Финансы в эпоху перемен: Ветераны регионального Минфина рассказали о трудностях 90-х годов и эволюции бюджетного процесса

Ветераны регионального минфина рассказали об особенностях работы в это время

Говорят, нет ничего хуже, чем жить в эпоху перемен. А насколько легко работать в такую эпоху? Причем не просто работать, а обеспечивать финансами огромный регион нашей страны. Об этом — разговор с финансистами, заставшими на «боевом посту», возможно, время самых крутых поворотов нашей истории.

— Какие орудия труда были у финансистов? Как вы обходились без современных информационных систем и гаджетов?

Елена Королькова:

— Когда я пришла работать сюда после института, у нас была счетная техника — счетная машинка. Мы, бюджетники, «сводили» цифры доходов и расходов муниципальных бюджетов: считали много, вслепую, левой рукой, а правой записывали результаты (часто в нескольких экземплярах с использованием копировальной бумаги). На счетах в финоргане тогда уже никто не считал. Когда появились компьютеры, то на весь отдел он у нас был в единственном экземпляре. В конце дня мы на тележке отвозили его в охраняемую кассу. Но это было совсем недолго, вскоре у всех появились свои персональные машины.

Владимир Панов:

— Я первый раз электричес­кую счетную машинку в техникуме увидел. Но застал финансистов, которые уверяли, что на счетах быстрее считать.

Светлана Латкина:

— А всю необходимую информацию из муниципальных финорганов мы получали телеграммами. И сами отправляли отчеты в Минфин России таким же образом.

— Как был построен процесс финансирования? Кто администрировал налоги?

Светлана Латкина:

— Налоги администрировали финансовые органы. Областной финорган тогда назывался финансовый отдел Свердловского облисполкома. В 1986 году он был переименован в финансовое управление Облисполкома, в 1993-м — в департамент финансов, в 1996-м — в министерство. Муниципальные финорганы назывались финотделами города или района. Налоговой службы тогда еще не было.

— Деньги как тогда физически ходили?

Светлана Латкина:

— Когда я пришла на работу в финансовый орган, доходы бюджетов поступали в безналичной форме на счета, открытые в Госбанке. Расходы также осуществлялись безналично. На моей памяти в минфине не было наличных денег, за исключением денежных средств для выплаты заработной платы сотрудникам. Тогда не было различных банковских карт для физических лиц. Все налоги были федеральными — устанавливались на федеральном уровне. Ставки и льготы были единые для всей страны.

Владимир Панов:

— Шли безналичные платежи. Были предприятия союзного подчинения. Они полностью перечисляли платежи в союз (РФ), местные — в местные бюджеты. А расщеплением доходов по уровням бюджетов занимался Госбанк. Это был такой прообраз федерального казначейства. У каждого учреждения был открыт счет в банке. Мы формировали платежные поручения, на основании которых через банк зачислялись деньги организациям. Новая система казначейского исполнения стала более прозрачной.

— Когда плановая экономика «схлопнулась», что происходило с региональными финансами?

Владимир Панов:

— В 1991 году считали, что цены надо отпустить и рынок сам их отрегулирует. Цены начали расти стремительно. Индексация тогда была раз в квартал: 1,8 — 1,9. А одно время так все шло, что наличные деньги в банке закончились — начались задержки бюджетникам по зарплате.

Елена Королькова:

— Для нас до 90-х задержка заработной платы на один день в любой территории считалась катастрофой. Поэтому отсутствие денег, кризис платежей стали и «черным лебедем» и «вызовом». В 90-е годы заработная плата выплачивалась частично, не хватало средств выплатить ее в полном объеме. Мы организовали мониторинг задолжности выплаты заработной платы из местных бюджетов. Я помню сводки, первое программное обеспечение, разработанное специально для этого мониторинга. Выплата зарплаты находилась под личным контролем губернатора Свердловской области Эдуарда Эргартовича Росселя и председателя правительства области Алексея Петровича Воробьёва. Министром финансов тогда был Владимир Юрьевич Червяков. Последние долги по зарплате, образовавшиеся в тот период, были погашены только в августе 2003 года! Это я так хорошо запомнила!

Владимир Панов:

— Просроченная кредиторка по зарплате по бюджетным учреждениям доходила до восьми месяцев. Тогда ежемесячно на счет областного бюджета поступало порядка 100 миллионов рублей, а фонд зарплаты был порядка 70 миллионов в месяц по областному бюджету. Когда наличка в банках закончилась, Госбанк запустил чеки России, которыми выдавали зарплату. Причем чеки принимали не во всех магазинах.

Светлана Латкина:

— Ситуация была критичес­кой. Промышленные предприятия, энергетики, предприятия коммунального хозяйства для решения проблемы «кризиса неплатежей» стали использовать натуральный обмен («бартер»). Но долги по налогам нужно было гасить деньгами. И министерством финансов Свердловской области при активном участии налогоплательщиков и банков была разработана система взаимозачетов. Выстраивались «цепочки» долговых обязательств, которые начинались с бюджетного учреждения, которому за счет средств областного бюджета нужно было погасить долги, как правило, по коммунальным платежам, и заканчивались организацией, имевшей задолженность по налогам в областной бюджет. Такая цепочка могла включать до 10 и более участников. У меня сохранилась информация, что в бюджете 1998 года 67,6 процента налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета прошло взаимозачетами. В областном бюджете — 77,2 процента. В 1999-м тоже были зачеты, но доля их начала постепенно снижаться.

