От микросхем до тягачей: что представили на ИННОПРОМ-2024 белорусские компании

Экспозиция Made in Belarus по количеству новинок на выставке не уступает стенду страны-партнера этого года — Объединенных Арабских Эмиратов

Один из самых интересных национальных стендов на ИННОПРОМ — белорусский. Экспозиция Made in Belarus по количеству новинок на выставке не уступает стенду страны-партнера этого года — Объединенных Арабских Эмиратов. Здесь представлены машиностроительные предприятия, производители бытовой техники и компании военно-промышленного комплекса — многие из них уже нашли свою нишу на российском рынке и планируют увеличивать объем поставок. Инновации белорусских предприятий изучали корреспонденты «ОГ» Максим Начинов и Павел Ворожцов.

Экологично и удобно

Первое, что бросается в глаза, когда попадаешь на стенд Республики Беларусь, — электробусы и мощные тягачи производства Минского автомобильного завода (МАЗ). Предприятие производит десятки моделей грузовой, пассажирской и специальной техники. На стенде представлены только новинки. Одна из них — электробус МАЗ-303.

— Особенность этой машины в том, что она собрана из российских и белорусских комплектующих. Это уже третья модификация. Она собрана с белорусским партнером, который обеспечивает производство и высоковольтной, и низковольтной частей, — рассказывает заместитель генерального директора — директор по маркетингу ОАО «МАЗ» Владимир Янушко.

Электробус заряжается за 4-6 часов. Запас хода — до 300 километров. Автомобиль экологически чист и удобен: в салоне есть USB-разъемы, кондиционеры и электрические бортовые обогреватели.

— У нас сейчас в стране идет эксперимент. Два города перешли на электрический транспорт. Например, город Жодино полностью работает на электробусах нашего завода, — с гордостью говорит Владимир Янушко.

Завод также производит седельные тягачи, самосвалы, бортовые автомобили, шасси, полноприводные автомобили, краны и мусоровозы. Как мы писали ранее, на ИННОПРОМ представлен флагманский тягач, уникальный для постсоветского пространства. Это гибридная модель с дизельной установкой, которая приводит в работу генератор. Для привода используются два электродвигателя мощностью по 280 киловатт. Также есть накопительная батарея, на которой автомобиль может проехать до 50 километров. Очень полезная опция в городском пространстве, если нужно проехать от кольцевой дороги в центр.

Два топливных бака по 410 литров позволяют тягачу проезжать без дозаправки до 3 тысяч километров. Расход топлива — значительно ниже, чем у большинства аналогов. Односкатная ошиновка уменьшает сопротивление качения, аэродинамическая кабина и низкий коэффициент лобового сопротивления позволяют уменьшить расход топлива до 5 литров на 100 километров.

В кабине водителя есть все необходимое и даже больше: микроволновая печь, мультиварка, чайник, мойка с горячей и холодной водой, холодильник, мультимедийная система, два спальных места. Серийное производство машины начнется в 2027 году.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Легки на подъем

Значительную часть стенда занимают два макета лифта. Их презентует Могилевский завод лифтового машиностроения. Грузоподъемность одного из них — 730 килограммов, скорость — 2,5 метра в секунду. Внутри кабины — стены из металлопласта, зеркала, место для рекламного баннера.

— У нас предприятие полного цикла сборки. Мы на рынке уже 57 лет. В год мы производим около 14 тысяч лифтов, 9,5 тысячи из них поставляем в Россию, в том числе в Свердловскую область, — рассказывает специалист по связям с общественностью компании Кристина Армаш.

Но макеты лифтов — не самое интересное, что привезли сюда представители завода. Наше внимание привлекает небольшое устройство, похожее на колесо обозрения для машин: автомобили расположены на платформах, которые крутятся по кругу. Это макет парковки роторно-карусельного типа, объясняет Кристина Армаш.

— В Россию мы пока их не поставляли, но в Беларуси такие системы функционируют, — добавляет она.

Необычное зрелище, но, если вдуматься, устройство довольно практичное.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Электроника во всеоружии

Производителя микроэлектроники «Интеграл» можно и не заметить в силу размера его продукции, но это было бы большим упущением. Это одно из немногих предприятий, которые осуществляют полный цикл производства электронных компонентов — от разработки до выпуска самих изделий.

— Наши системы используются более чем в 170 системах вооружения России. С нами работают более 300 компаний. Одна пятая российского вооружения использует нашу микроэлектронику. Например, зенитный ракетный комплекс С-300. Мы также очень плотно работаем с российскими космическими системами и Росатомом, — рассказывает заместитель генерального директора — главный инженер компании Наталья Ковальчук.

