преподаватель кафедры уголовного права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
В августе 2024 года Федеральным законом № 218-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) были внесены изменения, направленные на совершенствование уголовной ответственности за проведение треш-стримов1. Простыми словами «треш-стрим» — это транслирование аморального поведения в прямом эфире ради зрительского интереса и финансовой выгоды. Законодательная инициатива была вызвана общественным беспокойством, так как проведение опасных трансляций способствует росту агрессии в обществе и негативно влияет на массовое сознание, в том числе способствует девиантному поведению среди молодежи.
В сети можно встретить немало примеров прямых трансляций, которые привели к негативным последствиям. Известными случаями являются дело Reeflay и дело Mellstroy. В декабре 2020 года во время стрима Станислав Решетняк (Reeflay) после ссоры выставил свою подругу на мороз и она скончалась от кровоизлияния в мозг.
Андрей Бурим (Mellstroy) в октябре 2020 года во время стрима избил модель, что привело к закрытой черепно-мозговой травме. Эти случаи подчеркивают серьезные последствия треш-стримов, как для участников, так и для зрителей, что и привело к запрету такого контента в России.
В соответствии с поправками проведение онлайн трансляции при совершении преступления признано обстоятельством, отягчающим наказание (п. «т» ч. 1 ст. 63 УК РФ) и квалифицирующим признаком в ряде составов преступления (ст. ст. 105, 111, 112, 115, 116, 117, 119, 126, 127, 127.2 УК РФ)2. Кроме того, предусмотрена возможность назначения дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельность на срок до 3 лет за совершение вышеуказанных преступлений. Введение нового вида наказания видится вполне обоснованным, инициаторы законопроекта объясняют это тем, что побуждающим фактором для создания и распространения деструктивного контента является получение популярности
в информационном пространстве, а ограничение доступа в Интернет лишит стримера его аудитории3.
Законодатель ужесточил уголовную ответственность за преступления, совершенные с публичной демонстрацией,
в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет). Ранее такой признак имел место только в некоторых составах преступления (ст. 245 УК РФ, ст. 258.1 УК РФ, ст. 260.1 УК РФ).
Публичная демонстрация может включать в себя прямые трансляции (действия, совершенные в прямом эфире,
в том числе на стриминговых платформах), а также распространение такой информации (например, размещение видеозаписей в социальных сетях). В первом случае противоправное деяние совпадает по времени его совершения
с публичной демонстрацией, а во втором, напротив, не совпадает, например, в том случае, когда стример после совершения преступления публично его демонстрирует на своих личных страницах в сети Интернет.
До принятия указанного законопроекта Уголовный кодекс Российской Федерации не учитывал широкий характер распространения треш-стримов, между тем совершение преступлений с публичной демонстрацией значительно повышает общественную опасность этих деяний. Зрителями таких трансляций становятся в том числе и несовершеннолетние, что, безусловно, сказывается на их психическом здоровье и нравственном развитии. Опасные трансляции формируют ощущение, что данные действия не опасны и их можно повторять, что уже сейчас повлекло случаи «подражательства» известным треш-стримерам. В настоящее время еще не сформирована правоприменительная практика по данным делам, но такие изменения вне всякого сомнения будут полезны, так как треш-стримы существуют уже достаточно длительный промежуток времени, несут в себе повышенную общественную опасность и являются проблемой для современного общества.
1 Федеральный закон от 08.08.2024 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202408080012. Дата обращения 21.10.2024.
2 «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // СПС «Консультант Плюс».
3 Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по молодежной политике на проект федерального закона № 506240-8 // СПС «Консультант Плюс».
В сети можно встретить немало примеров прямых трансляций, которые привели к негативным последствиям. Известными случаями являются дело Reeflay и дело Mellstroy. В декабре 2020 года во время стрима Станислав Решетняк (Reeflay) после ссоры выставил свою подругу на мороз и она скончалась от кровоизлияния в мозг.
Андрей Бурим (Mellstroy) в октябре 2020 года во время стрима избил модель, что привело к закрытой черепно-мозговой травме. Эти случаи подчеркивают серьезные последствия треш-стримов, как для участников, так и для зрителей, что и привело к запрету такого контента в России.
В соответствии с поправками проведение онлайн трансляции при совершении преступления признано обстоятельством, отягчающим наказание (п. «т» ч. 1 ст. 63 УК РФ) и квалифицирующим признаком в ряде составов преступления (ст. ст. 105, 111, 112, 115, 116, 117, 119, 126, 127, 127.2 УК РФ)2. Кроме того, предусмотрена возможность назначения дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельность на срок до 3 лет за совершение вышеуказанных преступлений. Введение нового вида наказания видится вполне обоснованным, инициаторы законопроекта объясняют это тем, что побуждающим фактором для создания и распространения деструктивного контента является получение популярности
в информационном пространстве, а ограничение доступа в Интернет лишит стримера его аудитории3.
Законодатель ужесточил уголовную ответственность за преступления, совершенные с публичной демонстрацией,
в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет). Ранее такой признак имел место только в некоторых составах преступления (ст. 245 УК РФ, ст. 258.1 УК РФ, ст. 260.1 УК РФ).
Публичная демонстрация может включать в себя прямые трансляции (действия, совершенные в прямом эфире,
в том числе на стриминговых платформах), а также распространение такой информации (например, размещение видеозаписей в социальных сетях). В первом случае противоправное деяние совпадает по времени его совершения
с публичной демонстрацией, а во втором, напротив, не совпадает, например, в том случае, когда стример после совершения преступления публично его демонстрирует на своих личных страницах в сети Интернет.
До принятия указанного законопроекта Уголовный кодекс Российской Федерации не учитывал широкий характер распространения треш-стримов, между тем совершение преступлений с публичной демонстрацией значительно повышает общественную опасность этих деяний. Зрителями таких трансляций становятся в том числе и несовершеннолетние, что, безусловно, сказывается на их психическом здоровье и нравственном развитии. Опасные трансляции формируют ощущение, что данные действия не опасны и их можно повторять, что уже сейчас повлекло случаи «подражательства» известным треш-стримерам. В настоящее время еще не сформирована правоприменительная практика по данным делам, но такие изменения вне всякого сомнения будут полезны, так как треш-стримы существуют уже достаточно длительный промежуток времени, несут в себе повышенную общественную опасность и являются проблемой для современного общества.
1 Федеральный закон от 08.08.2024 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202408080012. Дата обращения 21.10.2024.
2 «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // СПС «Консультант Плюс».
3 Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по молодежной политике на проект федерального закона № 506240-8 // СПС «Консультант Плюс».