В Екатеринбурге в «Главном проспекте» открылась выставка работ художницы Ольги Самосюк

Ее экспозиция «Мифология сказки» открывала сезон-2024

На старте сезона–2024 Международный центр искусств «Главный проспект» открыл экспозицию «Мифология сказки» одного из лучших мастеров графики в мире Ольги Самосюк. По признанию основателя центра Олега Гусева, когда-то, впервые увидев ее работы, он специально поехал на ее выставку в Ирбит, договаривался о контактах. С тех пор «Главный проспект» и заслуженный художник Башкортостана Ольга Самосюк дружны. А на «Мифологии сказки», второй выставке художника в Екатеринбурге, тем более к юбилею, представлено все, что есть в коллекции «Главного проспекта».

В Центре не скрывают профессионального восхищения: «Творческая энергия и выставочный багаж ее так огромны, что невольно возникает вопрос: как это годы успевают за нею следом? Сотни выставок — от республиканских до международных; давно перевалило за две тысячи количество созданных ею произведений, выполненных не только в техниках печатной графики (лито­графия, офорт, акватинта, монотипия), но и в акварели, декоративно-прикладном искусстве». И все же подчеркивают: главное дело Ольги Самосюк — печатная графика, преимущественно в технике офорта.

В офорте, как известно, изображение особым способом травится кислотой на металлической пластине, затем покрывается краской, лишняя краска счищается, оставаясь в углублениях протравленного рисунка, дальше — печать на бумаге. Но Самосюк дополняет обычно офортную основу акватинтой, обогащая тональностью, цветом. Превращает графический лист в роскошное зрелище.

На нынешней выставке «зрелищ» несколько — серии «Слово о полку Игореве», «Ирландские сказки», «Киевская Русь», «Азбука», «Эпос о Гильгамеше», «Русские сказки», «Знаки Зодиака», «Тобольск», «Карты Таро», «Бестиарий», «Экслибрисы», даже ее знаменитые «Цивилизации». Поистине энциклопедическая «разбросанность». Ольга Самосюк благодарна «Главному проспекту» и Екатеринбургу, что масштабная юбилейная выставка позволила представить даже те работы, которые «автор сделал и забыл». Те же «Цивилизации»: художник впервые обратилась к истории цивилизаций в 1988 году, постепенно возникли 20 крупно­форматных графических листов, в которых художественные памятники — «язык» в диалоге прошлого с настоящим.

Серия впечатляющая. «Эгейское государство», «Первобытный строй», «Этруски», «Друиды», «Греция», «Элам», «Шумерское государство»… Надо же было «заставить разговориться» древнейшие культуры и религии. Рискнуть, помучиться с замыслом и техникой работы.

— У меня процесс, сами понимаете, вредоносный, — рассказывает «ОГ» Ольга Александровна. — Это не резцовые гравюры, это связано с травлением в азотной кислоте. Эскизы не делаю — смысла нет: ни один эскиз не передает офорт в материале. Делаю крошечную схему. Специально привезла, в залах выставлена книжка — черновики «Цивилизации». Если посмотреть — полное безобразие: можно подумать, что я рисовать не умею. Но я рисую «под офорт». Знаю, что такое именно офорт «в материале»… Мучаешься, наверное, только на стадии замысла. От чего отказаться. Хочется же насытить лист информацией. Но сколько ее! В «Цивилизациях» самый тяжелый лист был «Греция». У меня есть полное собрание Мифологии — 16 томов. Из них 12 — Греция. Греки, по-моему, каждое свое деяние и каждую мысль записывали. В отличие от всех других народов. Когда начинаешь делать — понимаешь: и это известно, и это. Говоришь «Греция» — и в голове любого человека сразу ­какие-то картинки всплывают. И вроде всё важно, интересно, но от чего-то все равно надо отказаться. А усекновение живого очень тяжело дается… А бывает — вообще нет информации. Например, по иудеям. В иудаизме нельзя было ничего изображать. А если нет возможности «нарыть» информацию — как работать? Хорошо, помогла секретарь иудейского общества в Уфе, принесла мне рукописный перевод с идиша. Кстати, такие случайно возникающие помощники — верное доказательство: верной дорогой идешь…

Искусствоведы давно оценили: смысл этого проекта Ольги Самосюк — не в изобразительной реконструкции истории культуры, а в создании представления современного человека (художника!) о многообразии и самобытности древних культур. Листы информативны, композиции изобретательны, темы и образы остроумны. На каждом листе, в каждой из цивилизаций изобразительный язык близок художественной культуре конкретной страны и народа. Но! Благодаря мастерству художника вся серия не теряет целостности.

Образно говоря, «Цивилизации» — обратная связь с прошлым. Впрочем, и многие другие серии Ольги Самосюк — тоже. Каждую серию — да что там, каждый офорт! — можно прочитывать как книгу. Похоже, ей нравится «открывать дверь» в минувшее. Погружаться в него. И любопытство это отнюдь не праздное.

— Ничто не исчезает бесследно, — убеждена художник. — Всякий человеческий опыт ложится в багаж, наследуемый и используемый потомками. Хочу, чтобы больше людей ходило на выставки. Люди, которые понимают, ценят искусство — на зло неспособны…

Ранее «Областная газета» писала о том, что «Главный проспект» открыл 2024 год сразу несколькими выставками.

Опубликовано в № 20 (9831) от 1 февраля 2024 года.

В ВТБ определили регионы с самыми большими любителями мандаринов

Самые большие любители мандаринов в России живут в Ставропольском крае, Магаданской и Тульской областях, выяснили аналитики ВТБ,...

Художники из Екатеринбурга изобразили влюбленных лего-человечков на доме в Нижнекамске

Историю любви двух лего-персонажей написали уральские художники в Нижнекамске. В качестве холста авторы использовали фасады зданий,...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также