В компанию входит несколько предприятий, головное находится в Минске. «Интеграл» входит в перечень производителей, которые могут поставлять интегральные микросхемы для российского вооружения.

— Для того, чтобы поставлять изделия для космических систем, мы проводим испытания на спецфакторы. Например, облучение тяжелыми частицами, ионное облучение. Чтобы понимать, что будет с изделием в космосе, — объясняет Наталья Ковальчук.

В последние годы производство компонентов для систем вооружения выросло в несколько раз, не говоря о других направлениях работы компании: автомобильная электроника и медицинское оборудование.

— Пандемия заставила нас развивать направление медицинского оборудования: мониторы состояния пациента, термометры. Чтобы не зависеть от других государств, не стоять с протянутой рукой, а пользоваться своим. Готовим документы. Есть намерение поставлять все это в Россию. Пока работаем над тем, чтобы пройти сертификацию, — говорит заместитель генерального директора предприятия.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Инновации в быту

Два предприятия на стенде представляют бытовую электронику. Холдинг «Горизонт», объединяющий 12 разнопрофильных предприятий, презентует флагманские модели телевизора, ноутбука и цифровой панели для грузовых автомобилей.

— Преимущество по сравнению с продукцией из Китая в том, что наш завод может всегда обеспечить запчастями. И по логистике это проще, — рассказывает начальник отдела маркетинга и продаж компании Дмитрий Губский.

Год назад завод запустил массовое производство ноутбуков. Пока что на российском рынке их мало, но у компании большие планы.

— Конечно, с тех пор как появилось Союзное государство и были сняты таможенные ограничения, работать в России стало легче. Сейчас основные объемы продукции идут в Россию, — говорит Дмитрий Губский.

Помимо бытовой техники, предприятие производит автоматические замки, обзорные зеркала и светодиодные экраны.

Но на этом попытки белорусских компаний завоевать российский рынок бытовой электроники не ограничиваются. Рядом расположены экспонаты компании «Атлант».

Перед нами — инновационная модель холодильника с системой охлаждения FULL NO FROST, при которой холодный воздух продувает обе камеры: низко- и среднетемпературную. В холодильнике есть система бактериальной защиты и система регулирования влажности. Есть функции суперохлаждения и суперзаморозки.

— Россия для нас — основной рынок сбыта. Если говорить про холодильники системы FULL NO FROST, за год доля их поставок в Россию выросла на 25%. В рамках союзных программ у нас есть стратегия развития до 2030 года. Для нас российской рынок — целевой, соответственно, мы на нем и сосредотачиваемся, — рассказывает заместитель начальника управления маркетинга и организации продаж ЗАО «Атлант» Алексей Мышко.

Изучаем еще одну новинку — стиральную машину с антибактериальной защитой.

— Антибактериальная защита находится в латке, манжете и в гребне и нужна для того, чтобы не было неприятных запахов, плесени, грибков. Есть определенные вещества, которые добавляются в эти элементы машины. Мы долго их подбирали, около года. Подбирали консистенцию, проводили испытания, — говорит Алексей Мышко.

Из других характеристик — 18 программ стирки, в том числе обработка паром. Скорость — 1 200 оборотов в минуту.

— Если брать удельный вес российских и белорусских комплектующих, то для холодильников это где-то 75%, для стиральной машины — 60%. В прошлом году продали порядка 200 тысяч стиральных машин в Россию, в этом году план — 230 тысяч машин, — рассказывает представитель компании.

На этом наш тур по стенду Беларуси подходит к концу. Спектр экспонатов действительно впечатляет: есть на что посмотреть и чему поучиться.

— Благодаря эффективным результатам работы трудовых коллективов предприятий и компаний, представленных на выставке ИННОПРОМ, мы в полном объеме демонстрируем востребованную, высокотехнологичную и перспективную продукцию, товары и услуги с белорусским знаком качества, что в полной мере говорит о признании отечественных достижений в ряде отраслей промышленного направления, — цитируют организаторов и участников белорусской экспозиции наши коллеги из «Минск. Новости».

Ранее «Областная газета» писала о том, что Евгений Куйвашев и Роман Головченко обсудили развитие экономических и культурных связей Среднего Урала и Беларуси.

Опубликовано в №149 (9960) от 11 июля 2024 года.

Новым генеральным директором «Россети Урал» стал Дмитрий Воденников

Назначен новый генеральный директор «Россети Урал» — им стал Дмитрий Воденников. Решение принято 21 ноября на заседании совета...

Свердловские студенты отправились в экспедицию, посвященную 80-летию освобождения Беларуси от нацистских захватчиков

12 студентов из разных городов Свердловской области отправились в Беларусь в экспедицию «Поклон вам русский до земли, герои-города». Поездку...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также