Зазвучали даже свистульки: Уральский русский оркестр представил цикл «Бажовские россыпи»

В нем театрализованное художественное слово соединилось с музыкальной импровизацией

Свое слово в интерпретации бажовского сказового наследия сказал и Уральский государственный русский оркестр. Сказал-сыграл. Создал цикл «Бажовские россыпи». Первую часть — «Голубую змейку» — уральцы увидели в декабре. Премьера «Огневушки-поскакушки» — в ближайшее воскресенье. Скорее всего авторы продолжат тот формат, которым удивили еще на «Голубой змейке», где театрализованное художественное слово соединилось с музыкальной импровизацией.

Создатели программ называют это «театрализованный концерт». Не согласна. Точно — не концерт. Но и спорить не буду. Жанр и впрямь — не академический, а мерцающий, неуловимый. Ему и название-то сложно дать. Действо манящее и заманивающее — настолько, что и… рецензию писать не хочется. Тот случай, когда чтобы понять — лучше видеть. Но вот расспросить о «творческих подходцах», манках захотелось. Тут же выяснилось: Уральский русский оркестр замышлял по сказам аж трилогию.

— Идея театрализованной трилогии родилась не спонтанно, — рассказывает Павел Васильев, художественный руководитель оркестра. — Когда я обратился к замечательному режиссеру и актеру Александру Борисову, с которым мы сделали уже не один проект, рассказал, что бы хотел видеть, он сразу предложил несколько вариантов. Первый — для чтеца с оркестром. Второй — подключаются еще и танцоры. Третий — спектакль должен был стать народной оперой, в концертном исполнении, но пока он только в наших желаниях. Пока — «Голубая змейка» и «Огневушка-поскакушка».

— Литературное произведение под музыку — такой принцип давно популярен. Но ведь у вас не «просто» чтение, у вас — художественное слово. Игровое. Актер — не чтец, а рассказчик. Да еще познавательные вставки по Бажову. «Театр у микрофона»!

Александр Борисов, режиссер, актер:

— Сразу решили так: чтобы чтец не только красиво, внятно-понятно читал, а чтобы было театрально. Правда, чтобы не впасть в излишне драматическую историю, не ставить спектакль, все-таки остановились на варианте «чтец-оркестр», но добавили элементы сценографии, светового оформления. А самым главным моментом театрализации, как ни странно, стала музыка. Я никогда прежде не работал с композитором так тесно — буквально как с партнером по сцене. Это был творческий вызов. Да и Бажов обязывал. У него же не просто слова сложены по-особому — стилистика музыкальная.

Да, Бажов очень музыкален, мультипликационен. Что такое мультипликация? Концентрация! Умение в одной маленькой фразе выразить очень глубокую мысль, эмоцию. Так могут только профессионалы. В данном случае говорю о музыке. Приоткрою вам секрет: в режиссерском сценарии есть пометки, включая хронометраж, темп и характер музыки. Если взять этот сценарий и послушать музыку — это идентично, вплоть до секунды! Браво композитору: его умение работать по секундомеру для меня было ошеломительным опытом.

— Безусловно, фольклорная атмосфера «Голубой змейки» — это и характер музыки. Зрители выходят и говорят: душа распахивается. Похоже на сказку. Как удалось (да еще работая посекундно) в нынешнем обвале джаза, рока и т. д. сохранить чутье на такую музыку?

Андрей Бызов, композитор:

— Не скажу, что перед партитурой стояли часы (улыбается). Какая технология была? Я просто зачитывал текст и смотрел-сравнивал с музыкой — хватает или перебор? Честно говоря, мне самому некоторые музыкальные места кажутся затянутыми. Может, это субъективно. Если для зрителей-слушателей все органично сложилось — я рад.

Сделать сказы в джазово-роковых вариантах? Нет, я не взялся бы за такое. Рок, джаз, поп — было бы в противоречии со сказами. Экология же есть не только в жизни, но и в музыке. Тишины все меньше в нашей жизни… А тут: сама поэзия сказов диктовала. Вероятно, этот стиль, жанр, тема мне близки. Я родом как раз из бажовских мест — из Сысертского района. С детства меня сопровождали эти сказы. С разными иллюстрациями, в том числе и великого нашего земляка Виталия Воловича. Храню прижизненное издание Бажова, старую потрепанную книжку. Мне понятен говор Павла Петровича, это бажовское естество. Работая над проектом «Бажовские россыпи», я купался в этой стихии.

— Народные инструменты — и так особое звучание. Фольклорное. Но в «Голубой змейке» оркестр добавляет еще свистульки. Свистулька-игрушка становится музыкальным инструментом, имитирует птичьи голоса. Как родилась эта органичная идея?

Сергей Филиппенко, дирижер:

— Многое построено на импровизации. В том числе звуковые, шумовые эффекты. Это был творческий процесс. Каждая следующая репетиция обогащалась новыми идеями. И музыканты помогали, и режиссер. На каждой репетиции партитура «обрастала» еще чем-то. Это процесс живой, нескончаемый. Не исключено, что и в последующих наших выступлениях продолжатся поиски темпов, тембров. Даже сегодня утром перед концертом мы еще что-то придумывали. Пытались находить музыкальные средства. На репетиции я сказал ударникам: в последней части, когда идет сцена праздника, свадьбы, играем не по нотам — импровизируем! Какие чувства нахлынут — не сдерживайте себя. Какие инструменты есть в руках — импровизируйте на них. С разрешения композитора! А мы с ним знаем: у умных музыкантов любая импровизация — не абы как. А согласно стилю спектакля. В стиле Бажова.

Ранее «Областная газета» писала о том, что Бажовские дни пройдут в Екатеринбурге и Сысерти с 24 по 29 января.

Опубликовано в №11 (10118) от 24 января 2025 года.

В ВТБ спрогнозировали появление цифровых «ядер», «мостов» и «коридоров» на мировом рынке цифровых валют центробанков

Мировое развитие цифровых валют центробанков будет строиться вокруг формирования «ядер» цифровых валют, которые будут...

Денис Паслер принял ряд постановлений на заседании Правительства, направленных на поддержку свердловских аграриев и предпринимателей

Губернатор Свердловской области Денис Паслер провел заседание Правительства региона 9 сентября: глава Среднего Урала принял...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также