«Наша миссия – готовить ответственных управленцев»

Дипломы УрГЭУ открывают перед выпускниками широкие перспективы

В Уральском государственном экономическом университете в самом разгаре приемная кампания. Студентами этого престижного вуза мечтают стать не только выпускники школ и колледжей, но и уже состоявшиеся, работающие люди – специалисты, руководители, топ-менеджеры организаций и предприятий, владельцы бизнеса. Одни хотят получить базовые знания и штурмуют бакалавриат, другие стремятся повысить уровень знаний и навыков в магистратуре. Большой интерес проявляют абитуриенты к кафедре корпоративной экономики и управления бизнесом. Заведующая кафедрой доктор экономических наук профессор Ирина ТКАЧЕНКО рассказала «ОГ» о направлениях и программах, по которым ведется обучение, о проектах, в которых предстоит участвовать студентам, а также о том, в каких отраслях и сферах востребованы выпускники.

– Ирина Николаевна, какую роль в российской экономике играет сегодня корпоративный бизнес?

– Как бы мы ни любили малый бизнес, основные денежные потоки в наши дни крутятся в корпоративном бизнесе и его вклад в экономику, в развитие страны ни с чем не сравним. В любой сфере, даже в торговле. Это раньше преобладали розничные магазины, ларьки, киоски, а теперь двигателем торговли являются крупные сетевые компании, у которых есть агенты и контрагенты, связанные по горизонтали и вертикали. Если брать крупное производство, это тоже корпоративный сектор. Почему мы говорим сегодня об «экосистеме», потому что вокруг любой компании есть поставщики, потребители, в том числе и малый бизнес, инвесторы, госструктуры.

– Чему учат на вашей кафедре?

– Наша кафедра представляет Институт экономики и финансов УрГЭУ, а ее специфика в том, что помимо базовых экономических знаний мы даем еще и много управленческих инструментов: по управлению бизнес-процессами, рисками, стоимостью. Бакалавры на нашей кафедре проходят обучение по программе «Корпоративный бизнес и проектное управление», а магистры – по программам «Управление проектами и программами» и «Устойчивость корпоративного бизнеса в мировой национальной экономике».

Тех, кто считает, перемножает столбики цифр, сегодня хватает, есть компьютерные программы, которые делают расчеты. Но ощущается нехватка специалистов, способных анализировать цифры, понимать, как их можно применить в управленческих решениях. Я более десяти лет была руководителем Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства, где обучают директоров, собственников, топ-менеджеров. Они мне всегда говорили: «Кому поручить расчеты, мы всегда найдем. Нам важно, чтобы сотрудник понимал, как их использовать, чтобы он мог и руководству компании дать рекомендации по развитию».

У нас есть предмет, который я тоже преподаю, «Управление жизненным циклом организации». Студенты проводят исследование на конкретном предприятии и диагностируют, на какой стадии развития оно находится: на начальной, когда не хватает оборотных средств, на стадии подъема или упадка. В зависимости от оценки принимаются управленческие решения. К примеру, реализовывать проекты выгоднее на стадии подъема, когда есть и силы, и средства, а на стадии упадка они могут принести лишь убытки. Многие руководители приглашали студентов-исследователей на совещание в узком кругу специалистов, чтобы обсудить выводы. Взгляд со стороны очень полезен.

Мы посмотрели статистику по одному известному рекрутинговому агентству на предмет востребованности специалистов по проектному управлению. Если несколько лет назад требовалось 100 человек, то потом уже 300, и с каждым годом спрос растет. И увлечение проектным управлением – не мода, это результат стремления к структурированию компании, системного подхода к бизнесу.

– Мы с вами понимаем, что при любой харизме, чтобы быть владельцем устойчивого бизнеса или управляющим крупной компанией, нужны хорошие базовые знания.

– Наши магистерские программы «Устойчивость корпоративного бизнеса в мировой и национальной экономике» и «Управление проектами и программами» актуальны и рассчитаны как на выпускников бакалавриата, так и на уже работающих специалистов, которые хотят развить свои аналитические способности. А те, кто еще и к исследовательской работе интерес проявил, могут защитить кандидатскую диссертацию. Недавно один мой выпускник, окончивший сначала бакалавриат, затем магистратуру, уже работая в банке, защитил кандидатскую, причем на нашем диссертационном совете.

Есть разные стандарты управления проектами, в том числе международный, европейский, американский. У нас в России есть свой национальный ПМ-стандарт. Российское правительство его активно продвигает, он используется в муниципальных и государственных структурах, в бизнесе. С 2017 года при нашей кафедре создан региональный Центр оценки и развития проектного управления (ЦОРПУ). Здесь можно сдать экзамен и получить сертификат специалиста в области управления проектами базового уровня ПМ-стандарт. Москва предоставила нам такое право.

