Писатель и время: в Екатеринбурге представили первый художественный фильм о Павле Бажове

Это первый художественный фильм не по сказам, а по судьбе самого писателя

В Екатеринбурге состоялась премьера фильма «Бажов. Одолженное время», который с нетерпением ждали больше года. Фильм, созданный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, — абсолютно уральское творение. Создан уральцами и на Урале.

«Бажов. Одолженное время» — первый художественный фильм не по сказам, а по судьбе самого Павла Петровича. Авторы взяли в поле зрения трагический, но знаковый год в жизни писателя. 1937‑й. Из-за идеологических разногласий с властью журналист Бажов был отстранен от всего — работы, партии, общения. Однако вынужденная самоизоляция завершилась рождением «Малахитовой шкатулки». Как такое могло случиться? Что позволило совсем не юному литератору не погибнуть, а поистине — заново родиться в творчестве?..

Премьере предшествовала фотовыставка с эпизодами съемок. Первые зрители благодарили создателей «за смелое высказывание», «мастерское операторское видение», открытие малоизвестной страницы жизни писателя.

— Два месяца в кинопрокате будут идти показы фильма в городах области, — сообщил генеральный продюсер фильма, руководитель Благотворительного фонда «БАЖОВ» Сергей Полыганов. — Показы бесплатные. Ирбит, где снимались эпизоды фильма и где в съемках участвовали многие горожане, попросил о трех сеансах: иначе, мол, кинотеатр всех желающих не вместит. Сделаем. Покажем. Но возможностью увидеть фильм интересуются не только уральцы, поэтому на маршруте кинопроката «Бажов. Одолженное время» будут и Салехард, и Донецк…

Как ни крути — момент исторический: в отечественном кино (да и в мировом) появился первый художественный фильм о Бажове. Не по сказам, а о нем самом. Оговорка про мировое кино — не ради красного словца. При том, что количество переводов «Малахитовой шкатулки» по разной статистике то приближается к сотне языков, то уже далеко за этой чертой, и миру небезразлично, как родился феномен уральских сказов, что за человек был их автор.

Парадокс биографического жанра в том, что хоть это и «сочиненное» произведение и создатели имеют право на художественный вымысел, образность, зритель от такого фильма все равно ждет «правду жизни». Не буквоедство в фактах и цитатах, а — правду по сути. Про человека. Про обстоятельства жизни. Про время. А тут еще один парадокс. Художественный фильм — не стенограмма, поэтому критериев «правда — не правда» нет. Зато есть единственно точное в данных обстоятельствах ощущение: верю или не верю. Прошибает, саднит, остается в памяти внутренним диалогом? Или — извините…

В чем абсолютно правдоподобны создатели фильма «Бажов. Одолженное время» — так это в обстоятельствах 1937 года вокруг Бажова. Фильм начинается эпизодом в кинотеатре, с просмотра кинохроники января 1937-го, где звучат новости про елку, перепись населения, открытый процесс над саботажниками — и атмосфера эпизода, лица в кинозале таковы, что сами напоминают кинохронику. Та же степень правдоподобия — в эпизодах осуждения журналиста Бажова партийными боссами за очерк «Формирование на ходу», в обстановке школы, где училась дочка Бажова Рида и где «дети за отцов отвечали», в доме писателя, куда он приходит с повесткой о вызове к следователю, в коридорах НКВД, откуда «проштрафившийся» журналист должен был уйти в небытие… Надо отдать должное съемочной группе студии «Мастер», которая снимала фильм либо в реальных местах, связанных с Бажовым (дом писателя, ОДО), либо скрупулезно искала и нашла места, сохранившие в самих стенах простую и страшную атмосферу 1930-х. Здесь, в этой непритязательной обстановке, шла как бы обычная жизнь, а меж тем волею власть предержащих из нее вычеркивались люди. Музыка Олега Плясунова, которая даже не лейтмотив фильма, а кажется — его нескончаемое «давящее» сопровождение-стон, выразительно дополняет эту безысходность.

Но фильм же не про 1937 год, а про людей в нем. И если в создании атмосферы времени авторы безупречны (сценарий — Андрей Ким, Максим Ермаков, режиссер Андрей Ким, оператор Сергей Носов, художник-постановщик Евгений Потамошнев), то тем очевиднее она приходит порой в диссонанс с актерским исполнением, в иных образах. В фильме заняты в основном театральные актеры Екатеринбурга. По сцене они знакомы, любимы, убедительны, но в условиях киноэстетики их театральность «чересчур», форте образа, созданного театральной многозначительностью, выбивается из пиано киноповествования. Не у всех. Как ни странно, убедительны актеры эпизодов — энкавэдэшники, партийная челядь на бюро обкома, одноклассники Риды. Сложнее с близкими Бажову людьми, у которых, естественно, присутствия «в кадре» больше (жена, дочь Рида, ее одноклассник Коля, учительница). Наверное, на сцене они были бы органичны, но крупный план в кино — другие нюансы.

