НЕпотерянный рай: год своего 50-летия Музей архитектуры и дизайна открыл выставкой-символом

Она подготовлена с участием искусственного интеллекта

Выставка «Страсти по архитектуре» объединила разные архитектурные стили, эпохи и ментальности. Экспозиция не классическо-познавательная, а… импрессионистская — с очень личным отношением авторов экспозиции к классицизму, модерну, конструктивизму etc. И даже с участием… искусственного интеллекта.

— Проект международный, интернациональный, многогранный, — подчеркнула на открытии директор музея Елена Штубова. — Почему это важно для нас? Мы всегда обращаемся к классическому культурному наследию, стараемся понять эстетические идеалы, которыми руководствовались художники, архитекторы, дизайнеры разных эпох. И важно транслировать это зрителю — екатеринбуржцам, гостям города. Здесь хороши все средства. А в современном мире невозможно представить продвижение культуры без применения современных технологий. Собственно, об этом проект. С дополненной реальностью, с интересным насыщенным мультимедиа. Это проект о Культуре, которая нас всех объединяет.

Организаторов и участников выставки приветствовали сотрудники министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области, представители дипломатического корпуса, работающие на Урале. Но главное слово было отдано творцам и прежде всего — гостям из Белоруссии, сотрудникам Галереи «FARBA», ведь именно с их идеи, первых проектов в этом направлении и родился этот интернациональный проект.

Денис Портянко, директор Галереи «FARBA» (Беларусь), на фоне юрт, спроектированных по «заказу» галереи искусственным интеллектом. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

— «Farba» в переводе на русский — краска. Мы считаем целью современного искусства — дарить в первую очередь эмоции, радость, — сказал директор Галереи «FARBA» куратор проекта Денис Портянко. — Именно поэтому мы показали эволюцию архитектуры не сухим, академическим языком, а через призму эмоций. Проект в Минске получил очень много хороших отзывов, за два месяца к нам на выставку пришло более 15 тысяч человек. И мы поняли: этими эмоциями надо делиться. Екатеринбург первым увидел «Страсти по архитектуре» после показа проекта в Минске…

Выставка начинается с классицизма — это истоки мировой архитектуры. Вспомните первые эмоции, «картинки», что возникают у вас — у каждого! — при упоминании древнегреческой или древнеримской архитектуры? Вспомнили? Конечно же, живописные руины (никто не осмеливается восстанавливать, достраивать) с колоннадой, арками, сводами — так задавались стандарты гармонии, пропорций, эстетики. А еще из той эпохи — точеные бюсты и скульптуры, пусть даже и не в идеальной сохранности. Примерно такая «картинка» и встречает посетителей экспозиции.

«Архитектура будущего – это свет из прошлого». Незыблемая, вечная классика. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Но совсем рядом иная эстетика — «Облачный город», город будущего. Он рядом, потому что авторы убеждены: «Архитектура будущего — это свет из прошлого». Образно и мудро. Однако между античными бюстами и «Облачным городом» будущего — гигантская вольтова дуга эпох, культур, творчества. «Страсти по архитектуре» и представляют это. Хотя бы фрагментарно. Здесь работы художников Белоруссии, России, работы, которые апеллируют к культуре Казахстана, представляют архитектуру модернизма на примере памятников Грузии. Рядом, «бок о бок» наша знаменитая Белая башня и международный символ архитектуры XX века — башня Татлина. Эволюция архитектурных стилей! Большой смысловой объем, широкий спектр.

Олеся Фрич в пространстве своего триптиха «Потерянный рай». Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Даже уральцы, подключившиеся к идее проекта, заявились с полярным, но в равной степени чувственным отношением к зодчеству, архитектурным стилям. Например, Олеся Фрич в триптихе «Потерянный рай» представила дом своих предков-староверов из села Упорово. Прадед Никон Лукич возвел его в 1918-м, даже кирпичи делались вручную. От дома мало что сегодня осталось, он не подлежит восстановлению. То, что осталось, — несколько декоративных фрагментов — стало основой триптиха, в котором недостающее, «потерянный рай» междисциплинарный художник (да, есть такой статус!) дорисовала на подвижных шторах-занавесях. А выпускник УрГАХУ лауреат международного конкурса архитектурного рисунка «АрхиГрафика» Роман Баянов представил серию пейзажей Екатеринбурга, в которой уральцы видят вроде бы знакомые места и ситуации — «Закат на ул. Свердлова», «Новый Макаровский мост. Ночь», «Дождливая ул. Малышева», но… поражаются неожиданным сюжетам в привычном пространстве. А Роман Баянов меж тем утверждает (в лаконичном эссе к Макаровскому мосту): «Под его ярко подсвеченными ночными арками с отражением огней в реке можно найти не один сюжет для картин». И кажется: это правда…

Акварельные пейзажи Екатеринбурга – особый взгляд на город выпускника УрГАХУ Романа Баянова. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Ах да, еще искусственный интеллект! Он тоже мощно представляет свой талант и возможности на этой выставке. Не без его помощи белорусские коллеги из Галереи «FARBA» создали и демонстрируют фильм об архитектуре Антонио Гауди: его можно смотреть на стенах по периметру, на полу. Заходишь в комнату-кинотеатр и буквально тонешь в модерне Гауди — его знаменитые Дом Бальо, Саграда Фамилия, Дом Мила словно приглашают войти внутрь. И заходишь — на дивные, причудливые балконы, лестницы. Не каждому выпадает такое счастье, даже если ты бывал в Барселоне.

Возможности мультимедиа позволяют попасть внутрь архитектурных шедевров модерна Антонио Гауди. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

А как вам перспектива «зайти» внутрь казахских юрт, которые «по заказу» архитекторов созданы искусственным интеллектом в стилях… Хохломы, того же Гауди? В коллекции этих необычных юрт есть даже… Барби-юрта, в розово-прелестных тонах и неожиданном декоративном оформлении.

Заинтригованы? Тогда вам путь — на «Страсти по архитектуре».

— Дорогие гости и особенно представители 15 государств, которые собрались здесь. Нам давно знакомо: «15 республик — 15 сестер», — сказал на открытии выставки ректор УрГАХУ, заслуженный архитектор РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Александр Долгов. — Надеемся, что спустя много лет культурный мостик, который мы вместе с вами выстроили уже по поводу «Страстей архитектуры», поможет нам вынести огромную нагрузку нашего времени. Отталкиваясь от сегодняшней встречи, этой выставки, мы видим перспективы нашего дальнейшего сотрудничества. Нам есть что друг другу показать. Сегодня мы демонстрируем друг другу не силу физическую, а силу творческую, которая объединяет. Это симбиоз положительной направленности. А еще выставка демонстрирует новые образные возможности искусственного интеллекта. Грандиозно, прекрасно! Но искусственный интеллект никогда не будет строить здания. Все равно люди будущего придут к нам, архитекторам, и скажут: рассчитай все как надо…

Эпиграфом к выставке «Страсти по архитектуре» стал афоризм художника-авангардиста Казимира Малевича. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Ранее «Областная газета» писала о том, что музей энергетики Урала вошел в пятерку лучших корпоративных музеев России.

Опубликовано в №13 (10120) от 25 января 2024 года.

«Каменный цветок» с огненным отливом: в театре «Урал Опера Балет» представили еще один спектакль с уральским колоритом

В театре «Урал Опера Балет» прошла презентация балета «Каменный цветок», премьера которого состоится 4...

По патриотическим местам: студенты разработали туристические маршруты, посвященные боевому и трудовому подвигу уральцев

В преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне Центр развития туризма Свердловской области провел...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также