В Музее истории камнерезного и ювелирного искусства (пр. Ленина, 37) представили экспозицию «Хранитель времени», приуроченную к 30-летию одного из самых известных ювелирных уральских брендов – «MOISEIKIN». Впервые ювелирный дом столь широко представляет свои работы – на выставке более 100 произведений: от флоральных миниатюр и украшений до шкатулок и камнерезных композиций из уральских самоцветов. Экспозицию можно посетить по Пушкинской карте.
От «самоцветных горок» до «вальсирующих бриллиантов»
История знаменитой сегодня фирмы начиналась с небольшой мастерской по ремонту и изготовлению ювелирных изделий на заказ, основателем которой является Виктор Моисейкин. Как он сам вспоминает, в юности ему очень хотелось заниматься любимым делом, а в 1990-е оказалось не так сложно начинать, поскольку особо не было конкуренции. Виктор и мастера, которые к нему постепенно присоединялись, делали практически все: от сувениров до украшений для самой разной аудитории. Так фирма выросла в ювелирный дом с громким именем, очень известными клиентами и теперь уже 30-летней историей.
– Всегда восхищают люди, которые имеют креативный взгляд, смелость, профессионализм и любовь к делу. Все эти качества присущи представителям ювелирного дома “MOISEIKIN”. Произведения, которые они создают, украшают коллекции и музеи не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами, – говорит заместитель министра культуры Свердловской области Роман Дорохин. – Буквально в прошлом году здесь, в музее, мы наслаждались удивительным павлином из лазурита, которого позже приобрел один из азиатских коллекционеров. Наши мастера – не только хранители времени, как сказано в названии экспозиции, но еще и хранители самых лучших традиций уральского ювелирного и камнерезного искусства.
Много лет ювелирный дом сотрудничает с Музеем истории камнерезного и ювелирного искусства (они практически ровесники). Чтобы объединять местных талантливых ювелиров, компания и музей организовали конкурс «Золотой Урал», также продолжается сотрудничество и в других очень важных для развития дела проектах.
– Мы не могли обойти стороной юбилей этого ювелирного дома. И мне очень нравится название экспозиции «Хранитель времени», поскольку оно напоминает нам о том, что художники в какой-то степени останавливают время – запечатлевают свое представление о красоте с точки зрения сегодняшнего дня, – отмечает директор Музея истории камнерезного и ювелирного искусства Юлия Ильина.
Гости выставки в словосочетании “хранитель времени” действительно увидели метафору о ювелирах и камнерезах. Практически же вдохновением для названия и тематики всей экспозиции послужила скульптура “Хранитель времени” – туарег, представитель народа группы берберов. Он изображен в характерном одеянии, на мраморном круглом постаменте, внутри которого, как оказывается, находятся часами. По сути, туарег – и есть страж времени, его хранитель. Загадочное, философское произведение.
Но мы забегаем вперед, а открывается выставка с первых работ ювелирного дома – с традиционных техник. Это сувенир из яшмы “Рифейские горы”, скульптура “Мужик с тачкой”, в которой он везет груду камней – кварц, мрамор, агат, нефрит и прочие. И конечно, композиция “Самоцветная горка”.
– В искусстве всегда так – сначала мы что-то повторяем, затем переосмысляем, а уже потом пытаемся создавать что-то свое, – говорит Виктор Моисейкин. – В этом году решили выпустить новую версию самоцветных горок – другое видение на этот сюжет, с новыми композиционными решениями. Надеюсь, презентуем уже в следующем году.
На выставке можно увидеть несколько букетов в традиционной технике. Это изделия из драгоценных камней, некоторые созданы как раз около 30 лет назад. Сейчас мастера фирмы так уже не работают, это в полной мере музейные экспонаты.
– Мы специально расположили в соседних витринах традиционные флоральные миниатюры и те, что делаем сейчас. В первом случае – это устойчивые букеты, а те, что создаются сегодня – воздушные, – говорит Виктор Моисейкин.
