От архива Строгановых до Эрнста Неизвестного и свердловского рока: «Литфонд» подвел итоги первого аукциона в Екатеринбурге

Часть заработанных средств «Литфонд» переведет на развитие художественной школы Екатеринбурга

Аукционный дом «Литфонд» провел в новом филиале в Екатеринбурге первые торги, посвященные раритетам, связанным с известными именами, оставившими исторический и культурный след на Урале — от Петра Великого, Строгановых и Демидовых до одного из самых знаменитых скульпторов России Эрнста Неизвестного. Часть заработанных средств «Литфонд» переведет на развитие художественной школы Екатеринбурга. Кроме того, аукционный дом совместно с Екатеринбургским музеем изобразительных искусств запустил в столице Урала просветительский проект «Школа коллекционера». О первом аукционе в Екатеринбурге, открывшейся Школе коллекционера и благотворительных проектах «Областная газета» поговорила с генеральным директором «Литфонда» Сергеем Бурмистровым.

«Мы надеемся, что сможем быть полезными культурной сфере Екатеринбурга»

План юго-восточной части дачи Богословского горного округа с указанием площадей, содержащих полезные ископаемые и обозначением разрабатываемых и предлагаемых к разработке рудников и приисков. Фото: Полина Зиновьева

— У меня в руках прекрасный каталог, посвященный выставке в галерее «Главный проспект», где представлены вещи, которые участвовали в аукционе. От этого издания очень трудно оторваться — столько там любопытных вещей, экспонатов музейного уровня. Скажите, сколько готовился проект для Екатеринбурга?

— Подготовка заняла месяца два-три. Время ушло на то, чтобы собрать все эти предметы, описать, сфотографировать и подготовить каталог.

— Почему «Литфонд» выбрал для открытия своего филиала именно Екатеринбург, помимо того, что у нас в этом году был большой юбилей?

— Мы принципиально решили для себя расширить федеральную сеть. В Москве «Литфонд» работает уже девять лет, а первый проект не в столице был в Петербурге: около двух лет назад мы открыли там представительство, которое сейчас тоже регулярно проводит аукционы. А Екатеринбург мы выбрали не в смысле юбилея, эти события скорее совпали. Мы в какой-то момент начали планировать, куда дальше идти, и без каких-либо колебаний первое место, о котором все подумали, был Урал. И как центр культурной жизни Урала — Екатеринбург. У вас действительно чрезвычайно богатая история, начиная с времен Петра Великого, становления горнозаводской промышленности, несколько великих имен сразу приходит на ум: и Татищев, и де Геннин, сам Петр, кого здесь только не было… Что касается современного периода, то это свердловский рок и живописный андеграунд. Поэтому у нас не было сомнений, что первым, скажем так, более отдаленным от Москвы регионом будет именно Свердловская область.

— Ваши партнеры в Екатеринбурге сразу откликнулись? Имеем в виду и «Главный проспект», и Екатеринбургский музей изобразительных искусств, другие площадки?

— Про «Литфонд» сегодня знают практически все, тем более мы сюда не раз приезжали. Но все равно нас поразило, что владельцы антикварных галерей, местных аукционных домов так открыто и дружелюбно нас встретили. Несмотря на то, что в какой-то степени мы являемся конкурентами. Из бесед мы поняли, что здесь есть чрезвычайно много интересных вещей, но антикварный, аукционный бизнес пока не структурирован. И от нас ждут такой миссии, в том числе помощи, связанной с использованием современных технологий. Так что мы надеемся, что сможем быть полезными культурной сфере Екатеринбурга. А что касается «Главного проспекта», центра «Эрмитаж-Урал» и Екатеринбургского музея изобразительных искусств, остальных музеев, то нас тоже дружелюбно встретили, заинтересовались проектом даже на стадии, когда еще не было каталога. И, как я вижу, они не жалеют об этом, потому что на первом аукционе представлены совершенно уникальные вещи музейного уровня, касающиеся истории вашего региона.

Тарелка в виде винилового диска с ручной росписью лидера рок-группы «Наутилус Помпилиус» Вячеслава Бутусова, подаренная другу, художнику, организатору подпольных концертов рокеров в Гжели Юрию Гаранину. Фото: Полина Зиновьева

— Еще один важный проект, который тоже реализуется в эти дни, — Школа коллекционера на базе ЕМИИ и «Эрмитаж-Урала». Как мы поняли, одна из ваших задач — показать, что аукционы существуют не только для элиты. Школа коллекционера тоже ваша инициатива?

— В Москве у нас долгое время работала Академия «Литфонда», где регулярно проводились встречи и лекции с известными коллекционерами. И мы хотели продолжить эту историю и на Урале. Но нам нужен был партнер — им как раз стал Екатеринбургский музей изобразительных искусств, где теперь все желающие могут стать слушателями Школы коллекционера и открыть для себя эту сферу.

— Есть у вас и благотворительная миссия. Насколько знаем, часть средств после аукциона пойдет на развитие одной из художественных школ Екатеринбурга?

