Свое слово в интерпретации бажовского сказового наследия сказал и Уральский государственный русский оркестр. Сказал-сыграл. Создал цикл «Бажовские россыпи». Первую часть — «Голубую змейку» — уральцы увидели в декабре. Премьера «Огневушки-поскакушки» — в ближайшее воскресенье. Скорее всего авторы продолжат тот формат, которым удивили еще на «Голубой змейке», где театрализованное художественное слово соединилось с музыкальной импровизацией.
Создатели программ называют это «театрализованный концерт». Не согласна. Точно — не концерт. Но и спорить не буду. Жанр и впрямь — не академический, а мерцающий, неуловимый. Ему и название-то сложно дать. Действо манящее и заманивающее — настолько, что и… рецензию писать не хочется. Тот случай, когда чтобы понять — лучше видеть. Но вот расспросить о «творческих подходцах», манках захотелось. Тут же выяснилось: Уральский русский оркестр замышлял по сказам аж трилогию.
— Идея театрализованной трилогии родилась не спонтанно, — рассказывает Павел Васильев, художественный руководитель оркестра. — Когда я обратился к замечательному режиссеру и актеру Александру Борисову, с которым мы сделали уже не один проект, рассказал, что бы хотел видеть, он сразу предложил несколько вариантов. Первый — для чтеца с оркестром. Второй — подключаются еще и танцоры. Третий — спектакль должен был стать народной оперой, в концертном исполнении, но пока он только в наших желаниях. Пока — «Голубая змейка» и «Огневушка-поскакушка».
— Литературное произведение под музыку — такой принцип давно популярен. Но ведь у вас не «просто» чтение, у вас — художественное слово. Игровое. Актер — не чтец, а рассказчик. Да еще познавательные вставки по Бажову. «Театр у микрофона»!
Александр Борисов, режиссер, актер:
— Сразу решили так: чтобы чтец не только красиво, внятно-понятно читал, а чтобы было театрально. Правда, чтобы не впасть в излишне драматическую историю, не ставить спектакль, все-таки остановились на варианте «чтец-оркестр», но добавили элементы сценографии, светового оформления. А самым главным моментом театрализации, как ни странно, стала музыка. Я никогда прежде не работал с композитором так тесно — буквально как с партнером по сцене. Это был творческий вызов. Да и Бажов обязывал. У него же не просто слова сложены по-особому — стилистика музыкальная.
Да, Бажов очень музыкален, мультипликационен. Что такое мультипликация? Концентрация! Умение в одной маленькой фразе выразить очень глубокую мысль, эмоцию. Так могут только профессионалы. В данном случае говорю о музыке. Приоткрою вам секрет: в режиссерском сценарии есть пометки, включая хронометраж, темп и характер музыки. Если взять этот сценарий и послушать музыку — это идентично, вплоть до секунды! Браво композитору: его умение работать по секундомеру для меня было ошеломительным опытом.
— Безусловно, фольклорная атмосфера «Голубой змейки» — это и характер музыки. Зрители выходят и говорят: душа распахивается. Похоже на сказку. Как удалось (да еще работая посекундно) в нынешнем обвале джаза, рока и т. д. сохранить чутье на такую музыку?
Андрей Бызов, композитор:
— Не скажу, что перед партитурой стояли часы (улыбается). Какая технология была? Я просто зачитывал текст и смотрел-сравнивал с музыкой — хватает или перебор? Честно говоря, мне самому некоторые музыкальные места кажутся затянутыми. Может, это субъективно. Если для зрителей-слушателей все органично сложилось — я рад.
Сделать сказы в джазово-роковых вариантах? Нет, я не взялся бы за такое. Рок, джаз, поп — было бы в противоречии со сказами. Экология же есть не только в жизни, но и в музыке. Тишины все меньше в нашей жизни… А тут: сама поэзия сказов диктовала. Вероятно, этот стиль, жанр, тема мне близки. Я родом как раз из бажовских мест — из Сысертского района. С детства меня сопровождали эти сказы. С разными иллюстрациями, в том числе и великого нашего земляка Виталия Воловича. Храню прижизненное издание Бажова, старую потрепанную книжку. Мне понятен говор Павла Петровича, это бажовское естество. Работая над проектом «Бажовские россыпи», я купался в этой стихии.
— Народные инструменты — и так особое звучание. Фольклорное. Но в «Голубой змейке» оркестр добавляет еще свистульки. Свистулька-игрушка становится музыкальным инструментом, имитирует птичьи голоса. Как родилась эта органичная идея?
Сергей Филиппенко, дирижер:
— Многое построено на импровизации. В том числе звуковые, шумовые эффекты. Это был творческий процесс. Каждая следующая репетиция обогащалась новыми идеями. И музыканты помогали, и режиссер. На каждой репетиции партитура «обрастала» еще чем-то. Это процесс живой, нескончаемый. Не исключено, что и в последующих наших выступлениях продолжатся поиски темпов, тембров. Даже сегодня утром перед концертом мы еще что-то придумывали. Пытались находить музыкальные средства. На репетиции я сказал ударникам: в последней части, когда идет сцена праздника, свадьбы, играем не по нотам — импровизируем! Какие чувства нахлынут — не сдерживайте себя. Какие инструменты есть в руках — импровизируйте на них. С разрешения композитора! А мы с ним знаем: у умных музыкантов любая импровизация — не абы как. А согласно стилю спектакля. В стиле Бажова.
Ранее «Областная газета» писала о том, что Бажовские дни пройдут в Екатеринбурге и Сысерти с 24 по 29 января.
Опубликовано в №11 (10118) от 24 января 2024 года.