Неожиданно. Не бывало. Кажется, еще ни в одном театре. О звонках на спектакль и необходимости пройти в зал сообщает детский голос. Дирижер Иван Моисеев, заняв место в оркестровой яме, из-под цветного зонтика придирчиво осматривает публику: все ли готовы?.. Двух нестандартных ходов достаточно, чтобы зритель понял: знакомый почти наизусть мюзикл «Мэри Поппинс, до свидания!» будет удивлять. Чудеса начинаются.
Любой театр, взявшийся поставить произведение, которое сначала было экранизировано и вошло в сознание зрителей как киношедевр, сильно рискует. Сравнивать будут неизбежно. И Новоуральский театр музыки, драмы и комедии не исключение. Мало того, что повесть Памелы Трэверс «Мэри Поппинс» в 1964-м талантливо экранизирована с Джулией Эндрюс в главной роли. Вторым и не менее талантливым рождением сказочной повести стал мюзикл Максима Дунаевского, который экранизирован в 1983-м, и «леди совершенство» Наталья Андрейченко из года в год украшает собою программы телеканалов, особенно в канун праздников. Соперничать с ней — себе дороже. Новоуральск и не соперничал. Главное, на чем делаешь глубокий вздох облегчения, — не возникает ни малейших потуг сравнивать фильм и театральную премьеру. Едва открывается занавес, попадаешь не в реальный мир пригорода Лондона (как в литературном первоисточнике и фильме), а в… цветные сны. Те, что «взрослых в детство за руку ведут».
Фиолетово-розовый мир с заманчивыми перекати-шарами, воздушными змеями, растопырканными деревьями, как с детских рисунков (художник Владимир Ситулин) не имеет ни географической, ни национальной идентичности. Может быть — Лондон, а может… Любая точка на карте мира. Трудно не согласиться с посылом режиссера-постановщика Анастасии Старцевой: хоть «Мэри Поппинс» и английская классика, события, случившиеся в семье Бэнкс, могли произойти в любой другой. Российской, немецкой, чешской. Это неважно. Важны глобально узнаваемые «исходные условия» истории — вечная нехватка времени у занятых делами родителей на своих детей. Мама-благотворительница (Юлия Черепанова) отправляет то костюмы эскимосским детям, то бесплатные лыжи — африканским. Папа (Евгений Недокушев) презентует проект «Дворца детского счастья». Она «вернется поздно», он — «еще позднее». В этих условиях и появляется няня-совершенство с простым, но разоблачающим показную идиллию семьи Бэнкс вопросом: «Может, лучше подумать о своих детях?».
Жесткая актуальность вопроса, ей-богу, отзовется в сердце каждого взрослого зрителя. Однако в спектакле она уравновешивается добрыми чудесами, что сплошь и рядом возникают с появлением совершенной няни. Мэри Поппинс и впрямь прилетает (в театре «восточный ветер» представить сложнее, чем в кино, но новоуральцы преуспели). Переводит «собачий» язык Эдуарда и Варфоломея на человеческий. Оживляет статую Мраморного мальчика (еще одно визуальный сюрприз спектакля). Но, словно давая понять, что у любого чуда есть объяснение, авторы мюзикла сопровождают волшебное появление Мэри Поппинс вполне земными атрибутами — теплая шапочка и очки. Восточный ветер свеж и силен, а полет Мэри — не такая уж выдумка. «Жизнь и есть ветер. Меняется ветер — меняется жизнь».
Красивые символы (звучащие афоризмы, стильный кордебалет, почтальон, что приносит журналы-открытки-телеграммы не только в семью Бэнкс, но и зрителям) создают одновременно сказочную и уютно-домашнюю атмосферу истории. В ней много забавного. В том числе и в дуэте двух нянь — Мэри Поппинс и мисс Эндрю. Они, по большому счету, и не встречаются в диалогах, и все же по сути — это дуэль. Двух мировоззрений. «Воспитательных практик». Отношений к детям. Да и не только к детям. Если с Мэри Поппинс (Аделина Хакимова) все понятно — няня-мечта, «леди совершенство», «выше всяких похвал», то мисс Эндрю (Ирина Сумская) — женщина на «призадуматься». У новоуральцев три исполнителя этой роли, есть и «мужской вариант», и там, наверное, развлекательность довлеет в образе. Как обычно в случае женско-мужских переодеваний. Но в исполнении Ирины Сумской образ воистину — «домашнее чудовище». Женщина-тиран, безапелляционно уверенная в своем праве помыкать детьми, осадить родителей «Я покажу вам счастье!» и даже, пардон за каламбур, приструнить оркестр (в оркестровую яму зычно — «Тихо там!»), а дирижера публично понизить до статуса концертмейстера.
Реплики в сторону оркестра и дирижера — тоже из числа остроумных находок театра, который убрал пресловутую «четвертую стену» и объединил в этой истории сцену и зал. Ход не новый, но тут уместный. Театр, похоже, даже в этой предновогодней истории хочет не только развлекать, но и разговаривать со зрителем. В Год семьи — о делах семейных. И о проблемах семейных — тоже. Мисс Эндрю сколь смешна, столь и страшна. Но не таким ли хамоватым теткам умученные делами современные родители и отдают своих отроков на воспитание? Худшим вариантом может быть только равнодушие… самих родителей. Театр и эту проблему ненавязчиво обозначает.
«Мэри Поппинс, до свидания!» в постановке Новоуральского театра музыки, драмы и комедии на редкость гармоничная и юная по духу история, особенно если учесть 90-летний возраст литературного первоисточника и «запетость» многих шлягеров мюзикла. Ни то, ни другое не помешало новоуральцам. За небольшим исключением (дуэты адмирала Бума и мисс Кларк, Эдуарда и Варфоломея из-за несовпадения стилистики кажутся вставными номерами) вполне допустимо тут, думаю, процитировать поэта Наума Олева из хитов этого же мюзикла — «выше всяких похвал». Спектакль с двойным дном. В зале — смех и восторг. А послевкусие? То, о чем не грех задуматься. И не только в Год семьи.
Заглянем в 2025-й?
Визит в Новоуральск, на предновогоднюю премьеру «Мэри Поппинс, до свидания!», резонно было совместить с вопросом о планах Театра музыки, драмы и комедии на будущий, 2025 год. О трех главных постановках, которые зрители увидят еще в этом сезоне, рассказал директор театра Андрей Костюшкин:
— Это будут спектакли из разряда авторских. Либретто и музыка создаются специально для нашего театра. И это три серьезных, неожиданных по содержанию, проекта. Уже в феврале — премьера, посвященная Сергею Есенину (в 2025-м — 130 лет со дня его рождения). С одной стороны — бунтарь, рубаха-парень, с другой — глубокий, внутренне противоречивый. Судьба непростая: от любви к русской деревне до богемной жизни. И — колоссальное поэтическое наследие. Хочется все это соединить.
А к Дню Победы — проект еще более неожиданный: «Семнадцать мгновений весны». Та история, которую мы делаем, будет показана от лица Штирлица уже в преклонных годах, дожившего до нашего времени.
В конце мая-начале июня — постановка-эксперимент, рождающийся из лаборатории Театра наций, которая прошла у нас в августе. Это будет… музыкальный разбор «Мухи-Цокотухи» с точки зрения психологии. Оригинальный взгляд на историю, которая не такая уж и детская.
Ранее «Областная газета» писала о том, что свердловским зрителям представили спектакль по трем сказам Павла Бажова.
Опубликовано в №287 (10098) от 20 декабря 2024 года.