В России выросла стоимость молочной продукции. По данным Национального союза производителей, цена увеличилась на 20-40%. Сильнее всего за полгода подорожали плавленые сыры (+ 42%). Следом идет сливочное масло (+25%). С сентября цена за упаковку превышает 200 рублей. Чем вызван рост стоимости, и вернутся ли цены на прежние позиции, объясняет директор Института менеджмента, предпринимательства и инжиниринга УрГЭУ Вера Соловьева.
— Вера Петровна, c чем связано повышение цен?
— Ситуация ожидаемая. Производители давно заявляли о повышении стоимости молочной продукции. Проценты называли разные: от 20 до 40. На это повлиял ряд факторов. На первое место все аналитики ставят рост спроса у населения в связи с увеличением доходов. По ассортименту в магазинах стало хорошо заметно, что покупатели стали чаще приобретать более дорогую, качественную продукцию. И эта тенденция продолжится: 1 октября проиндексируют зарплаты «бюджетникам», пусть и на 5%. В феврале 2025 года проиндексируют пенсии, в том числе работающим пенсионерам.
Также на ценообразование влияет общая инфляция, дефицит кадров, в том числе на молочных заводах, и, как следствие, повышение заплат для удержания персонала, и высокая ключевая ставка. Еще один важный фактор: российскую молочную продукцию начал закупать Китай. Так что теперь часть товаров готовится на экспорт.
— В Свердловской области наиболее заметен рост стоимости сливочного масла. Цена за упаковку все чаще превышает 200 рублей. Это новая реальность или ажиотаж стихнет и цены вернутся обратно?
— Действительно, на полках в магазинах Екатеринбурга и Свердловской области хорошего сливочного масла осталось мало. Для снижения ажиотажа на прилавках стало появляться все больше товаров от неизвестных производителей, но подешевле.
Самым качественным принято считать продукт с долей жирности 82,5%. Чтобы получить 1 килограмм такого масла, требуется 22 литра молока. На него цена и выросла. Сама на днях купила сразу две пачки про запас — 210 рублей за упаковку. И думаю, что это не предел, и цены еще вырастут. «Крестьянское» масло с долей жирности 72,5% рубеж в 200 рублей не перешагнет и останется «бюджетным» вариантом.
Также следует готовиться к подорожанию товаров, которые готовятся с использованием масла. В первую очередь, это хлебобулочные и кондитерские изделия.