Наивный репортаж Юрия Шерова: в Екатеринбурге открылась выставка офортных миниатюр тагильского художника с мировым именем

В зале более 100 работ из коллекции Екатеринбургского музея ИЗО и личного собрания автора

В новом пространстве «Антресоль» Екатеринбургского музея ИЗО (ул. Воеводина, 5) открылась большая экспозиция «Восхождение над чёрным» нижнетагильского художника Владимира Зуева — графика, чья известность выходит далеко за пределы региона и страны. Эта выставка не просто авторская ретроспектива, а первая часть двусоставного проекта, знакомящего зрителя с принципиально разными печатными техниками.

«Живопись против печатной графики: будто игра в песочнице»

В зале более 100 работ из коллекции Екатеринбургского музея ИЗО и личного собрания автора. Первая серия выставок Владимира Зуева посвящена офортным миниатюрам, дополненным техниками сухой иглы, мягкого лака и травленого штриха. Неспециалистам в этой терминологии разобраться непросто: печатная графика — эстетский вид искусства, однако если приложить немного усилий, открывается богатая палитра смыслов.

Картина Юрия Шерова «Воскресенье». Фото: Полина Зиновьева

— В этом и есть потрясающее свойство гравюры: благодаря высокому физическому разрешению она позволяет вместить в маленький лист огромное количество визуальной информации, — отмечает директор ЕМИИ Никита Корытин. — Графика — это не только художественное видение, это мастерство: как перенести изображение на металл, как придумать, чтобы это было эффектно при печати. Поверьте, это все гораздо сложнее, чем взять в руки кисть и поставить перед собой холст. Особенно если мы говорим о печатной гравюре. Живопись маслом в сравнении выглядит будто игра в песочнице. И мы с вами имеем возможность видеть работы крупнейшего мастера в этом виде искусства.

На выставке Юрий Шеров признался, что является «кошатником». Почти в каждой работе художника можно найти хвостатого, а на больших полотнах — и около десятка. Фото: Полина Зиновьева

Кураторы выстроили хронологическую последовательность, а также разделили экспозицию на главные темы, которые художник ведет через весь творческий путь: библейские сюжеты, искусство во всех его проявлениях и взаимоотношения людей.

— Хочу поблагодарить музей за большой труд по подготовке выставки, сотрудники неоднократно бывали в моей мастерской в Нижнем Тагиле, — говорит Владимир Зуев. — Мы выбирали из более 200 работ миниатюрного характера, и я впечатлен тем, как оформлена экспозиция, в неожиданном для меня формате.

— На выставке представлены знаковые серии — «Девять муз», «Геометрия балета», циклы, посвященные произведениям Данте, Гёте, Сервантеса, или созвучная названию выставки серия «Взлети над чёрным»…

— Последний цикл был создан в 2011 году. Три листа, над которыми я работал в течение полугода — это сложная печать с восьми матриц. Серия была на самой крупной в мире выставке печатной графики в Кракове, туда трудно пройти, и тем почетнее было принять в ней участие.

Художник Юрий Шеров отметил на открытии выставки, что ему очень приятно расширить границы, представив персональную выставку в Екатеринбурге. Фото: Полина Зиновьева

— На меня сильное впечатление произвела серия «Микеланджело» — изображения, совмещенные со стихами.

— Эти работы я делал специально для конкурса экслибриса в Италии, его посвятили важной государственной дате. В положении указывалось, что можно вдохновиться местами, архитектрурой, личностями. Я очень люблю Микеланджело, в том числе его поэзию — заказал в Интернете томик его стихов, в оригинале и на русском языке. С удовольствием стал над этой темой работать. Включил портреты самого Микеланджело и портреты с его рисунков. Как потом рассказали организаторы, мои работы пришли поздновато, и других участников уже оценили. Но увидев эти гравюры, сделали исключение — конкурс я выиграл.

— Эта серия, как и многие ваши, создана в уникальной технике. В музее отмечают, что никто в мире больше так не работает. Расскажите о ней подробнее.

— Это комбинация мягкого лака и резцовой гравюры. Году в 1994-м я сделал для себя эту находку, и с тех пор занимаюсь в этом направлении. Такая техника дала очень узнаваемую пластику, атмосферу, добавила образности в поле листа. А когда на различных выставках это стали отмечать, меня еще больше подстегнуло ее развивать. Если коротко — это переплетение техник: травления, механического гравирования. Клубок, который очень трудно понять, расплести, раскусить. И надеюсь, что данная выставка в этом смысле будет для студентов еще и образовательным инструментом.

Офортный станок для меня сделал отец

Фрагмент картины «Магазин «Знакомый» Юрия Шерова. Фото: Полина Зиновьева

— Вас всегда представляют как художника мирового уровня. Ценители гравюры знают: это так и есть. Вы могли позволить себе работать в любой точке мира, но остались верны Уралу, Нижнему Тагилу. Почему?

— Тагил для меня город не родной, я родился в Алапаевском районе, но учился и стал преподавать на худграфе в Нижнем Тагиле. Так сложилось, что через два года мне как молодому художнику дали мастерскую от Союза художников, а офортный станок для меня сделал отец…

— Офортный станок своими руками?

— Да, отец работал в деревне токарем в машинно-тракторной мастерской. Был большим умельцем, изобретателем-рацио­нализатором. Я сделал чертеж, а он по нему — станок, на котором до сих пор работаю. Все миниатюры, которые вы здесь видите, сделаны на нем… Так вот с 1986-го года я стал участвовать в международных выставках, в 1989-м впервые съездил за рубеж — это была Польша, мне вручили приз. И к слову о любой точке мира — да, мне говорили: «что ты делаешь в Тагиле, приезжай к нам в Словакию, недорого можно купить дом». Я думал. Ведь там был очень большой рынок графики, даже идти никуда не надо — к тебе приедут агенты, работы заберут, продадут…

Картина «Вечерняя молитва» Юрия Шерова. Фото: Полина Зиновьева

— Не соблазнились?

— Нет, я очень полюбил Тагил. И не жалею. Здесь прошли годы моего становления, именно в Тагиле я достиг творческих вершин. Тем более уже нет никаких преград, чтобы участвовать в выставках по всему миру… А когда ко мне из Екатеринбурга в гости в мастерскую приезжают художники, то говорят — как у тебя хорошо, спокойно. Мастерская на 7-м этаже, с прекрасным видом на Лисью гору, большое пространство. Это райский уголок, иногда я там нахожусь сутками, и это — творческое счастье.

«Хоккей», Юрий Шеров. Фото: Полина Зиновьева

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге открылась выставка фотографий уральского писателя о Крыме.

Опубликовано в № 55 (9866) от 16 марта 2024 года.

Во всем виновата любовь: многодетные супруги Петриковы — о своих секретах счастья и успеха

В семье Марии и Александра Петриковых восемь детей, оба занимаются бизнесом и благотворительностью и...

Двое свердловчан стали лауреатами российской театральной премии «Легенда»

В Москве, в рамках Фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку», состоялось торжественное вручение премии «Легенда», которая учреждена...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также