К 90-летию Свердловской области в Международном центре искусств «Главный проспект» — персональная выставка Германа Метелёва. По сути первая персональная такого масштаба. По отзывам коллег, художник «очень не любил выставляться, собирать свои работы в одном месте. Не любил!». Выставка называется «Берега мастера», но даже не самого глубокого погружения достаточно, чтобы понять: Метелёв безбрежен.
Символично, что художник представлен масштабной экспозицией в юбилейном для области сезоне: он шел в своем творчестве, в основных темах, в ногу с Уралом.
— Художники же по заводам ходили! Тут есть работа — огонь на уральской плавке. Чистый социалистический реализм, — говорит Татьяна Егерева, президент Арт-клуба «Татьянин день».
— Сейчас сочетание «соцреализм» почти ругательное, — уточняю. — А вы произносите его…
— … с удовольствием. Посмотрите, какой потрясающий портрет — «Перекур». Портрет живого человека. Уставшего после работы. Или вот картина «Обед готов!». В центре — повариха. «Всего лишь». Но целая история развертывается. В окошко видно — рабочие спешат на обед. То ли геологи это, то ли лесорубы. Прилетели на вертолете. А у нее обед готов. Чем же это плохо?..
Действительно. Ничем! Художник не боялся браться за «скучные» производственные сюжеты, обнаруживая в них неожиданные ракурсы и сильные эмоции. На картинах Метелёва запечатленным в лицах осталось Время. А оно интересовало художника, как мастеров Возрождения, в разных своих проявлениях — от частной лирики до глобальной Истории. От весеннего, почти шаржированного сюжета обрезки деревьев до трагедии Великой Отечественной, библейских тем.
— Вот работа «Сорок первый год». У нас мгновенно ассоциации возникают по поводу того, что случилось в 1941-м. Какой слом, как перелопатило всю страну, — продолжает экскурсию для «ОГ» Татьяна Егерева. — У Метелёва есть еще одна работа, огромная (она в музее) — «Война». Там груды тел и атака. Ее долго не выпускали, потому что…
— Нужен был героизм?
— Да. Хотя мы же понимаем: любая человеческая плоть бесценна. Нарушение ее, гибель — драма. Так что война — не только героизм, сначала — драма…
По словам создателей экспозиции, в ней есть жемчужины, которые ранее не экспонировались. Собрание из разных фондов — Музея изобразительных искусств, «Главного проспекта», частных коллекций. Некоторые работы мало кто видел. Меж тем имя Метелёва на Урале, кажется, знают все. Его работы любят, высматривают-ждут. Он задал темы для последующих поколений. «И в условиях советской ограниченности социума, и в хаосе перестроечных трансформаций он твердо и упорно доказывал право художника на свободу творчества, независимость мышления, необходимость профессионализма во всем».
Эпиграфом к выставке могли бы стать ненароком оброненные слова самого Германа Метелёва: «О себе я довольно скромного мнения, я очень большого мнения об искусстве». Думаю, он имел ввиду не только искусство, в котором работал, но и смежные виды. Поклон в сторону Литературы и ее гениев — портрет Лермонтова, которого кибитка уносит в ссылку на Кавказ: с трагическим прощальным взглядом, обращенным к зрителям. Реверанс в сторону искусства Сцены — картина «Театр», романтическая анатомия театра, демонстрирующая его закрытые уголки и его обитателей, атмосферу создания спектакля. Театр пришел в жизнь и творчество Метелёва благодаря жене Зое Малининой, блистательному сценографу (ТЮЗ). Но именно он создал живописную оду Театру. На масштабном полотне — сотни людей: монтировщики, помреж, реквизиторы, авторы рисованных эскизов будущего спектакля, оркестр… Вселенная! И вся их работа ради того, что выделено художником в центре. Сцена. Спектакль. Этакая картина в картине. А в целом — почти сериал, хождение по невидимым зрителю «закоулкам» театра.
Имя заслуженного художника России живописца, графика, скульптора, монументалиста Германа Метелёва предметно, осязаемо живет в нашем городе. В одном из районов Екатеринбурга работает Детская художественная школа имени Метелёва. В центре, в сквере между Ленина и Малышева, — скульптурная группа «Горожане», ставшая достопримечательностью города. Волович, Брусиловский, Метелёв… И не стоит упрекать это поколение в «соцреализме». Да, иногда они брали заказы, собирали бригаду, ехали «на заказ», когда какой-нибудь завод строил детский сад, пионерлагерь или Дворец культуры. Делали эскизы какого-нибудь мозаичного панно, воплощали. И зарабатывали те деньги, которые позволяли им потом в мастерской… смотреть «внутрь себя». В очень личное. Исповедальное.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге открылась выставка работ художницы Ольги Самосюк.
Опубликовано в № 31 (9842) от 14 февраля 2024 года.