Бессмертие Дали: в Екатеринбурге прошла выставка с заманчивыми рецептами от художника-гения

Известный галерист Павел Башмаков привез к нам Дали после выставок в Калининграде и Санкт-Петербурге

Открывшаяся в Музее архитектуры и дизайна выставка оригинальных работ Сальвадора Дали не нуждается в рекомендациях. Надо идти! Но есть и привлекательные «бонусы». Выставка захватит два юбилея художникагения, а значит внимание мира будет привлечено не только к далианской триаде Фигейрос — Пуболь — Порт Лигат (дома — сокровища маэстро), но и к Уралу. Другой манок — тема выставки: «Рецепты бессмертия Сальвадора Дали».

Известный галерист Павел Башмаков привез к нам Дали после выставок в Калининграде и Санкт-Петербурге. По его собственному признанию, экспозиция на Урале обрела в сравнении с предыдущими большую состоятельность, поскольку «дополнена тем, чего не было». Сегодня это более 70 работ: графика, керамика, скульптуры из стекла и бронзы, фото мастера и его жены-музы-богин Галы. Часть работ экспонируется в России впервые.

В частности, это — сюита полотен «Старинные бабочки», керамическая «Каталонская сюита», скульптура «Кубистический ангел», листы из сюиты «После 50 лет сюрреализма».

— Символично, что «Рецепты бессмертия Сальвадора Дали» открывается у нас сразу
после выставки изобретений Леонардо да Винчи, — говорит директор Музея архитектуры и дизайна Елена Штубова. — Дали называли Леонардо да Винчи своего времени. Он был так же универсален и многогранен. А к Леонардо да Винчи относился с колоссальным пиететом…

Среди оригиналов Дали, увлекшись дарованным счастьем, легко пропустить на выставке скромный лист «Сравнительная таблица достоинств художников в соответствии с далианским анализом». Легко, но — не пропустите. По 20-балльной
системе Дали оценил ряд художников по категориям: техника, цвет, вдохновение, сюжет, талант, композиция, оригинальность, тайна, аутентичность. Не понятно, как он «измерял» вдохновение и тайну, но: приближенные к максимуму баллы у Веласкеса, Рафаэля, Вермеера, да Винчи, зато баллы, стремящиеся к нулю, — например, у Мане. Себя Дали занес оценками в «середнячки». Можно спорить. Можно возмущаться. Но интересней – поизучать. Дали и в этом тоже. Со своим эпатажем. Собственным оригинальным взглядом на ВСЁ. Включая жизнь, искусство, бессмертие.

Он, например, запрещал проводить экскурсии по выставкам своих работ. Считал: любая экскурсия — трактовка. Зритель же должен сам «почувствовать художника» по задумке картины, ее колористике, линиям, перспективе. А потому, хотя Музей архитектуры и дизайна предлагает экскурсии по «Рецептам бессмертия Сальвадора Дали» (по средам и пятницам даже бесплатные), любопытно пройтись самому и в одиночестве среди его живописи и графики, керамики и скульптур, услышать фрагменты его оперы «Etre Dieu» («Быть Богом») и даже его звучащий голос. Такое вот глубокое погружение в мир Дали.

Все представленное на выставке относится к 1950-1970-м годам, когда художникгений задумывался о бессмертии, искал его рецепты. Думал о бессмертии физическом — обрел его в творчестве.

И хотя даже ему, неистовому, природа даровала «всего» 85 лет жизни, его рецепты бессмертия можно трактовать как рецепты долголетия, счастливой жизни «до краешка», по полной. Их много. Объемный концептуальный труд в гравюрах, стереоскопических, голографических и 3D-объектах. Но если совсем просто: чтобы жить долго, надо жить счастливо. А как это, спросите вы.

Один из советов маэстро — «Отправиться пешком, верхом или на машине в Урбино, а не разглядывать репродукции работ в журналах на столах в приемной дантистов». Вы же понимаете: Урбино — всего лишь пример…

Меценат Павел Башмаков: Дали — человек безумной работоспособности

Павел Башмаков. Фото: Полина Зиновьева

На открытии выставки коллекционер и меценат Павел Башмаков дал эксклюзивное интервью «ОГ».

