Уральский Леонардо: в Екатеринбурге открылась персональная выставка художника Германа Метелёва

По разнообразию творчества Герман Метелёв был сродни мастерам Возрождения

К 90-летию Свердловской области в Международном центре искусств «Главный проспект» — персональная выставка Германа Метелёва. По сути первая персональная такого масштаба. По отзывам коллег, художник «очень не любил выставляться, собирать свои работы в одном месте. Не любил!». Выставка называется «Берега мастера», но даже не самого глубокого погружения достаточно, чтобы понять: Метелёв безбрежен.

Символично, что художник представлен масштабной экспозицией в юбилейном для области сезоне: он шел в своем творчестве, в основных темах, в ногу с Уралом.

— Художники же по заводам ходили! Тут есть работа — огонь на уральской плавке. Чистый социалистический реализм, — говорит Татьяна Егерева, президент Арт-клуба «Татьянин день».

— Сейчас сочетание «соцреализм» почти ругательное, — уточняю. — А вы произносите его…

— … с удовольствием. Посмотрите, какой потрясающий портрет — «Перекур». Портрет живого человека. Уставшего после работы. Или вот картина «Обед готов!». В центре — повариха. «Всего лишь». Но целая история развертывается. В окошко видно — рабочие спешат на обед. То ли геологи это, то ли лесорубы. Прилетели на вертолете. А у нее обед готов. Чем же это плохо?..

Действительно. Ничем! Художник не боялся браться за «скучные» производственные сюжеты, обнаруживая в них неожиданные ракурсы и сильные эмоции. На картинах Метелёва запечатленным в лицах осталось Время. А оно интересовало художника, как мастеров Возрождения, в разных своих проявлениях — от частной лирики до глобальной Истории. От весеннего, почти шаржированного сюжета обрезки деревьев до трагедии Великой Отечественной, библейских тем.

— Вот работа «Сорок первый год». У нас мгновенно ассоциации возникают по поводу того, что случилось в 1941-м. Какой слом, как перелопатило всю страну, — продолжает экскурсию для «ОГ» Татьяна Егерева. — У Метелёва есть еще одна работа, огромная (она в музее) — «Война». Там груды тел и атака. Ее долго не выпускали, потому что…

— Нужен был героизм?

— Да. Хотя мы же понимаем: любая человеческая плоть бесценна. Нарушение ее, гибель — драма. Так что война — не только героизм, сначала — драма…

По словам создателей экспозиции, в ней есть жемчужины, которые ранее не экспонировались. Собрание из разных фондов — Музея изобразительных искусств, «Главного проспекта», частных коллекций. Некоторые работы мало кто видел. Меж тем имя Метелёва на Урале, кажется, знают все. Его работы любят, высматривают-ждут. Он задал темы для последующих поколений. «И в условиях советской ограниченности социума, и в хаосе перестроечных трансформаций он твердо и упорно доказывал право художника на свободу творчества, независимость мышления, необходимость профессионализма во всем».

Эпиграфом к выставке могли бы стать ненароком оброненные слова самого Германа Метелёва: «О себе я довольно скромного мнения, я очень большого мнения об искусстве». Думаю, он имел ввиду не только искусство, в котором работал, но и смежные виды. Поклон в сторону Литературы и ее гениев — портрет Лермонтова, которого кибитка уносит в ссылку на Кавказ: с трагическим прощальным взглядом, обращенным к зрителям. Реверанс в сторону искусства Сцены — картина «Театр», романтическая анатомия театра, демонстрирующая его закрытые уголки и его обитателей, атмосферу создания спектакля. Театр пришел в жизнь и творчество Метелёва благодаря жене Зое Малининой, блистательному сценографу (ТЮЗ). Но именно он создал живописную оду Театру. На масштабном полотне — сотни людей: монтировщики, помреж, реквизиторы, авторы рисованных эскизов будущего спектакля, оркестр… Вселенная! И вся их работа ради того, что выделено художником в центре. Сцена. Спектакль. Этакая картина в картине. А в целом — почти сериал, хождение по невидимым зрителю «закоулкам» театра.

Имя заслуженного художника России живописца, графика, скульптора, монументалиста Германа Метелёва предметно, осязаемо живет в нашем городе. В одном из районов Екатеринбурга работает Детская художественная школа имени Метелёва. В центре, в сквере между Ленина и Малышева, — скульптурная группа «Горожане», ставшая достопримечательностью города. Волович, Брусиловский, Метелёв… И не стоит упрекать это поколение в «соцреализме». Да, иногда они брали заказы, собирали бригаду, ехали «на заказ», когда какой-нибудь завод строил детский сад, пионерлагерь или Дворец культуры. Делали эскизы какого-нибудь мозаичного панно, воплощали. И зарабатывали те деньги, которые позволяли им потом в мастерской… смотреть «внутрь себя». В очень личное. Исповедальное.

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге открылась выставка работ художницы Ольги Самосюк.

Опубликовано в № 31 (9842) от 14 февраля 2024 года.

Свердловская область даст старт молодежному этапу автопробега БРИКС по скоростным дорогам

Свердловская область даст старт молодежному этапу автопробега по скоростным дорогам государственной компании «Автодор», который пройдет...

Праздник Белого цветка собрал сотни свердловчан в Екатеринбурге

Праздник Белого цветка — трогательный и глубокий по смыслу день милосердия — объединил вокруг добрых дел сотни свердловчан....

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также