От Уральского Дюрера до гения Северного Возрождения: Екатеринбургский музей изобразительных искусств презентовал выставочный план на 2024 год

Среди новых проектов — выставки работ нижнетагильского и ирбитского музеев, большая экспозиция фарфора и коллекции Эрмитажа

На четырех площадках Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ЕМИИ) в 2024 году будет представлено более 20 новых проектов, среди которых масштабная выставка Дюрера из собрания Государственного Эрмитажа, экспозиция работ Петрова-Водкина и его ученика Павла Голубятникова, а также необычный реставрационный проект «В новом свете».

Северную антресоль откроет всемирно известный график

Специалисты отмечают, что лишь небольшое количество музеев готово обозначить план на весь год, а затем четко ему следовать. ЕМИИ сделал успешную попытку в прошлом году, которую оценили и журналисты, и посетители. На этот раз музей помимо презентации проектов представил новую выставочную площадку — так называемую Северную антресоль, в корпусе на Воеводина, 5. Если вы подойдете к Каслинскому павильону и поднимите голову вверх — с правой стороны увидите этот новый камерный зал.

— Год от года мы стараемся развивать наши пространства, улучшать, делать более доступными для гостей. Теперь и Северная антресоль приведена в другой вид, хотя и раньше никто из зрителей здесь не был — одно время на этом месте располагался Центр музейной педагогики, затем сотрудники выставочного отдела, — говорит директор ЕМИИ Никита Корытин. — Это очень эстетичное пространство, поэтому нам хотелось его показать. Скоро здесь появятся мобильные перегородки, чтобы трансформировать зал под наши задачи.

Нижнетагильский художник Владимир Зуев на предпоказе выставки в ЕМИИ. Фото: Павел Ворожцов

Открыть зал своей выставкой выпала честь художнику Владимиру Зуеву. Об этом авторе мы писали не один раз — он живет в Нижнем Тагиле, но при этом является всемирно известным графиком, работы которого находятся у всех крупнейших собирателей гравюры — от Японии до Канады. На презентации его даже назвали уральским Дюрером, впрочем, у посетителей музея будет возможность одновременно сравнить работы нашего художника и гения Северного Возрождения.

— Владимир Зуев — большой мастер и один из моих любимейших художников, — делится Никита Корытин. — У нас в собрании есть неплохая подборка работ, в будущем надеемся ее увеличить. И насколько произведения Владимира Зуева сложны, прекрасны и значимы для нас — покажем в ретроспективной выставке «Восхождение над чёрным», которая будет состоять из двух частей.

В первой серии (в марте) представят только офортные работы, а во второй (в конце апреля) — гравюры и ксилографии. Проект будет включать произведения, отражающие весь творческий путь автора, а это более 40 лет.

Владимир Зуев: от ювелирного калибра до широкого размаха

Владимир Зуев показал — как работает офортный станок. Фото: Павел Ворожцов

На презентацию нового пространства ЕМИИ — Северной антресоли — приехал художник Владимир Зуев, который представил несколько своих работ, а также провел для зрителей эксклюзивный сеанс печати офорта.

— Спасибо директору ЕМИИ Никите Корытину за респект — за возможность открыть своими работами такое пространство. Зал еще будет оформляться, пока сложно представить, но на выставке здесь разместится 50 гравюр, — рассказывает «ОГ» Владимир Зуев. — Я очень рад, что экспозиция будет разделена на две части, это очень мудрое решение, поскольку работы не потеряются в общей массе и не пропадут необходимые акценты.

— Знаем, что по произведениям на выставке можно будет проследить весь ваш творческий путь. Но все-таки по какому принципу отбирались работы?

— Первая часть — миниатюрная графика, почти ювелирная работа. Вторая – большой формат, где можно «потанцевать» в другом масштабе. Тематика самая разная — литература, музыка и даже балет. Будут и полуабстрактные вещи и отдельные сюжеты, которые бы мне хотелось воплотить.

— На мастер-классе по офортной печати вы создали гравюру из серии «Зодиак» — 12 работ цикла представили на предпоказе, позже их увидит и широкий зритель. Когда они были сделаны?

— Эта серия — часть международного проекта, который проходил в 2019 году в Китае, в городе Чэнду. Один китайский коллекционер предложил 12 художникам из разных стран — Японии, Мексики, Бельгии, России и других — создать свои 12 знаков. На цикл у меня ушел целый год, все остальные проекты на этот период я отложил. В итоге у мастеров получилась очень любопытная подборка. К сожалению, из-за пандемии задуманного финала проекта не состоялось — мы должны были встретиться на заключительной выставке. Но по итогу была издана большая монография.

Владимир Зуев во время мастер-класса по офортной печати. Фото: Павел Ворожцов
Гравюры для серии «Зодиак» Владимира Зуева выполнены в технике глубокой печати. Фото: Павел Ворожцов

— В чем ваша идея для этого проекта?

— Те, кто хорошо знакомы с моим творчеством, знают, что я постоянно работаю с женскими образами. Эта серия не стала исключением: женские силуэты соответствуют знакам Зодиака. Также на каждой гравюре вы можете увидеть арку — часть звездного неба. Ну и еще один момент — любой персонаж в моей гравюре направлен на зрителя, как артист на сцене, с гравюры он будто вступает в диалог со зрителем. Надеюсь, зрители уловят эти нюансы.

История фарфора России и тагильский хит

В апреле в здании музея на Воеводина, 5 также откроется выставка фарфора «От завода Гарднера до империи Кузнецовых». Проект — полностью фондовый, то есть музей на основе только своей коллекции, без привлечения партнеров, покажет всю историю развития фарфора в России. В июне эту выставку сменит проект к 90-летию со дня рождения художника Геннадия Райшева.

