В минувшее воскресенье Екатеринбургский ТЮЗ отметил юбилей народной артистки России Любови Ворожцовой. По случаю юбилея театр играл спектакль «Чучело», где актриса — в главной роли. Представляя по масштабам интереса публики, что все желающие увидеть спектакль и любимую актрису в один зал не войдут, театр дал два представления подряд. И Любовь Ворожцова дважды в этот день сыграла драму, которую даже зрителю, только сочувствуя героине, — это еще надо пережить…
Если вы видели фильм «Чучело», это не значит, что вы знаете эту историю. Екатеринбургский ТЮЗ преподносит ее очень лично: в спектакль включены монологи актеров, кто в своей жизни пережил нечто подобное — когда с «Ату!» одного ничтожества на жертву устремляется «человеческая стая». Любовь Ворожцова играет повзрослевшую Елену Бессольцеву, пережившую драму и вспоминающую: как приехала к дедушке в город, где, считала, «все — хорошие и добрые люди», как началась травля и как трудно ей было оставаться самой собой. Молодые актрисы играют героиню в разные периоды ее драматичной юной жизни, и только Любовь Ворожцова несет в спектакле все состояния и даже спустя годы не может найти ответа на вопрос «За что? Что я им сделала?».
Много лет назад, когда рождался спектакль, это было точное назначение на главную роль. Ворожцова априори — голосом своим, остающимся молодым, неистощимым позитивом и энергетикой — несет свет. Всегда. По жизни. Он есть и в Елене Бессольцевой. Поэтому, кроме драматического акцента «За что?», в героине Ворожцовой есть и другой — «Я прожила жизнь, в которой случилось столько прекрасного». В день празднования юбилея актрисы эти слова шли под особые аплодисменты зрителей. Ведь эта короткая фраза — почти исповедальное признание самой Любови Ворожцовой, о собственной судьбе.
В ее послужном списке — более 100 ролей (кроме работ в родном ТЮЗе, которому она служит уже более полувека, роли в «Коляда-театре», кино). Среди ее многочисленных наград — премия Ленинского комсомола Среднего Урала (и она ничуть не девальвировалась со сменой политической повестки), премия Союза театральных деятелей РФ «И мастерство, и вдохновенье…», Национальная премия фестиваля «Арлекин» в номинации «За великое служение театру для детей», премия губернатора «За значительный вклад в развитие культуры и искусства Свердловской области».
Она вышла на сцену ТЮЗа (тогда еще Свердловского) студенткой первого курса театрального вуза, а за год до окончания уже была принята в труппу. И по ее признанию все годы учебы жила с мыслью-желанием «Скорей на сцену! Ведь век травести так короток…»
В ее случае оказалось — ничуть не короток. Во-первых, она вошла в число немногих травести, которые олицетворяют свои театры: Сперантова в ЦДТ, Князева в МТЮЗе, Соколова в ЛенТЮЗе и… Ворожцова в Свердловске-Екатеринбурге. Всего-то на всю Россию! Их единицы, но это таланты колоссального масштаба.
А во-вторых, даже пережив возраст травести, играющих девочек-мальчиков, она оказалась востребованной и в родном театре, и на других сценах. Продолжает быть востребованной. «Екатеринбург без ТЮЗа представить сложно, ТЮЗ без Ворожцовой — невозможно» — звучало на юбилейном вечере.
— Дорогая Любочка! — приветствовала юбиляра, уже в череде поздравлений после спектакля, министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина. — Так звали вас, когда 51 год назад вы пришли в труппу ТЮЗа. Но и сейчас коллеги зовут вас так, потому что любят. Каждый ваш выход на сцену — праздник. Кто не помнит вашего не по годам отважного Нахаленка, неунывающего Буратино?! Роль же в спектакле «Оскар и розовая дама» показала ваш недюжинный драматический талант. Какое счастье, что в труппе Екатеринбургского ТЮЗа есть такой человек. Пример служения Театру!
