В Екатеринбурге с небольшой командой коллег побывал народный артист России Владимир Машков («ОГ» № 20). С коллегами по Театральной школе Олега Табакова они провели среди юных уральцев отборочные прослушивания. Как председатель СТД России Владимир Машков встретился с театральной общественностью. А еще была встреча с прессой. «ОГ» присутствовала везде. Временами было жаль, что не все уральцы слышат его взыскательные суждения о Театре, не все — свидетели его талантливых «зарисовок» в качестве аргументов. Собственно, поэтому и родилось это интервью-дайджест.
— Театра все больше в вашей жизни: возглавляете два коллектива, Союз театральных деятелей, театральную школу. Все так важно для вас?
— Театр Олега Табакова и «Современник» — это одна общая история, общий замысел, смысл. Это русский психологический театр. А театральная школа как пансионат-колледж возникла по замыслу нашего небесного художественного руководителя Олега Павловича Табакова.
В актерском мастерстве нет окончательной точки обучения. Профессия с нулевой гарантией, для рисковых людей. Станиславский говорил: «В чем счастье? В познавании». Актерская профессия — познавание без конечной точки. Олег Павлович хотел, чтобы для одаренных детей оно начиналось раньше, в созданной им школе они получали среднее профессиональное актерское образование после 9 и 10 класса. Но, став художественным руководителем Школы Олега Табакова, я постепенно столкнулся с проблемой: в некоторые театры не брали наших выпускников, потому что у них нет высшего образования. Мы подготовили новую программу — систему интегрированного образования, сочетающую общее, среднее профессиональное и высшее. Срок обучения — пять лет. На полном обеспечении. В центре Москвы, в пяти минутах ходьбы от исторической сцены Театра Олега Табакова. Педагоги — ведущие артисты театра. Уже со второго курса студенты выходят на сцену вместе с профессиональными актерами.
Поступить в Школу трудно, но еще труднее удержаться. Актерство требует постоянного совершенствования. Это правило профессии. Иного она не прощает. Но даже если принятый в Школу будет отчислен после первого семестра или первого курса (такое случается, если человек не наращивает динамики освоения профессии), он вернется домой за наш счет.
Это не благотворительность. Это наша миссия. Наша общая заинтересованность в людях, которые будут продолжать театральное дело. Иногда случается слышать: Машков, мол (читай: школа), приезжает в регионы и забирает в Москву наши таланты. Ничего более чудовищного сказать нельзя. Это таланты России. И если кто-то из них нужен в регионе, после обучения мы готовы вернуть его, у нас есть такая форма взаимодействия.
— Через год, в 2026-м, — 150 лет Союзу театральных деятелей России. Как планируется отметить юбилей на федеральном уровне, в регионах?
— Уже подписан приказ о праздновании. Юбилей СТД — возможность напомнить обществу о Театре. И возможность театрам — от школьных любительских до взрослых профессиональных — выйти к зрителю, познакомить с уникальным театральным пространством многонациональной России.
Нет страны, где было бы еще такое количество государственных театров, которые так необходимы зрителю.
Предложения по празднованию юбилея мы ждем и от регионов: что будем проводить в 2025 году и что в юбилейном, 2026-м. Но уже, например, решено учредить День артиста — именно он олицетворяет Театр, выходя к зрителям. Фонвизин на вопрос, чем актер отличается от артиста, ответил: актер — талантливый исполнитель, артист — создатель, художник, творец. Надо понимать, какая ответственность лежит на артистах. И воздать им должное. А еще мы хотим восстановить историческую справедливость. Союз театральных деятелей родился из ВТО, Всероссийского театрального общества, а «до» было Общество взаимного вспоможения русских артистов. Чем оно осталось в Истории? Например, в назначенный день весь сбор от спектакля отдавался вспоможению ушедшим со сцены артистам. Но День артиста можно сделать более насыщенным — чествовать больших артистов, напоминать о наших великих коллегах, учиться у них. Чтобы мы не скатились до «исполнителей». Тем более в нынешнее, режиссерское время. Знаете, Олег Павлович говорил, в частности: «Я учу своих артистов — чтобы они могли сопротивляться режиссерскому театру».