— Да, это Детская художественная школа № 1 им. П. П. Чистякова. Мы приняли решение часть средств отчислить на один из проектов этого учреждения. Сейчас обсуждаем, какой именно это будет проект. Надо сказать, что мы всегда участвовали в социальной и культурной жизни, и если все пойдет, как рассчитывали, то мы, конечно, будем активно работать и с министерством культуры Свердловской области, и с управлением культуры Екатеринбурга. Надеемся, что в процессе появятся еще какие-то интересные благотворительные проекты.

— Какова будет периодичность торгов филиала аукционного дома в Екатеринбурге?

— В месяц мы проводим, наверное, самое большое количество аукционов — это десять, то есть практически по два аукциона в неделю. В Екатеринбурге мы планируем начинать с одного аукциона в месяц. Концепция будет та же: предметы, которые будем и собирать, и продавать здесь, на Урале.

Эрнст Неизвестный. Скульптурная композиция «Пантеизм» («Крест»). 1972-1975. Фото: Полина Зиновьева

— Вещи, представленные в Екатеринбурге, на ваш взгляд, будут востребованы коллекционерами в Москве и в Петербурге?

— Безусловно. Многие собирают вещи, связанные именно с историей России, а Урал и Сибирь — это крайне важная составляющая истории страны. Поэтому у нас в Москве и в Санкт-Петербурге много коллекционеров, интересующихся этими темами. В том числе востребовано и современное уральское искусство, поэтому думаю, что покупатели и на этом аукционе, и на последующих будут далеко не только местные, тем более что покупку можно совершить из любой точки России.

— К слову о демократичности. Правильно ли понимаем, что на аукцион лот может предложить любой человек, у которого сохранилась какая-то любопытная вещь?

— Абсолютно правильно. Бывает, что-то остается в наследство от бабушек и дедушек. Или находится пусть даже и одна, но любопытная вещица. У нас на сайте работает специальная онлайн-платформа, где, даже не приходя в офис, можно все это оценить. Совершенно бесплатно. В день мы получаем десятки, а иногда сотни заявок. Наши эксперты все просматривают, оценивают. И если наша цена привлекательна для владельца, то можно приносить предмет, оформлять договор, и тогда предмет уже становится лотом аукциона.

— Вопрос по самому дорогому лоту нынешнего аукциона — это камнерезная нефритовая композиция «Белые медведи на льдине» со стартовой ценой 40 миллионов рублей. Очень любопытна история этого предмета…

— Эта вещь из одной очень значительной коллекции, где находится множество подобных предметов. Композиция выполнена в единственном экземпляре и была заказана Нобелем для своей коллекции. На екатеринбургском аукционе она появилась, поскольку в ее создании использован уральский горный хрусталь, платина, и сделана она по типу одного из самых знаменитых яиц Фаберже — «Зимнего яйца», где на хрусталь монтированы капли платины с алмазами, и эта композиция сделана по той же технологии.

— А если говорить о более демократичных по цене предметах, скажем, в районе 10 тысяч рублей, на что бы советовали обратить внимание?

— В пределах этой суммы было достаточно много лотов: это и вещи, связанные с историей уральского рока, российского рока, живописный андеграунд — там есть совсем недорогие работы. Очень важно, что мы выставили совершенно уникальный архив Строгановых, который собирался на протяжении нескольких сотен лет. Самая древняя вещь — конец XVIII века, это знаменитая Межевая книга Пермского наместничества, документ обладает музейной ценностью, ведь по сути это первое государственное межевание земли в уральском регионе. Среди архива есть не очень дорогие документы (ценой по 10–20 тысяч рублей), связанные именно со становлением горнозаводской промышленности Урала.

— Вообще очень интересна история возвращения этого архива. Насколько понимаем, долгое время он находился во Франции…

— Да, одна из последних наследниц, уже после революции, увезла архив в Париж. И следы его потерялись. Только в 90-е годы на волне интереса к русской культуре за рубежом архив отыскался, и один из коллекционеров привез его обратно в Россию.

Как прошли первые торги?

Четыре редкие открытки с изображением Екатеринбурга по фотографиям Анатолия Скурихина (друга и коллеги А. Родченко) в стиле конструктивизма с диагональным построением композиции. Москва, 1933. Фото: Полина Зиновьева

И первые торги в новом филиале Аукционного дома «Литфонд» в Екатеринбурге превзошли самые смелые ожидания: распроданы почти все заявленные раритеты, посвященные знаковым для истории и культуры региона и страны событиям и персонам, включая русский андеграунд.

Так, за 6,5 миллиона рублей ушел с молотка комплект из 21 книги в 7 томах «Историческое описание российской коммерции при всех портах и границах. От древних времен до ныне настоящего, и всех преимущественных узаконений по оной Государя Императора Петра Великого и ныне благополучно царствующей государыни императрицы Екатерины Великая. Сочиненное Михайлом Чулковым» (Санкт-Петербург, 1781–1788 гг.).