— В прошлом году вы привозили в Екатеринбург выставку «Мастера парижской школы». И вот — гениальный и эпатажный Дали. Собирательство, коллекционирование диктуется же какими-то личными пристрастиями?

— Дали в первую очередь интересен мне как личность, а уже потом – художник, скульптор и прочее. Он — человек безумной работоспособности и очень многогранный в приложении ума, своих знаний. Изучал алхимию, философию, геометрию… Да много чего! А в чем только ни выражал себя: живопись, графика, скульптура, стекло, керамика, фильмы, мультипликация, спектакли, опера, балет, реклама. Где бы ни прилагал усилия — везде работал на честь и на совесть, достигал отменных результатов. Колоссальный пласт наследия, которое оставил Дали, позволяет делать очень много интересных выставок. А квинтэссенцией его знаний, умений и стали рецепты бессмертия, которые на самом деле написаны, мы их переводили, читали. К сожалению, геометрия зала, небольшая площадь не позволяют представить здесь все.

— Невероятная работоспособность Дали — воспитанное качество или природа дала?

— Думаю — и то, и другое. Он всегда говорил: благодарен тому, что он испанец, что родился в Каталонии, где солнце, сосны, кипарисы, где почва пахнет… Это давало ему силы. Но и, безусловно, работа над собой. Его самого и… его жены. Да-да. Известный факт: Гала поднимала его в 6 утра и говорила – «Работать! Я поехала в Париж решать твои дела, а ты работай!»

— Масса зрителей «клюнут» не только на персону Дали, но и название выставки. Все же жаждут долголетия. Скажите, рецепты прикладные или больше философские?

— Больше философские. Они нарочито псевдонаучные, но при этом безумно интересны, потому что Дали соединяет несоединимое — например, алхимию с геометрией. Это монументальный труд, который художник издал в 1973 году. Он много книг выпустил, но об этой говорил: «Десять рецептов бессмертия» — книга, которую я скорее всего предпочту всем моим остальным». Читать безумно интересно. Но если иметь ввиду прикладное значение, я бы так сказал: главный рецепт — быть счастливым. В рецептах Дали постоянно проскальзывает: Гала, Испания, старые мастера, любовь к женщине… Словом, надо быть занятым тем, что действительно доставляет удовольствие, что дорого тебе, идет от сердца.

— Не потому ли в картинах Дали много «цитат» из дорогих ему старых мастеров?

— «Старинные бабочки» (и не только они) посвящены влиянию старых мастеров на его творчество. Посмотрите: там есть элементы из Веласкеса, Энгра, там можно увидеть Гойю и Рафаэля — тех, кого он очень ценил. Сюрреалисты даже ставили ему это в вину. Девиз сюрреализма — «Сожжем Лувр!» Как социальное движение начала ХХ века, выросшее из дадаизма, сюрреализм предполагал отказ от всего опыта искусства предыдущего времени, отказ от искусства, созданного интеллектом. Искусство, мол, должно создаваться выплескиваемым подсознанием. Но Дали был влюблен в мастеров прошлого, не мог отказаться от них. Он далинизировал их, как сам говорил.

— Термин «далинизация», постоянно звучащий на выставке, – что это? Дали заимствовал у предшественников сюжеты, персонажи? И…

— Он говорил: «далинизация» — это взять шедевр, созданный другим, и пропустить через подсознание Дали. Иногда на его картинах узнаваемые лица, сюжеты, но они дополнены смыслами, которые дает Дали. Если взять конкретно «Старинные бабочки», то эти работы он планировал еще для создания полной колоды Таро. От Дали. Поэтому они имеют вторые названия — например, «Десятка монет», «Шестерка мечей». Это будущие карты. Он и в этом попробовал свой талант.

Ранее «Областная газета» писала о том, что будущие театральные художники представили работы на выставке в екатеринбургском Доме актера.

Опубликовано в № 76 (9887) от 9 апреля 2024 года.

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также