А еще в год юбилея СТД проведем масштабный фестиваль «Россия. Театр. Общество». Это театральное пространство без стен. В Москве нечто подобное уже было: театр присутствовал на всех центральных бульварах в течение двух месяцев, и это дает возможность зрителю выбирать — среди разнообразных театральных форм. Я предложил уже в 2025 году вывести фестиваль на Красную площадь.
— Юбилей СТД — не самая очевидная дата для россиян. Многие, очень многие любят театр, но не знают об СТД. Тем более — его истоках: Обществе вспоможения, роли в его основании великой Марии Савиной. Предусмотрен ли просветительский акцент в праздновании?
— Бесспорно. В преддверии юбилея через всю страну — от Севастополя до Хабаровска, с остановками в регионах — отправится театральный поезд. Внутри будет, в частности, музей, рассказывающий о театральной России.
Театральная деятельность так или иначе именно с этим и связана — с просветительством. Поэтому и Союз театральных деятелей, и региональные отделения готовят программы, которые будут обращены даже к самым маленьким зрителям, которые только вступают в жизнь. Когда они приходят в детские театры, кукольные, это уже воспитание чувств, обретение знаний. Их воображение поможет им двигаться дальше. Просветительские акценты предусмотрены и в проектах для молодежи, для старшего поколения. Запустим разнообразные программы, а дальше — активность каждого регионального отделения СТД, театров. От этого будет зависеть сила воздействия на зрителя.
— Вы сказали о государственных театрах — что ни в одной стране мира нет такого их количества. В нынешних обстоятельствах должен ли быть, возможен ли, существует ли социальный заказ государства театрам?
— Социальный, даже политический заказ долгое время был в советское время. При этом долгое время в России не обращали внимания на то, что происходит в театрах. Должен быть заказ художника. Очень точно сказал психолог Выготский: «Искусство — это способ уравновешивания человека с миром в самые ответственные, критические минуты жизни». Если театры, артисты берут эту миссию — тогда она воодушевляет. Опять же: разговор не идет о борьбе хорошего с прекрасным, как это было в советское время. У нас много проблем. Но театр существует и для того, чтобы помогать в их преодолении. Знаете, иногда зрители приходят в театр посмотреть, как ведут себя другие люди. Тоже — полезное знание.
Говоря о том, что у нас больше всего театров, имею в виду именно государственные. В Америке, в одном только Нью-Йорке, около 300 театров частных. Но это театры на 99 мест (потому что, если 100 и больше, уже другие денежки надо платить). А государственных — увы. Поэтому и речь об ответственности за свою миссию. Театры, артисты должны знать, что происходит на улице. Что происходит в душах людей. «Социальный заказ» должно давать твое сердце, сердце художника.
Если будут диктовать: вы про это сделайте спектакль и про это — по заказу искренним быть невозможно.
Я со спектаклями проехал весь мир — от Японии до Америки. Наш зритель не такой, как в других местах. Обращали внимание? Зрители приходят в театр — сосредоточенные, сначала даже с недоверием. «Куда я пришел? Не потрачу ли время впустую?» Но если театр действует на человека эмоционально-чувственно — наш зритель раскрывается. И начинает любить так, как никто. Конечно, каждый артист должен ощущать ответственность — за то, что делает. Каждый. Только в этом случае будет действовать внутренний «социальный заказ». Если в стране беда — театр, артисты должны откликаться. Если в стране радость, мы должны подсказать, как праздновать. Настоящая радость — радость разделенная.
— Три основных пункта, которые вы как председатель СТД в преддверии юбилея наметили в работе с нашим регионом?
