Даже скупая в отношении Павла Бажова Википедия информирует, что он был «писатель, фольклорист, публицист, журналист». «Писатель» — общеизвестно. Про «журналиста» кое-кто наслышан, большинство не знают. Меж тем «Областная газета», отмечающая нынче 35-летие, помнит: автор «Малахитовой шкатулки» начинал журналистом, он наш коллега. Или мы — его?
Бажов-журналист, корреспондент, военкор, редактор — пока практически неизученная тема. О газетчике Павле Бажове в своих исследованиях о нем писали уральские литературоведы Михаил Батин, Лидия Слобожанинова, писатель Елена Хоринская. Но — понемногу, как о ступеньке к стезе писателя. Однако сам Павел Петрович, даже получив признание как писатель, непременно представлялся и журналистом. А потому эта насыщенная событиями часть судьбы Бажова, это «белое пятно» в биографии заслуживает пристального внимания.
В годы Гражданской войны он был редактором «Окопной правды». Вот как сам рассказывает об этом: «Газета выходила на фронтовой линии. Я был и редактором, и секретарем газеты, и выпускающим — все в одном лице. Газета вместе с типографией ездила в двух вагонах. Выходила нерегулярно. Выпустили мы пятьдесят номеров на Уральском фронте. Сотрудниками газеты были красноармейцы».
Каким же журналистом он был? В самом начале карьеры? Елена Хоринская в своей книге «Наш Бажов» пишет: «Редактируя газету, Бажов одновременно заведовал отделом информации политотдела, а потом стал еще и секретарем партячейки штаба 29-й дивизии. Он выпускает газету, пишет очерки, рассказы, фельетоны. Перо стало для него оружием бойца».
В послужном списке Бажова-журналиста — несколько изданий. Он был редактором, а по существу — организатором, выпускающим и метранпажем газеты «За власть Советов» в одной из казахстанских областей. На Урале, в Камышлове, совмещал журналистскую деятельность с литературной, писал книги по истории Урала, собирал фольклор. Первая книга очерков «Уральские были» вышла в 1924 году. В 1923–1931 гг. работал в областной «Крестьянской газете».
— Работа Бажова в отделе писем «Крестьянской газеты» не была кабинетной, — вспоминает Лидия Слобожанинова в книге «Сказы — старины заветы». — Она не сулила особого материального благополучия и требовала изучения не только огромной корреспонденции, стекавшейся с территории пяти нынешних областей (Свердловской, Челябинской, Пермской, Курганской и Тюменской), но и постоянных разъездов. В этом скромном по виду человеке жила огромная жажда практической деятельности во имя людей. Бажов-журналист испытывал личное удовлетворение, когда в деревне Любиной Байкаловского района, где бывал особенно часто, появилась дружная артель мужиков, объединившая пахотные участки, когда на общие деньги купили молотилку и трактор, построили новую школу и народный дом. Такую работу нельзя назвать иначе, как русским подвижничеством, своего рода новым «хождением в народ». Правда, сам Бажов называл себя проще — «журналистом первого призыва».
Как отмечают исследователи творчества Бажова, сотрудничество в «Крестьянской газете» породило огромное число «мелкой печатной продукции»: очерки, фельетоны, заметки, разного рода корреспонденции с мест, которые печатались под фамилией П. Бажов, инициалами П. Б., псевдонимами П. Деревенский, Старозаводский.
Даже в годы Великой Отечественной, про которую Павел Петрович пророчески сказал: «Война эта — не на полгода», он продолжал журналистскую деятельность. Например, с начала войны возглавил альманах «Уральский современник», уделял основное внимание тому, чтобы «альманах возможно шире освещал многостороннюю жизнь Урала», а для этого вместе с эвакуированными в Свердловск писателями посещал госпитали, заводы, школы, ремесленные училища. И, конечно, писал об увиденном. «Уральский современник» он вел до конца своей жизни.
В 2024-м, в юбилейный год Бажова, в издательстве «Молодая гвардия» впервые в серии «ЖЗЛ» вышла книга об уральском сказителе. Обычно такого рода издания — полноценные жизнеописания. Но, по признанию автора уральца Александра Федосова, даже у него в книге темы «Бажов-журналист» нет.
— Но, вы правы, как таковая тема существует, — согласился Александр Федосов. — Больше известно о том, что Бажов в редакциях — ответственный секретарь и заведующий отделом писем. А вот какой он непосредственно в работе со словом? Павел Петрович был дотошный педант. Пишет, пишет, пишет — и вдруг: стоп. «А почему, Павел Петрович, стоп — осталось ведь совсем немного». «Я слово не могу подобрать». «Так подберите синоним». «Нет, не пойдет. Здесь должно быть одно, „то самое“ слово. А оно еще не пришло». И вот он ищет, ищет. Иногда и не находит. Ведь два сказа «Хозяйкино зарукавье», «Теплая грань» так и остались незаконченными… Так что, максимальное внимание к слову! Максимальная ценность «того самого» слова. Конечно, это больше писательская история: у писателя слово уходит в вечность. Но и для журналиста, у которого «скорострельность» — в природе профессии (особенно сегодня), это тоже очень важно. Надо, по крайней мере, в голове эту историю держать. Как камертон. И этому, несомненно, у Бажова стоит учиться. Этому даже можно… подражать.
По подробностям судьбы Бажова, его заметкам, которые он вел, даже став автором «Малахитовой шкатулки», можно предположить, что он и не прощался с журналистикой. Хотел написать нечто мощное о реальном Урале. Писатель Фёдор Гладков, познакомившийся с уральским сказителем, вспоминал потом: «Мне кажется, что если бы Павел Петрович отважился написать историческую эпопею за эти два века, это была бы настоящая библия Урала. И я почему-то уверен, что этой мечтой он жил постоянно».
Ранее «Областная газета» писала о том, что Бажовские дни пройдут в Екатеринбурге и Сысерти с 24 по 29 января.
Опубликовано в №11 (10118) от 24 января 2024 года.