На ИННОПРОМ-2023 впервые представили опытный образец нового поезда «Ласточка» — модель ЭС104. Она уникальна тем, что это полностью импортозамещенный поезд. Новая «Ласточка» станет базовой платформой для целой линейки скоростных электропоездов, оснащенных российским тяговым оборудованием, включая двигатели.
К разработке поезда входящий в группу «Синара» завод «Уральские локомотивы» приступил в 2022 году. В апреле 2023 года был подписан контракт на поставку 22 новых «Ласточек» для РЖД.
«В 2022 году завод „Уральские локомотивы“ в достаточно сжатые сроки обеспечил реинжиниринг последних компонентов европейского производства, которые были полностью заменены российскими аналогами», — рассказал директор по маркетингу и взаимодействию с органами власти торгового дома «Синара — транспортные машины» Михаил Бойко.
Новая модель предназначена для железных дорог, использующих постоянный ток. Она построена с учетом всех требований по части эргономики пространства и безопасности перевозок. Главное преимущество отечественной «Ласточки» — российское тяговое оборудование. Благодаря ему поезд может разогнаться до 160 км/ч. У поезда есть система эффективного торможения с рекуперацией энергии в сеть. Также у ЭС104 имеются отечественные асинхронные двигатели.
Маска головного вагона, где находится кабина машиниста, стала более вытянутой и обтекаемой — поэтому у поезда улучшаются аэродинамические свойства, снижается лобовое сопротивление, и это позволяет экономить электроэнергию. На новом поезде установлены камеры заднего вида и контроля дверей вагонов — это нужно для повышения уровня безопасности пассажиров.
Интерьер салона выполнен в спокойных серых тонах с акцентами на оранжевых поручнях с антискользящим покрытием. В базовой модели ЭС104 на пять вагонов предусмотрено 416 посадочных мест. У каждого сидения есть USB-разъемы для зарядки мобильных устройств. В вагонах работает система микроклимата и обеззараживания воздуха, установлены подъемники для маломобильных граждан. Санитарные модули оснащены пеленальными столиками.
«Все лучшее, что было в “Ласточке”, — сохранено. Плюс внедрен ряд новых комфортных цифровых решений для пассажиров. Нам удалось обеспечить импортозамещение, не ухудшив для пассажиров тот уровень, к которому они привыкли», — пояснил Михаил Бойко.
Базовая модель поезда универсальна, так что в обозримом будущем можно будет проектировать и выпускать поезда по индивидуальным запросам — как для мегаполисов, так и для регионов с небольшим пассажиропотоком.
Кстати о модификациях, инженеры «Синары» сейчас разрабатывают несколько модификаций поезда:
- двухсистемный поезд, работающий как на постоянном, так и на переменном токе;
- электропоезд для больших агломераций, способный благодаря высокому ускорению (до 1,1 м/с2) эффективно справляться с большим пассажиропотоком и ритмом крупных транспортных узлов;
- электропоезд с возможностью автономного хода до 125 км на отдельных неэлектрифицированных участках железных дорог.
«Есть участки на железной дороге, где банально нет электрической инфраструктуры. Модифицированная “Ласточка” сможет пройти 100–150 км по сути на “батарейках”», — сказал Михаил Бойко.
Вместе с «Уральскими локомотивами» в кооперации участвуют более 160 компаний из России, Беларуси и Казахстана. Приемочные и сертификационные испытания планируется завершить в октябре 2023 года. Электропоезда выйдут в регулярные рейсы по маршрутам уже до конца текущего года.