— Как производились взаимозачеты?

Светлана Латкина:

— После того, как «выстраивалась цепочка» имевших взаимную задолженность предприятий, областной бюджет перечислял на счет бюджетного учреждения денежные средства для погашения долга перед поставщиком продукции или услуг, поставщик гасил долг перед своим кредитором. Конечный участник гасил недоимку по налогам в областной бюджет. Денежные средства возвращались в бюджет и направлялись на финансирование следую­щей «цепочки». В результате небольшая сумма денег позволяла погасить задолженность между несколькими предприятиями сразу.

В то время стала формироваться банковская система, открывалось много коммерчес­ких банков. У предприятий и организаций появилась возможность открывать неограниченное количество счетов в разных банках. И в цепочках появлялись случаи, когда один из участников цепочки направлял поступившие бюджетные деньги не по согласованной схеме, а на иные свои расходы. Цепочка разорвалась. В результате этого «вызова» появилась клиринговая палата, которая контролировала, чтобы все участники цепочки открыли счета для данного зачета в одном банке, и оборот денежных средств проходил за один (максимум два) день.

Елена Королькова:

— Первые зачеты — я работала с муниципалитетами — это были продукты питания. Электро­энергия, расходы учреждения, газ. То, без чего невозможно жить.

— Что вы чувствовали тогда? Было ли ощущение кризиса, катастрофы?

Елена Королькова:

— Мы также продолжали работать, только в других условиях и обстоятельствах. Также разрабатывались и утверждались бюджеты на следующий год, принимались отчеты об исполнении бюджетов за истекший год. С представителями муниципалитетов были налажены конструктивные рабочие отношения.

Светлана Латкина:

— Экономика страны и области — как большие океанские лайнеры, а не лодочки. Одномоментно они утонуть не могли. Поэтому у нас был некий временной люфт для решения возникающих рабочих проблем. И мы их дружно всем коллективом финансовых органов региона решали.

Елена Королькова:

— Для меня наступил новый период в 1998 году — тогда приняли Бюджетный кодекс.

— Насколько процесс формирования бюджета отличался от того, что мы видим сегодня?

Елена Королькова:

— В принципе, ничем. До принятия Бюджетного кодекса были инструкции Минфина России. С 2006 года были определены новые подходы к формированию межбюджетных отношений. Изменились подходы к расчету дотаций муниципалитетам. Но главное оставалось неизменным во все времена — обеспечить бюджеты муниципалитетов средствами для исполнения полномочий, определенных федеральным законодателем.

Светлана Латкина:

— Законами об областном бюджете утверждались нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на прибыль и от налога на имущество организаций.

При этом у нас были целевые внебюджетные фонды: дорожный фонд формировался за счет платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог (оборотный налог как и НДС); территориальный экологический фонд — за счет отчислений за негативное воздействие на окружающую среду; фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы — за счет одноименных отчислений. Как сейчас говорят, «окрашенные платежи». В результате модернизации налоговой и бюджетной систем Российской Федерации налоги, формировавшие фонды, в основном были отменены, установлен принцип единого покрытия расходов бюджета всеми доходами соответствующего бюджета, и введен запрет на формирование региональных и муниципальных внебюджетных фондов.

— Как у нас строились взаимоотношения с федеральными структурами?

Елена Королькова:

— Свердловская область во все времена была самодостаточной. А наш минфин подчинялся напрямую Минфину страны до 1999 года. Все было упорядочено: единая система по налогам, единая система оплаты труда, единые требования.

— Какие основные черты характера финансистов вы бы выделили?

Елена Королькова:

— Неравнодушие. Любовь к своей работе. Взаимопомощь. Стремление к самообразованию. А профессионально — математические способности, знание русского языка, логика. Финансисты анализируют множество информации, результат должен быть грамотным и понятным.

Светлана Латкина:

— Добросовестность, усидчивость и обязательно вежливость. Корректное доброжелательное отношение ко всем, с кем мы взаимодействуем не только «по службе», но и в жизни. И конечно, любопытство. Важно понимать причины любых изменений доходов и расходов бюджетов.

— В какое время вам комфортнее было работать?

Елена Королькова:

— Каждому периоду были свойственны свои задачи. Когда мы организовывали взаимозачеты или переходили на новые программы, работали, бывало, и до ночи и воспринимали это как норму. Нам был интересен каждый период. Никогда не было скучно. Коллектив в минфине всегда на моей памяти был замечательный. Очень хорошие человеческие взаимоотношения. И, наверное, потому всегда хотелось еще лучше работать.

Владимир Панов:

— И за нами — люди. От точности твоих расчетов зависят люди, больницы, школы. Это очень большая ответственность.

Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что на Аллее Финансистов в Академическом появилась информация о финансовой грамотности.

Опубликовано в №167(9978) от 1 августа 2024 года.

Общая задолженность в Свердловской области за услуги ЖКХ превысила 20 млрд рублей

Руководитель управляющей компании «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ» Дмитрий Косов рассказал Областной газете, что около 70% от общей...

Школьники и студенты открыли для себя мир оптики на предприятиях «Швабе»

В организациях холдинга «Швабе» Госкорпорации Ростех провели порядка 200 экскурсий для школьников и студентов....

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также