От уральцев любимую актрису поздравили представители Законодательного Собрания Свердловской области, департамента культуры администрации Екатеринбурга. Конечно же, родной театр. Конечно же, зрители, которые знают, любят, покупают билеты «на Ворожцову» все эти полвека. Но самым трогательным оказалось поздравление от юных зрителей (для которых прежде всего и работает ТЮЗ). Сначала они сообща, в стихах, выразили свою огромную — «до Луны!» — любовь к актрисе. А потом один из них, совсем малявочка, полушутя-полувсерьез обратился к «взрослым дядям-руководителям театра»: «И не снимайте спектакль „Чучело“ с репертуара. Я знаю о нем от папы и мамы. Но мне ведь тоже надо его увидеть!»
Надеюсь: увидит. Когда подрастет. У спектаклей с участием Ворожцовой обычно долгая судьба. Либо, если спектакль по объективным причинам покидает репертуар, — долгоживущая легенда. Так было и есть с ее Карлсоном, Белоснежкой, Бемби… У каждого, кто выходил в этот день из ТЮЗа, свои дорогие сердцу воспоминания о спектаклях и ролях Ворожцовой. У меня — тоже. В годы нашего студенчества она приходила к нам в УрГУ. Рассказывала о себе, спектаклях, ролях. В том числе о популярном тогда «Нахаленке». «У Миньки-нахаленка, собравшегося в Красную армию, была, конечно, забавная фраза: „Маманя, пришей помочи“, но для образа этого было мало, — рассказывала Любовь Ворожцова. — Хотелось подробностей. Вспомнила: он же всегда рядом с дедом. А дед по старинке греет руки подмышками. Минька явно повторяет дедовы привычки. Так и играла…». Помню это до сих пор. Нахаленок — из числа выдающихся работ актрисы. А легендарные образы рождаются на сцене из большого таланта и… точных подробностей.
В 1977 году, на открытии нового здания ТЮЗа, бывший в ту пору первым секретарем Свердловского обкома партии Борис Ельцин именно Любови Ворожцовой вручил символический ключ от театрального дома. Актриса уже тогда была олицетворением этого театра. Нечто похожее происходит и нынче. В 2025-м Екатеринбургский ТЮЗ будет праздновать 95-летие. Символично, что юбилейный год театра начался с юбилея его светлой и талантливой примадонны.
Эксклюзив для «ОГ»
«Я богатый человек…»
— От момента, когда вы увидели свое имя в распределении ролей, до премьеры какой период самый любимый?
— Репетиции! Каждый раз это познание нового характера. Прожив долгую жизнь, я вдруг стала понимать: многие качества своего характера я приобрела. В «Коляда-театре» даже сделала открытие для себя. Надо было играть роли таких серьезных женщин, даже — отсидевших, даже… говорящих все русские слова (смеется). Я там и «Беломор» курила. Должна была курить. Откуда бы я это взяла? Когда-то я была юной, розовой, легкой девочкой. Потом жизнь начинает преподносить сюрпризы и не только приятные. В том числе утраты. И все это — во мне. Все краски характерности — от «сюрпризов» жизни, от одной-другой роли. Всё во мне. Поэтому я себя считаю очень богатым человеком. В смысле наполненности. Могу в любой роли изымать из своей копилки памяти нужный мне нюанс, необходимую краску.
Вообще, считаю: артисту, который не пережил в жизни драму, боль, даже трагические моменты, с некоторыми ролями трудно справиться. Это же не придумать. А во мне всего много. В том числе воспоминаний детства. «Нельзя забывать свое детство. Надо помнить, что радовало, что обижало». Всё это очень помогает.
— В спектакле «Чучело» такой редкий ход: актеры признаются в своих личных драмах, когда и для них встал вопрос «За что?». От зрителей были такие признания?
— После спектакля очень много откликов было в Интернете, в соцсетях. Что у меня, мол, была похожая история и что я пережила ее в том числе благодаря спектаклю. Помню: одна женщина, учитель, говорит: «Сейчас приду домой и извинюсь перед дочерью. У нее была такая же ситуация, а я от ее проблем отмахивалась: «Отстань, мне некогда, давай позже». Драмы возникают, когда между родными людьми нет духовно-душевных отношений. Люди вырастают несчастливыми. Но если в семье складываются доверительные, близкие отношения, все нормально. У меня так с дочерью, с внуком — и я счастлива.
Ранее «Областная газета» писала о том, что девять свердловских спектаклей поборются за попадание в «Золотой фонд театральных постановок России».
Опубликовано в №8 (10115) от 21 января 2024 года.