Еще дороже, по ставке в 8,5 миллиона рублей, была оценена на торгах в Екатеринбурге одна из главных работ Эрнста Неизвестного. Речь про его первую и масштабную скульптурную композицию «Орфей II» (2002 г., Экземпляр № 6 из 9), происходящую из мастерской художника в Нью-Йорке. Есть предположение, что произведение стало результатом участия художника в скандальной выставке в Манеже в 1962 году.

Художественный фотопортрет Вячеслава Бутусова в гриме из фотосессии для обложки альбома «Князь тишины». СССР, 1988. Фото: Полина Зиновьева

Свидетельства важных событий в истории Российской империи, а позже Советского Союза представляли большую часть лотов аукциона — это не только книги, но и различные документы, грамоты, сакральные раритеты. Например, ювелирный подарок из Абрау-Дюрсо для брата императора Александра III великого князя Владимира Александровича в виде настольной подставки-холдера для карманных часов с французскими карманными часами Chronometre LIP в комплекте и с декоративной бутылкой шампанского (Санкт-Петербург, 1898). Скорее всего, это был подарок великому князю от поставщика шампанских вин Абрау-Дюрсо в знак благодарности за поддержку российской марки среди членов императорской семьи. Уникальный предмет, аналогов которому в российских ведущих музеях не найдено, покинул торги по ставке 5 миллионов рублей.

Что касается более демократичных лотов, то они связаны, например, с российским и свердловским роком. Малоизвестные стихи Петра Мамонова с эпиграфом Чехова и рукопись сборника его ранних стихотворений «Двойное дно» (Москва, 1980) были проданы за 55 тысяч рублей.

Икона «Благословение детей», созданная по заказу горнопромышленника Павла Павловича Демидова, князя Сан-Донато, на рождение дочери Авроры Демидовой. Российская империя, 1873 год. Фото: Полина Зиновьева

Среди редких фотографий на прошедшем аукционе был и редчайший фотоснимок с Сергеем Курехиным, который запечатлен за клавишами в рок-группе «Аквариум» на подпольном концерте в Москве (1982). Винтажное фото покинуло торги по ставке 20 тысяч рублей. По той же ставке ушел с молотка и фотопортрет Александра Башлачева, знаменитого выпускника Уральского госуниверситета. На аукционе снимок был заявлен в комплекте с эскизом обложки не вышедшего посмертного диска рок-звезды. Фото сделал московский фотограф Георгий Молитвин, который одним из первых в СССР стал профессионально снимать звезд советской рок-музыки в эпоху перестройки. Его фотографиями были оформлены альбомы таких групп, как «Ария», «Кино», «Зоопарк» и другие. Проданный фотопортрет Башлачева существует в единственном экземпляре и представляет коллекционную ценность музейного уровня.

В 19 тысяч рублей оценили поклонники русского андеграунда фрагмент сцены Дома культуры имени Свердлова, на которой проходили концерты и фестивали Свердловского рок-клуба, где в декабре 1983-го выступили представители Ленинградского рок-клуба Майк Науменко и Виктор Цой, легендарные «Наутилус», «Чайф», «Агата Кристи» и другие культовые группы. Напомним, здание Дома культуры было местом, откуда свердловский рок шагнул к своей всесоюзной славе. К реликвии прилагался сертификат подлинности, подписанный президентом и архивариусом Свердловского рок-клуба.

Уникальный Фаберже из собрания Нобеля с отделкой как в знаменитом «Зимнем» императорском яйце. Фото: Полина Зиновьева

Отметим, что аукционный дом «Литфонд» основан в 2014 году в Москве антикваром, коллекционером и вице-президентом Гильдии антикваров-книжников Сергеем Бурмистровым. Специализируется на антикварных книгах, автографах, рукописях, фотографиях, открытках, плакатах, живописи, графике, предметах декоративно-прикладного искусства.

В год проводится около 120 аукционов, на которых представлено более 25 000 произведений искусства и предметов антиквариата.

В 2022 году был открыт филиал в Санкт-Петербурге. В 2016 году был зафиксирован первый рекорд «Литфонда» по продаже книги на отечественном антикварном рынке: при стартовой ставке 1,5 миллиона рублей «Ладомир» Велимира Хлебникова (Харьков, лето 1920 г.) ушел с молотка по финальной цене 18 миллионов рублей. В июле этого года поставлен новый всероссийский рекорд по продаже антикварной книги: «Евгений Онегин» Александра Пушкина (СПб.; Тип. Департамента народного просвещения, 1826–1832 гг.) ушел с молотка за 26 миллионов рублей.

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Свердловской области отметили лучших меценатов настоящего и прошлого.

Свердловский эксперт поделился мнением о том, что в регионе нужен комплекс мусороперерабатывающих заводов

Экспертное мнение о задачах по мусоропереработке в интервью «ОГ» высказал кандидат социологических наук, заместитель...

Темпы уборки хорошие — главное не останавливаться: Корреспонденты «ОГ» оценили работу по уборке мусора в муниципалитетах Свердловской области

В конце прошлой неделе губернатор Евгений Куйвашев дал ряд поручений по незамедлительному вывозу мусора...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также