– Могут ли те, кто окончил другой вуз и уже трудится, пройти обучение на вашей кафедре и получить квалификацию магистра?

– Мы это приветствуем. Наша кафедра одной из первых в нашем вузе открыла в 2008 году магистерскую программу, и у нас были огромные группы по 30 с лишним человек, очень много шло людей с техническим образованием, с гуманитарным. Мы обучили большое количество сотрудников уральского представительства компании Сименс.

Большой интерес проявляют к программе «Управление проектами и программами» айтишники. Им интересно заглянуть внутрь кухни и понять, как это организовано, как это управляется. Недавно в День открытых дверей ко мне подошли два выпускника строительного факультета одного из вузов, оба заинтересовались управлением проектами, им это необходимо в работе.

А программа «Устойчивость корпоративного бизнеса в мировой и национальной экономике» это те же самые ESG – программы оценки социальных и экологических рисков компании, а также рисков корпоративного управления. Или концепция КСО – корпоративной социальной ответственности. Раньше государство проявляло заботу о гражданах, развивало образование, культуру, спорт… А сейчас, когда доходы некоторых корпораций сравнимы с доходами отдельных стран мира, почему бы корпорациям не поделиться доходами с гражданами?

Корпорации должны не только потреблять ресурсы, но и развивать территории своего присутствия. Без этого нельзя, потому что человек работает на предприятии, а потом выходит за его ворота, и если там ни школ, ни детсадов, ни культурных учреждений, то рано или поздно он сам и его дети уедут из города, где нечем заняться на досуге и нет перспектив. Поэтому корпорациям выгодно вкладываться в образование, культуру, спорт, жилье, в малый бизнес. Этому мы учим студентов. В этом наша миссия – готовить ответственных управленцев.

– Какую роль в процессе обу­чения играют преподаватели-практики? Много ли среди преподавателей выпускников кафедры?

– Мы поддерживаем связи с практиками бизнеса, потому что они понимают, что конкретно нужно в данной отрасли, что актуально. Немало выпускников магистратуры остаются на кафедре, занимаются научной работой или преподают и параллельно работают в бизнесе. На нашей кафедре есть предмет «Оценка и управление стоимостью бизнеса». Его преподает профессиональный оценщик, который еще в 1990-е годы получил лицензию на ведение оценочной деятельности, является директором крупной оценочной фирмы. Естественно, его лекции принимаются студентами на «ура». Я сама являюсь профессиональным независимым директором в компаниях с государственным участием, экспертом Национального совета по корпоративному управлению, членом комитета стратегического развития Екатеринбурга. Это расширяет кругозор, дает опыт, которым можно поделиться со студентами.

Помогает преподавать и научно-исследовательская работа. Можно, конечно, читать лекции по учебнику, но это будет пересказ чужих мыслей. А когда человек сам в рамках исследовательских проектов нарабатывает опыт – это совсем другое. В последние несколько лет у нас было два научно-исследовательских проекта: по государственно-частному партнерству и по инновационно-технологическому развитию Свердловской области. К последнему проекту мы привлекали студента магистратуры, а потом он защитил кандидатскую диссертацию. Участие в проектах прививает вкус к исследовательской работе, будущие бакалавры и магистры получают более широкий взгляд на проблему, учатся находить пути ее решения.

– Какова востребованность специалистов по управлению бизнесом, в том числе в Екатеринбурге и Свердловской области?

– Мы готовим специалистов широкого профиля, и подготовку они получают качественную. В этом году треть выпускников одной из групп получили дипломы бакалавров с отличием. Работают наши выпускники везде – в министерствах, в финансовых и инвестиционных компаниях, в банках, в крупных промышленных и строительных корпорациях, таких, к примеру, как УГМК-холдинг, НПО автоматики, завод имени Калинина и других.

– По результатам каких ЕГЭ можно поступить на направление подготовки в бакалавриате?

– Это русский язык, обществознание и математика продвинутый уровень. В магистратуру принимают по итогам тестирования.

Материал размещен в рамках совместного информационного проекта редакции «Областной газеты» и Уральского государственного экономического университета

Дмитрий Медведев вручил Уралвагонзаводу орден «За доблестный труд»

Коллектив Уралвагонзавода вновь удостоили высокой государственной награды. Орден «За доблестный труд» танкостроителям вручил заместитель председателя...

Нижнетагильские десятиклассники смогут совмещать учебу в школе и вузе

В Нижнем Тагиле стартовал образовательный проект «Педагогический лицей», разработанный управлением образования города совместно с Нижнетагильским государственным...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также