кандидат юридических наук, доцент кафедры информационного права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
Одним из приоритетных направлений федерального проекта Российской Федерации «Цифровое государственное управление» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9) по созданию новых правовых и технологических условий развития экосистемы цифрового государственного управления является внедрение цифровых технологий и платформенных решений
в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения
и субъектов малого и среднего предпринимательства. Аналогичные цели были обозначены и в региональном проекте «Цифровое государственное управление (Свердловская область)».
Цифровые платформы сегодня открывают новые перспективы в организации цифровых процессов между различными их участниками. В российском законодательстве цифровая платформа рассматривается и как определенная бизнес-модель, и как совокупность инструментов и сервисов на основе цифровых технологий,
которые должны обеспечить эффективное взаимодействие участников цифровой платформы.
В 2024 году в Российской Федерации введена в эксплуатацию Единая централизованная цифровая платформа
в социальной сфере, имеющая статус государственной информационной системы, созданной в целях автоматизации процессов предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, а также обеспечения граждан информацией о мерах социальной защиты (поддержки).
Координатором создания и развития единой цифровой платформы является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, а функции оператора возложены на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Данная цифровая платформа реализует широкий спектр функциональных возможностей, обозначенных в п. 5 Положения о государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа
в социальной сфере», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 № 2386:
• автоматизация процессов назначения и предоставления гражданам мер социальной защиты (поддержки),
а также пенсионного обеспечения граждан и проведения медико-социальной экспертизы;
• учет сведений об инвалидах и мероприятиях по их реабилитации;
• обеспечение ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования;
• обеспечение процессов предоставления государственных услуг в сфере обязательного пенсионного страхования
и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
• обеспечение ведения процессов управления средствами пенсионных накоплений лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования;
• обеспечение регистрации решений об отнесении граждан к категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и ведения учета сведений о таких гражданах;
• осуществление процесса выявления граждан, нуждающихся в получении мер социальной поддержки, а также учета сведений о таких гражданах;
• осуществление процессов назначения и предоставления мер социальной поддержки;
• обеспечение контроля за гарантированным объемом предоставления мер социальной поддержки и др.
Мерами социальной поддержки в соответствии с законодательством являются социальные гарантии отдельным категориям граждан, предоставляемые государством за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в виде социальных пособий, субсидий, пенсионного обеспечения, компенсаций
и иных льгот.
Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере обеспечивает формирование и ведение классификатора мер социальной защиты, который предназначен для унификации типов и видов мер социальной поддержки с целью формирования единых принципов их учета:
1. Обязательное социальное страхование.
2. Государственное пенсионное обеспечение.
3. Социальная помощь (поддержка): социальные пособия, субсидии, компенсации и компенсационные выплаты, льготы и др.
4. Социальное обслуживание, которое включает социально-медицинские, социально-бытовые, социально-психологические и другие виды социальных услуг.
Постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2017 № 1024-ПП утвержден перечень исполнительных органов государственной власти Свердловской области, являющихся поставщиками информации в государственную информационную систему «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере», в числе которых: Министерство социальной политики Свердловской области, Министерство здравоохранения Свердловской области, Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерство физической культуры и спорта Свердловской области, Министерство культуры Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области и Департамент по труду и занятости населения Свердловской области.
Поставщики информации используют единую цифровую платформу при назначении и предоставлении мер социальной защиты, а в случае использования при назначении и предоставлении мер социальной защиты собственных информационных систем обеспечивают их информационное взаимодействие с единой цифровой платформой.
Также на региональном уровне отдельными исполнительными органами государственной власти Свердловской области определяются перечни мер социальной защиты (поддержки), подлежащие передаче в единую цифровую платформу в социальной сфере (приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 02.08.2019 № 158-д «Об утверждении перечня мер социальной защиты (поддержки), предоставляемых Министерством образования и молодежной политики Свердловской области, подлежащих передаче в государственную информационную систему «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере», приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 07.07.2022 № 1515-п «Об организации работ по передаче сведений о фактах назначения мер социальной защиты (поддержки) в единую централизованную цифровую платформу в социальной сфере» и др.).
Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере позволяет гражданам получать актуальную информацию о мерах социальной поддержки, способствуя, во-первых, повышению уровня информированности
о правах на социальное обеспечение, а, во-вторых, снижению физических и временных затрат на получение гражданами тех или иных мер социальной поддержки.
Через реализуемый в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, являющейся частью данной цифровой платформы, сервис «Социальный калькулятор», к примеру, можно получить информацию
о возможном возникновении права на получение мер социальной защиты в определенной жизненной ситуации: рождение ребенка, установление инвалидности, наступление пенсионного возраста, создание семьи, потеря кормильца и др.