Необычайная легкость, даже хрупкость достигается специальной техникой, запатентованной фирмой. Называется техника “русская закрепка” или “вальсирующий бриллиант”. Благодаря этой технологии украшение с самоцветом крепится только сверху, при этом камень не просверливается и остается цельным. Неспециалистам разобраться в этом непросто, но мы можем оценить результат. Пожалуй, наиболее эффектно преимущества техники проявлены в произведении “Птица счастья”. Для ее создания использованы аметисты, бериллы, изумруды, родолиты, сапфиры разных цветов, топазы и много других камней. Как с таким багажом, спросите вы, птица взлетит? Легко! Столь изящно она “сконструирована”.
– Птица символизирует хрупкость счастья. Мановением крыла она касается кристалла – это и есть кратковременный момент счастья, миг. Внутреннюю поверхность подставки мы тоже продумали до деталей, там нанесен орнамент – хотелось, чтобы зритель мог заглянуть внутрь кристалла, как бы посмотреть – что там, в центре хрупкого мира. Благодаря технике “русская закрепка”, надеюсь, нам удалось передать трепет, ощущение, что сейчас птица вспорхнет, – добавляет автор.
“Мастерство везде на высоком уровне, не хватает идей”
Еще одна любопытная техника, впервые примененная нашими мастерами, основывается на японской лаковой росписи по дереву – маки-э. Ее уральцы перенесли на опалы – результат тоже можно оценить на выставке. Расписанный камень выглядит необычно, завораживающе. Позже подобную коллекцию выпустила еще одна известная фирма, при этом признав, что все-таки екатеринбуржцы придумали такой ход первыми.
– Идея – самое ценное сегодня. Весь мир охотится за идеями, – говорит Виктор Моисейкин. – Мастерство сейчас везде на очень высоком уровне, почти во всех странах. Недавно я побывал в Узбекистане, посетил их крупный ювелирный завод. Там самые лучшие ювелиры… из Таиланда. Они считаются очень высококвалифицированными, потому что в Таиланде эти мастера работают практически на все западные бренды. И за последние 15 лет их научили тому, что даже мы не умеем. А вот идей не хватает всем, вот где мы можем выиграть конкурентную борьбу.
Помимо постоянного желания развиваться, двигаться вперед, подход мастеров этой компании отличает соединение Востока и Запада. Наверное, так и должно быть в фирме, появившейся на границе Европы и Азии. Как раз к юбилею они подготовили проект, сочетающий в себе восточную экзотику с русской и итальянской мозаичными традициями – ларец из малахита с флорентийской мозаикой. Шкатулка носит название “Семейная сокровищница”, украшена она гранатами, изумрудами, сапфирами и другими камнями. И, конечно, хранит в себе секрет – потайной ящичек.
Надо ли говорить, что эти очень красивые вещи востребованы у известных людей, ценителей ювелирного и камнерезного искусства. Произведения уральских мастеров есть в коллекции актрисы Катрин Денёв, экс-канцлера Германии Ангелы Меркель, модельера Пако Рабана и других. В свое время веточка ювелирной земляники была выбрана принцем Чарльзом в качестве подарка Елизавете II.
Виктор Моисейкин, кажется, не очень любит рассказывать о таких историях, на выставке отвечает на вопросы о знаменитых клиентах довольно коротко, но несколько примеров все-таки приводит.
– Очень любила камнерезные работы Елена Образцова, у нее была целая коллекция. Однажды Елена Васильевна приобрела нашу мышку из яшмы. Она была любопытна тем, что создавалась из двуцветного камня – получилось, что серая мышка будто бы сидит на красном канатике, – вспоминает Виктор Моисейкин. – Также мы дружили с Вячеславом Зайцевым, поскольку наш офис находился в его здании – в Театре мод Вячеслава Зайцева. И на очередной день рождения мы подарили ему зайчика на катушке ниток с иголкой, похожего на кролика из “Алисы в Стране чудес”. Вячеслав Михайлович сам всегда спешил, и на такое сравнение не обижался, относился с юмором.