Никто не скажет сегодня с точностью, каким был в общении сам Бажов. На фотографиях он — добродушный дедушка-сказитель, оживленно общающийся с детьми. Вряд ли. Думаю, в этом смысле правдивее не известные фото, сделанные для газеты, публичной демонстрации «счастливой жизни», а как раз немногословный образ из фильма «Бажов. Одолженное время». Внешнее сходство с Бажовым актера Леонида Платонова в абсолютной органике с его степенным, немногословным существованием (некоторые сцены поданы через его бессловесное присутствие на первом плане, через его восприятие). Слов мало — содержания много. Достоинства и силы. Главная тема фильма — время. Это слово не раз звучит в разных обстоятельствах. Оно внесено и в заголовок. «Одолженное время». Волею случая избегнув ареста, добровольно заключив себя на год в домашнюю самоизоляцию, Павел Петрович счастливо использовал этот год для создания «Малахитовой шкатулки». Но! Иной и пять лет просидит — не напишет. Значит, было из чего. Вот это «из чего» и создают на экране авторы фильма и исполнитель главной роли.

От актера Леонида Платонова — подтема, параллельная главной. Тема маленького большого человека. Интеллигентность, незаметность литератора Павла Бажова, наверное, тоже кому-то казалась слабостью. Во всяком случае так — свысока, с пренебрежением — ведут себя с ним чекисты. А он не сломался. Не сгинул. Не дают слова в газете — вернулся к своим заповедным словам, фольклорной картотеке. Молча. В уединении. С достоинством.

Значит, было к чему вернуться. На что обернуть отныне зашоренный цензурой и властью взгляд. А вот это уже от авторов фильма. Судьба одолжила писателю время. Но феноменальные сказы-мифы — создание самого Павла Петровича. Лейтмотив величайшей силы Слова возникает в фильме с двух ракурсов. Рядовой уральский журналист Бажов в жесточайших условиях прессинга, изоляции не только выжил, но родился как уникальный писатель благодаря чрезвычайному вниманию к слову, профессиональной взыскательности. Красноречивый эпизод — то ли сон, то ли греза, как Бажов с дочерью спасают в тоннеле, глубоко под землей, картотеку писателя с народной мифологией и терминами, что станет потом основой «Малахитовой шкатулки».

Но не менее выразителен в том же эпизоде и противоположный ракурс. Преследуя писателя с его картотекой (читай: творческим багажом и своеобразием), чекисты кричат: «Бей по словам! На поражение!». Символично. Разоблачительно для власть предержащих. Уничтожить человека — мало. Надо уничтожить писателя, его слово и смыслы.

«Бажов. Одолженное время» — не кинобиография. Скорее — киноэссе, наполненное символами. Один из них — школьница в толпе сверстниц-одноклассниц. В отличие от прочих она не пробегает мимо, а задерживается, обращает прямой взгляд в камеру. Один раз, другой. Словно немой вопрос из того времени к нашему. Другой красноречивый символ — фотография Ариадны Павловны, дочери писателя, в интерьере дома Бажовых. Как индикатор все той же правды в художественном повествовании. В событиях фильма — юная Рида, на фото — взрослая, мудрая женщина. Дочь… старше своего отца. Незаметная в обстановке дома в начале фильма, в финале фотография укрупняется и… художественное повествование становится документом. Ариадна Павловна говорит о своем первоначально настороженном отношении к идее фильма, о том, что в конце концов дала согласие на съемки и ждет выхода киноповествования об отце.

Она не дождалась. Ариадна Павловна Бажова ушла из жизни в возрасте 99 лет — за сорок дней до выхода фильма на экран. Но почему-то кажется: она была бы удовлетворена. Самим фактом родившегося фильма. Ведь осмысления требуют не только сказы, наполненные мифологией и поэтикой Урала, но и судьба писателя, преодолевшего своим творчеством испытания и скоротечность времени.

График показов фильма «Бажов. Одолженное время»
в Свердловской области:

  • 10 декабря
    15:00 – Полевской (Азов).
  • 11 декабря
    14:00 – Ирбит (ДК Костевича),
    18:00 – Ирбит (ДК Костевича).
  • 12 декабря
    18:00 – Березовский (Дворец молодежи).
  • 13 декабря
    11:00 – Н. Тагил (ДК «Юбилейный»),
    15:00 – Н. Тагил (к/т «Красногвардеец»).
  • 16 декабря
    15:00 – Сысерть (ДК Романенко),
    18:00 – Двуреченск (к/т «Киномир»).
  • 17 декабря
    14:00 – Камышлов (40-летка).
  • 18 декабря
    14:00 – Серов (к/т «Родина»),
    18:30 – Краснотурьинск (ДК «Металлург»).
  • 20 декабря
    13:00 – Махнево (КДЦ).

«ОГ» — информационный партнер фильма.

Ранее «Областная газета» писала о том, что Свердловский краеведческий музей открыл новое пространство выставкой к юбилею Павла Бажова.

Опубликовано в №278 (10089) от 10 декабря 2024 года.

«Легенды земли уральской» они расскажут в танце: ансамбль танца «Улыбка» создал концерт с народным колоритом

Еще один бренд Свердловской государственной детской филармонии — ансамбль танца «Улыбка» — всегда старается удивлять своих...

«Наши девочки умеют использовать каждую минуту в свою пользу»: руководитель Джаз-хора Детской филармонии Марина Макарова — о выступлении в Кремле

Одним из старейших коллективов Свердловской государственной детской филармонии является знаменитый Джаз-хор. Знаменитый в нашем регионе не один...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также