В форме открытых данных на цифровой платформе размещается статистическая информация. Также платформа позволяет формировать аналитические отчеты по интересующим показателям в сфере социальной поддержки граждан, включая использование интерактивных аналитических панелей.
в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения
и субъектов малого и среднего предпринимательства. Аналогичные цели были обозначены и в региональном проекте «Цифровое государственное управление (Свердловская область)».
Цифровые платформы сегодня открывают новые перспективы в организации цифровых процессов между различными их участниками. В российском законодательстве цифровая платформа рассматривается и как определенная бизнес-модель, и как совокупность инструментов и сервисов на основе цифровых технологий,
которые должны обеспечить эффективное взаимодействие участников цифровой платформы.
В 2024 году в Российской Федерации введена в эксплуатацию Единая централизованная цифровая платформа
в социальной сфере, имеющая статус государственной информационной системы, созданной в целях автоматизации процессов предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, а также обеспечения граждан информацией о мерах социальной защиты (поддержки).
Координатором создания и развития единой цифровой платформы является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, а функции оператора возложены на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Данная цифровая платформа реализует широкий спектр функциональных возможностей, обозначенных в п. 5 Положения о государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа
в социальной сфере», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 № 2386:
• автоматизация процессов назначения и предоставления гражданам мер социальной защиты (поддержки),
а также пенсионного обеспечения граждан и проведения медико-социальной экспертизы;
• учет сведений об инвалидах и мероприятиях по их реабилитации;
• обеспечение ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования;
• обеспечение процессов предоставления государственных услуг в сфере обязательного пенсионного страхования
и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
• обеспечение ведения процессов управления средствами пенсионных накоплений лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования;
• обеспечение регистрации решений об отнесении граждан к категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и ведения учета сведений о таких гражданах;
• осуществление процесса выявления граждан, нуждающихся в получении мер социальной поддержки, а также учета сведений о таких гражданах;
• осуществление процессов назначения и предоставления мер социальной поддержки;
• обеспечение контроля за гарантированным объемом предоставления мер социальной поддержки и др.
Мерами социальной поддержки в соответствии с законодательством являются социальные гарантии отдельным категориям граждан, предоставляемые государством за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в виде социальных пособий, субсидий, пенсионного обеспечения, компенсаций
и иных льгот.
Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере обеспечивает формирование и ведение классификатора мер социальной защиты, который предназначен для унификации типов и видов мер социальной поддержки с целью формирования единых принципов их учета:
1. Обязательное социальное страхование.
2. Государственное пенсионное обеспечение.
3. Социальная помощь (поддержка): социальные пособия, субсидии, компенсации и компенсационные выплаты, льготы и др.
4. Социальное обслуживание, которое включает социально-медицинские, социально-бытовые, социально-психологические и другие виды социальных услуг.
Постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2017 № 1024-ПП утвержден перечень исполнительных органов государственной власти Свердловской области, являющихся поставщиками информации в государственную информационную систему «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере», в числе которых: Министерство социальной политики Свердловской области, Министерство здравоохранения Свердловской области, Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерство физической культуры и спорта Свердловской области, Министерство культуры Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области и Департамент по труду и занятости населения Свердловской области.
Поставщики информации используют единую цифровую платформу при назначении и предоставлении мер социальной защиты, а в случае использования при назначении и предоставлении мер социальной защиты собственных информационных систем обеспечивают их информационное взаимодействие с единой цифровой платформой.
Также на региональном уровне отдельными исполнительными органами государственной власти Свердловской области определяются перечни мер социальной защиты (поддержки), подлежащие передаче в единую цифровую платформу в социальной сфере (приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 02.08.2019 № 158-д «Об утверждении перечня мер социальной защиты (поддержки), предоставляемых Министерством образования и молодежной политики Свердловской области, подлежащих передаче в государственную информационную систему «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере», приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 07.07.2022 № 1515-п «Об организации работ по передаче сведений о фактах назначения мер социальной защиты (поддержки) в единую централизованную цифровую платформу в социальной сфере» и др.).
Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере позволяет гражданам получать актуальную информацию о мерах социальной поддержки, способствуя, во-первых, повышению уровня информированности
о правах на социальное обеспечение, а, во-вторых, снижению физических и временных затрат на получение гражданами тех или иных мер социальной поддержки.
Через реализуемый в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, являющейся частью данной цифровой платформы, сервис «Социальный калькулятор», к примеру, можно получить информацию
о возможном возникновении права на получение мер социальной защиты в определенной жизненной ситуации: рождение ребенка, установление инвалидности, наступление пенсионного возраста, создание семьи, потеря кормильца и др.
В форме открытых данных на цифровой платформе размещается статистическая информация. Также платформа позволяет формировать аналитические отчеты по интересующим показателям в сфере социальной поддержки граждан, включая использование интерактивных аналитических панелей.