции постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.12.2022 № 38) «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» // СПС «КонсультантПлюс».
10 См.: прим. 1 к ст. 204 и прим. 1 к ст. 290 УК РФ (в редакции Федерального закона от 06.04.2024 № 79-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».
11 См.: ст.ст. 204.2, 204.2 и 291.1-291.2 УК РФ (в редакции Федерального закона от 06.04.2024 № 79-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

Свердловский эксперт поделился мнением о том, что в регионе нужен комплекс мусороперерабатывающих заводов

Экспертное мнение о задачах по мусоропереработке в интервью «ОГ» высказал кандидат социологических наук, заместитель...

Темпы уборки хорошие — главное не останавливаться: Корреспонденты «ОГ» оценили работу по уборке мусора в муниципалитетах Свердловской области

В конце прошлой неделе губернатор Евгений Куйвашев дал ряд поручений по незамедлительному вывозу мусора...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также