Как создать на Урале летнюю школу скульпторов и дизайнеров, результатом которой станут новые арт-объекты городского пространства? Как может помочь этому проект «Мраморная миля», который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив? Об этом в Екатеринбурге на круглом столе «По следам Степана Эрьзи и Ивана Шадра» вели разговор представители деловой элиты, вузов, музейного сообщества, искусствоведы.
Может стать брендом Урала
Один из крупнейших скульпторов XX века, «русский Роден» Степан Эрьзя называл Урал «царством мрамора». Неудивительно: в селе Мраморском близ Полевского 286 лет назад началась первая в России промышленная разработка мрамора, а местные мастера славились далеко за пределами региона и попали в Историю, став героями бажовских сказов.
Со временем интерес к художественной обработке серого уральского мрамора угас, сама профессия скульптора, ваяющего из мрамора, стала едва ли не «краснокнижной» на Каменном Поясе. Но в 2018 году энтузиасты из Полевского Эльмира и Михаил Самохины, создав фонд социальной активности «Идея», вернулись к теме и решили возродить интерес к мраморной скульптуре как ремеслу и искусству. Так появился проект «Мраморная миля».
За шесть лет на уральской земле побывали скульпторы из восьми стран — их работы сегодня украшают Екатеринбург и Полевской. Более пяти тысяч человек приняли участие в мероприятиях проекта, самым ярким (и в прямом смысле — громким) из которых стал музыкальный фестиваль на дне мраморного карьера.
— Когда впервые проходил фестиваль «Мраморная миля», многие говорили: из серого мрамора ничего невозможно делать. Опыт нескольких лет доказывает обратное: уральский мрамор может стать брендом международного значения, — говорит Эльмира Самохина.
Уже становится. В честь кыргызского и русского писателя, лауреата трех Государственных премий СССР Чингиза Айтматова единственная в Кыргызстане женщина-скульптор Тамила Маматова создала на «Мраморной миле» трогательную скульптуру девочки, обнимающей голову коня.
А еще выяснилось: уральский мрамор вдохновляет молодежь, позволяет работать в команде и «прокачивать» профессиональные компетенции. За шесть лет к «Мраморной миле» подключились уже больше ста студентов уральских вузов.
— Все началось с комикса «На границе Европы и Азии». Это была история о том, как «Мраморная миля» объединяет людей, используя инструменты народной дипломатии, — рассказывает доцент, и. о. заведующего кафедрой актуальных культурных практик ЕАСИ кандидат исторических наук Ульяна Ефремова.
Вдохновившись поездкой в Мраморское, студенты участвовали потом в проекте «Язык древнего моря»: сделали серию фотографий мрамора, на которых в прожилках камня угадывались китайские иероглифы и животный мир Уральского моря, которое плескалось некогда на месте карьера, — и отправили коллегам из института дизайна Шеньянского педагогического университета КНР.
Итогом этой работы стала выставка, которая экспонировалась в резиденции губернатора Свердловской области, Академии современного искусства, музее истории камнерезного и ювелирного искусства, а также в Уральской консерватории во время открытия Российско-Китайского ЭКСПО.
Малая родина и «КАРЬЕРный рост»
Сегодня все большее внимание привлекает еще один подпроект — «Мраморная миля: КАРЬЕРный рост». Молодые уральские скульпторы и дизайнеры — студенты Екатеринбургской академии современного искусства, Уральского государственного архитектурно-художественного университета имени Н. С. Алфёрова, Свердловского художественного училища имени И. Д. Шадра — могут реализовать собственные творческие идеи в работе с мрамором. Правда, только те, кто победит на творческом конкурсе. Он стартовал. Его избранники во время Летней школы в селе Мраморском с 16 июня по 7 июля и воплотят в мраморе свои задумки, а заодно пройдут мастер-классы у опытных наставников. Планируется, что наставниками ребят станут скульпторы из Грузии и Таджикистана.
Созданные во время Летней школы арт-объекты могут украсить общественные пространства уральских городов. Интерес со стороны муниципалитетов к этому есть.
— В малых городах, в отличие от мегаполисов, редко можно увидеть произведение искусства прямо на улице. И здорово, если в рамках проекта такие арт-объекты появятся и у нас, — прокомментировала руководитель автономной некоммерческой организации «Малая родина — город для жизни» в Дегтярске Юлия Крапивко.
По мнению историка архитектуры Сергея Патрушева, «проект „Мраморная миля“ — один из тех, которые помогают раскрывать культурные коды наших малых городов, используя для этого нестандартные формы и тем самым привлекая молодежь». А представитель министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Дмитрий Васьков подчеркнул:
— Такие проекты помогают укреплять позитивный имидж региона и реализовывать гуманитарную политику Российской Федерации за рубежом, делая нашу страну и нашу область ближе, понятнее иностранным партнерам.
Ранее «Областная газета» писала о том, что сысертский фарфор лаборатории «Антихрупкость» теперь можно приобрести в Екатеринбурге.
Опубликовано в № 54 (9865) от 14 марта 2024 года.