— Это значимая фигура в развитии изобразительного искусства в уральском макрорегионе. В Ханты-Мансийске есть музей имени Геннадия Райшева, и мы с нашими партнерами из Государственного художественного музея Ханты-Мансийска, чьим филиалом является музей Райшева, придумали отдельный проект, связанный с этим художником, — говорит Никита Корытин.

Директор ЕМИИ Никита Корытин анонсирует выставку Кузьмы Петрова-Водкина и Павла Голубятникова. Фото: Павел Ворожцов

А уже в ноябре нас ждет очень любопытный проект — впервые в одном выставочном пространстве можно будет увидеть работы Кузьмы Петрова-Водкина и его ученика Павла Голубятникова. Известно, что наследие петербургского художника Павла Голубятникова сохранилось только в Нижнем Тагиле. Мастер погиб в блокаду, но его жена сумела вывезти работы в эвакуацию в Нижний Тагил, а затем подарила их Нижнетагильскому музею ИЗО. В ЕМИИ рассказывают, что они долго ждали возможности сделать такой проект, ведь Голубятников был самым верным последователем Петрова-Водкина. Помимо коллекций Екатеринбурга и Нижнего Тагила, работы для экспозиции предоставит Русский музей.

За шедеврами Эрмитажа и «ирбитским чудом»

Еще одна площадка, где зрителей будет ждать несколько очень ярких экспозиций, – центр «Эрмитаж-Урал». На презентации выставочного плана особо отметили разнообразие проектов, созданных на основе коллекций Государственного Эрмитажа.

— Я думаю, что за ближайшие 10-15 лет мы посмотрим Эрмитаж во всем его многообразии — со всеми отделами и ключевыми проектами. И в этом году мы запланировали очень интересные экспозиции, — отмечает Никита Корытин. — Осталось только решить, какое произведение мы привезем на выставку одного шедевра из собрания Эрмитажа в октябре, пока еще идут переговоры.

А уже 10 апреля открывается первая часть выставки Альбрехта Дюрера. Да, этого мастера тоже покажут двумя частями. В музее поясняют, что это небольшая хитрость, поскольку по нормам графику выставлять дольше 2,5 месяца нельзя, а для такой экспозиции это, конечно, очень мало. Поэтому зрителям посчастливится подряд увидеть два самодостаточных проекта. В Екатеринбург привезут крупнейшие серии Дюрера «Апокалипсис», «Страсти Христовы» и знаменитые «мастерские гравюры»: «Меланхолия», «Рыцарь, смерть и дьявол» и «Святой Иероним в келье».

В «Эрмитаж-Урале» зрители увидят крупнейшие серии Дюрера «Апокалипсис», «Страсти Христовы» и знаменитые «мастерские гравюры»: «Меланхолия», «Рыцарь, смерть и дьявол» и «Святой Иероним в келье». Фото: Павел Ворожцов

С апреля по июнь в «Эрмитаж-Урале» представят выставку памяти основателя Ирбитского государственного музея ИЗО — Валерия Карпова, в 2024 году ему бы исполнилось 75 лет. Валерий Андреевич собрал не только прекрасную коллекцию западно-европейской и отечественной гравюры, но и сформировал серьезное собрание живописи уральских художников второй половины XX века. Эту коллекцию часто называют «ирбитским чудом», и уральскую ее часть можно будет увидеть в Екатеринбурге.

— Наша выставка — это будет фактически полностью снятое здание Музея уральской живописи в Ирбите. Еще примерно половина работ будет добавлена из фондов, — говорит директор ЕМИИ. — Я вынужден признать, что эта коллекция нисколько не хуже нашей. Некоторые художники были близкими друзьями Валерия Андреевича, и не только продавали произведения в коллекцию, но и жертвовали музею.

Новый свет знаменитых картин

Еще один интересный и важный проект — «В новом свете» связан с реставрацией. Суть в том, что в постоянных экспозициях будут появляться только что отреставрированные произведения. Рядом с работой зрители увидят дополнительные материалы, где будет показано, как картина выглядела «до» и информацию о том, что именно делали специалисты, чтобы вернуть ей должный вид.

Одну из таких работ уже можно увидеть в корпусе на Воеводина, 5 — это полотно «На стройке Уралмаша» (1932) Самуила Адливанкина.

— Эту картину вы могли видеть на выставке, но раньше она была совершенно потухшая. Холст износился, были большие утраты, потертости, краска облупилась. Но самое значительное — это загрязнение, — говорит Ольга Горнунг, заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства. — А после расчистки картина буквально ожила — стала свежей, яркой, проявились детали, которых раньше вообще не было видно.

Так после реставрации выглядит картина «На стройке Уралмаша» (1932) Самуила Адливанкина. Фото: Павел Ворожцов

Произведения после реставрации будут внедряться в экспозиции каждые три месяца.

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге подвели итоги арт-дуэли «Тагильский худграф против Екатеринбургского Шадра».

Опубликовано в № 41 (9852) от 27 февраля 2024 года.

«Фолк-перекресток»: Уральский центр народного искусства объединил в День народного единства жанры и регионы России

Буквально накануне, в первые дни ноября, Уральский центр народного искусства принимал на своей площадке Всероссийский фестиваль...

Премьера мюзикла «Василиса» состоялась в парке «Россия — моя история» в Екатеринбурге

В историческом парке «Россия — моя история» 4 ноября также прошли мероприятия, посвященные Дню народного единства. На площадке...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также