— Товстоногов говорил о трех составляющих создания хорошего спектакля: во-первых, разделить замысел; во-вторых — режиссер и актер должны быть органичны, а еще — способны к импровизационному поиску. Если в наших взаимоотношениях такое случится, то, мне кажется, никаких препятствий ни для чего нет. Если мы услышали друг друга, если мы поняли. А понять — значит, почувствовать…
Артистическая, театральная деятельность уникальна. Вы знаете, что в семь часов вечера у артиста должно быть вдохновение? А «вдохновение» — это «вдох нового». Можете назвать еще какую-то профессию, где вдохновение должно «озарять» по часам? Говорите: у журналистов тоже? Вы всегда должны быть в этом состоянии (смеется). А артист — в точное время.
Для меня 150 лет Союза — это большая, непрерывная в своем движении река, в которой столько событий, столько выдающихся мастеров. И мы не имеем права забыть предшественников. Должны усвоить, что сделали они, и идти дальше. Это вдохновенная работа.
— Вопрос о факте частном, но чрезвычайном: Юрий Борисов — первый российский актер, номинированный на «Оскар». Ваше отношение?
— Кино — особенная деятельность. Основа кино — фотография: их просто много в секунду. Основа театра — живой артист. Здесь и сейчас. Нет дублей. На наших глазах актер будет становиться другим или даже умирать в образе… В Америке к нам очень внимательно относились определенное время. Много российских артистов приезжали туда. И я там бывал. Но относился к этому так: меня пригласила киностудия. Остаться там жить было для меня немыслимо. Чтобы там жить, нужно забыть свой язык. Отключиться от родного. Знаете, почему иностранные артисты номинируются на «Оскар»? Как только артист становится известен в своей стране, для «Оскара» это дополнительный интерес — можно привлечь зрителя этой страны. В данном случае России. Дополнительный прокат, денежки. А сейчас в этом есть и политический момент. Посмотрим, насколько они увидят талант нашего артиста и насколько захотят его отметить. Но это еще и шанс обратить внимание на нашу величайшую кино- и театральную страну.
— Владимир Львович, вы ведь еще и режиссер. Чего или кого не хватает нынешним режиссерам?
— Когда-то Рафаэля спросили: в искусстве важнее ЧТО или КАК? Ни то, ни другое, ответил он, в искусстве важно КТО. Личность! В молодых артистах мне не хватает знаний. Казалось бы, технические возможности невероятные. Это раньше надо было в библиотеку идти. Сегодня благодаря интернету все «в доступе». Но — скажу больше: молодым не хватает жажды знаний. А ведь артист, даже если он играет на сцене гриб, должен создать образ. И в этой созидательной работе артист одновременно и рояль, и музыкант-исполнитель. А еще психолог. Много чего надо знать. Меж тем у иных даже речь отвратительная. Я имею в виду не дефекты, а небрежность владения речью. Слово же в актерской профессии — это действие. Как же при такой «базе» можно претендовать на создание образа?..
Я сам начинал в маленьком театре кукол Новокузнецка. Знаю, что такое театр в небольших городах или в больших, но все равно не в Москве. Знаю, какие там есть мастера. Большие мастера. Мне кажется, пришло время, когда большие мастера должны обратить внимание на молодежь. У нас в Школе есть такая программа — «Хранители». Когда молодые люди поступили, мы предлагаем им однажды достать из специальной вазы… атомы Солнца. Талант. Каждый своей рукой достает шар. Открывает его, а там фамилия какого-то великого артиста. Евстигнеев, Янковский, Станиславский, Мейерхольд… Рука достала это имя, и с этого момента ты становишься его хранителем. Должен хранить — память об актере, выдающейся личности. И греет надежда, что высшие чувства, талант ТОГО человека помогут молодому, нынешнему. Хотелось бы, чтобы молодые артисты стали «хранителями» и тех, кто ныне здравствует. Поддерживали их. Это идея на будущее. Но прежде всего ты должен понять, почему твоя рука вытащила именно это имя. Что общего между вами? И поверьте, бывают удивительные изменения — через понимание.
Ранее «Областная газета» писала о том, что Екатеринбург посетил народный артист России Владимир Машков.
Опубликовано в №28 (10135) от 13 февраля 2024 года.