Цифровой профиль и его перспективы

Совместный проект Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева и «Областной газеты»

Бояринцева Ольга Анатольевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры информационного права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
До 31 декабря 2025 года в Российской Федерации продолжается эксперимент по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах, в рамках которого поставлена задача по формированию цифрового профиля физического лица.

В настоящее время значительное количество пользователей имеют учетные записи в единой системе идентификации и аутентификации, на основе которой осуществляется доступ к порталу государственных и муниципальных услуг и ко многим другим государственным информационным системам и сервисам электронного правительства. На базе этой информационной системы создается инфраструктура, обеспечивающая доступ физических лиц (граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства) к содержащимся в государственных и муниципальных информационных системах сведениям и документам, используемым для предоставления публичных услуг и исполнения публичных функций, а также доступ организаций к таким сведениям по инициативе или с согласия субъекта цифрового профилирования.

Исходя из анализа основных положений постановления Правительства РФ от 03.06.2019 № 710, определяющего механизм реализации задачи по созданию указанной инфраструктуры, цифровой профиль будет представлять совокупность цифровых записей о физических лицах, содержащихся в государственных информационных системах. Планируется, что цифровой профиль объединит несколько десятков видов сведений, управление которыми будет осуществляться субъектом цифрового профилирования самостоятельно посредством предоставленного цифрового согласия на использование таких сведений, причем не только органами публичной власти, но и определенными коммерческими организациями (банками, страховыми организациями, операторами связи и др.).

В соответствии с задачами эксперимента инфраструктура цифрового профиля должна обеспечивать реализацию следующих функциональных возможностей этого сервиса.

Во-первых, автоматизированное предоставление физическому лицу по его запросу необходимых сведений о нем, обмен которыми осуществляется между государственными органами и органами местного самоуправления
с использованием реализованных запросов в рамках единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также управление доступом к таким сведениям посредством предоставления или отзыва субъектом персональных данных цифрового согласия на их использование при получении государственных и муниципальных услуг, кредитных продуктов, отдельных страховых услуг и услуг связи, а также в целях трудоустройства и исполнения трудового договора. Кроме того, инфраструктура цифрового профиля будет обеспечивать возможность субъекту персональных данных корректировать сведения о себе, содержащиеся в цифровом профиле, путем направления заявки на внесение изменений в такие сведения в случае их недостоверности или неточности.

Во-вторых, использование цифрового профиля для получения государственных и муниципальных услуг путем автоматизированного заполнения заявления о предоставлении услуги на основе сведений, содержащихся в цифровом профиле. Использование цифрового профиля позволит перейти на проактивную модель предоставления государственных и муниципальных услуг, которая подразумевает возможность инициирования процедуры предоставления публичной услуги органом власти самостоятельно, а также оповещение лица о праве на получение определенной услуги при наступлении событий, являющихся основанием для ее предоставления. Проактивная модель предоставления публичных услуг предполагает, что цифровой профиль поможет выявить наиболее значимые ситуации в жизни человека и при наступлении определенного юридического факта предложит сформировать заявление на предоставление соответствующей публичной услуги в один клик на основе использования уже имеющихся в структуре цифрового профиля реестровых записей, содержащих персональные данные (например, выдача сертификата на материнский капитал, запись ребенка в детский сад после регистрации акта рождения, замена загранпаспорта по истечении срока его действия и др.).

В-третьих, использование цифрового профиля для перехода на цифровое взаимодействие с различными коммерческими структурами (банками, страховыми организациями, операторами цифровых платформ, операторами связи, работодателями — юридическими лицами) посредством организации их доступа к необходимым сведениям
о лице с предоставленного им согласия, а также для актуализации данных о своих клиентах коммерческими организациями на основе источника достоверных и юридически значимых сведений. При этом именно субъект цифрового профиля будет наделен правомочиями по осуществлению мониторинга и управлению доступом организаций к необходимым сведениям о нем, содержащимся в цифровом профиле.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.06.2019 № 710 участие исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в эксперименте по формированию цифрового профиля осуществляется на добровольной основе. Вместе с тем сам термин «цифровой профиль» все чаще используется
в региональных законодательных актах в значении личного кабинета лица в определенной государственной информационной системе, обрабатывающей персональные данные — например, цифровой профиль участника образовательных отношений в ГИС Свердловской области «Единое цифровое пространство» и др.

Екатеринбургский метрополитен обновил схемы в вагонах

В вагонах Екатеринбургского метрополитена разместили обновленные схемы. Теперь на них отображена только одна действующая линия метро,...

Свердловчан приглашают принять участие в первом Всероссийском научном диктанте «Наука во имя Победы»

Первый Всероссийский научный диктант «Наука во имя Победы» пройдет 8 февраля, в День российской...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также