Фольклорный театр — почему нет: Уральский хор представил «Сказы дедушки Коковани»

Коллектив предложил новый взгляд на уральские сказы

В юбилейный год Бажова и Уральский русский народный хор не остался в стороне от темы юбилея, уральских сказов. И, прямо скажем, создавая «Сказы дедушки Коковани», имел на то даже больше оснований, чем иные театры и музеи. Они «освещают» Бажова, что называется, в соответствии с жанром — сохранить, представить. Уральский хор еще и «по родству»: в годы становления коллектива знаток фольклора Павел Бажов был консультантом хора.

В этой ситуации напрашивается: новая постановка, мол, — дань памяти уральскому сказителю. Но думаю: меньше всего Уральский хор думал о мемориальности своего творения. Напротив. Если уж браться за сказы, то сказать свое слово, хотя, строго говоря, литературное слово — как раз-таки не жанр Уральского хора. У него — песни и пляски. Вот в этом «несоответствии жанров» был известный риск. Но вместе с тем и творческая дерзость коллектива, который решился «копнуть» громаду уральских сказов с той стороны, с которой на сцене мало кто «копал».

Художественный руководитель Уральского хора Николай Зайцев и московский режиссер Наталья Табачкова объединили в постановке два сказа — «Серебряное копытце» и «Голубая змейка». При том, что из 56 сказов Бажова эти — наиболее известные, чаще всего читаемые детям, постановщики оказались единодушны в том, что Бажов — отнюдь не детский писатель. Он сложнее. Примерно как Горький, у которого главные герои — работные люди. И чудеса, что в сказах случаются, — не просто волшебство. Голубая змейка на золотую жилу укажет, а Серебряное копытце драгоценных камней набьет только тем, кто того заслуживает. В наш потребительский век, когда то и дело звучит «выиграй», «вдруг повезет», посыл про «чудеса» заслуженные, посчитали постановщики, более чем актуальный. И для детей. И для их родителей.

У Павла Петровича, в его сказах, диалогов мало. Уж таков слог. Чаще всего — от третьего лица. «Дописывать» Бажова постановщики не хотели: резонно посчитали это творческим кощунством. Зато в условиях скромных диалогов присмотрелись внимательней к самим героям, в том числе и к тем, кто рядом с людьми, — «братьям меньшим», в которых у Бажова больше всего чудес и мистики. Случайно ли это? Только ли писательский вымысел?

— Мне не давала покоя кошка Муренка. Что-то здесь не то, — говорит режиссер Наталья Табачкова. — Ниоткуда возникает. Когда герои уходят, она убегает из дома. Кошки, даже деревенские, вольные, в лучшем случае провожают хозяина или хозяйку до конца села. Чтобы кошка пошла в лес?! По сугробам! Да такого быть не может. А в конце что происходит? Кошка играет-общается с Серебряным копытцем, а он — создание фантастическое. Ни с кем, даже с козлами, не общается. А кошку принимает. Когда же чудо свершается — кошка пропадает. Она словно привела Серебряное копытце, соединила героев с ним — и, исполнив предназначенное, исчезла. Стали смотреть уральскую мифологию. И наткнулись на то, что тут существовала земляная кошка: живет под землей, показывается изредка, принимает разные формы. Так вот, говорю, наша кошка…

Даже бажововеды, плотно исследующие творчество Павла Петровича, убеждены: сказы еще недопоняты, недоизучены. А потому любой новый серьезный взгляд на них, новая попытка раскрыть их поэтику и образность, — в плюс. И творческий, а не ожидаемо-банальный подход к их инсценировке — тоже. Тем дороже, что Уральский хор сделал новый шаг и в отношении Бажова, и в своем творчестве — создал действо по принципу фольклорного народного театра. Прежде коллектив «входил в эту воду» только в отдельных концертных номерах — например, представляя уральскую свадьбу. «Сказы дедушки Коковани» стали масштабным, полноценным игровым действом. Но… не спектаклем.

Для спектакля опять же — не хватает слов, монологов-диалогов. Зато их неожиданно и содержательно заменило то, что «в жанре» Уральского хора — музыка.

— Музыку решили использовать максимально подлинную. Те жанры, которые в концерте вряд ли будут исполняться, а тут они уместны, — комментирует художественный руководитель хора Николай Зайцев. — Например, используем колядки, заклички, попевки, гадания, присказульки, игры народные, колыбельные и проголосные песни, много детского фольклора Среднего Урала, песни-страдания. Не спрашивайте меня, сколько песен использовано. Не знаю. Очень много. Такой калейдоскоп музыкальный. Потому что «Серебряное копытце» — это фантасмагория. «Голубая змейка» — народный театр, где песня подкрепляет сюжет. Двигает историю драматургически. Когда я начал перечитывать сказы, понял: они музыкальные. Всё — на мелодекламации. Поэтому мы искали даже интонации, как выкликают змейку, как говорит кошка. «Куды пошла…», «Пра-а-авильно говоришь…» Другой мир!

Подобно тому, как филологи продолжают изучать сказы Бажова, специалисты по народному искусству наверняка заинтересуются «Сказами…» Уральского хора. Наивное (по форме) визуальное и музыкальное искусство соединилось в этой постановке с мистикой и мудростью бажовского слова. И «поднялись на поверхность» потаенные прежде в Бажове смыслы: про Кокованю, готового не только обогреть сиротку, но главное — обязанного передать кому-то свое мастерство; про одиночество горемыки Даренки, в котором, однако, ее детская душа способна творить свой отдельный образный мир.

Еще любопытнее, думается, народный театр «Сказов дедушки Коковани» прозвучал бы не в условиях сцены, а «на воле», на природе. Постановщики соглашаются, обещают подумать. В любом случае они — за то, чтобы привычная лакировка «уральского бренда» не мешала восприятию сути сказов, а сами они не становились бы музеем.

Ранее «Областная газета» писала о том, что Свердловская государственная детская филармония отмечает юбилей грандиозным концертом.

Опубликовано в №284 (10095) от 16 декабря 2024 года.

Движение автотранспорта на реконструируемом участке ЕКАД направили по новым полосам

Дорожники 28 октября перезапустили автомобильное движение по новым полосам реконструируемого участка Екатеринбургской кольцевой автодороги...

Урал аграрных достижений: Свердловская область принимает крупнейшую отраслевую выставку

В Екатеринбурге 29 сентября начнет работу XIII Межрегиональная агропромышленная выставка УрФО и «Агропром Урал»...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также