В Синара Центре проходит фестиваль цифрового искусства Play DigitalArt. Организаторы — команда студентов и преподавателей Екатеринбургской академии современного искусства (ЕАСИ). В программе — выставка цифрового искусства, образовательные мероприятия и экскурсии по Городу будущего — «Нейробургу 3024».
Фестиваль охватывает три направления — игру (как социокультурную парадигму), цифровое пространство социальной коммуникации и, конечно, цифровое искусство. Всё это переплетается, рождая любопытные проекты, с которыми можно познакомиться на фестивале.
Это, например, работа под названием «Вольная плотность» от молодых художников Данила Маевского и Кати Червонных. Авторы предложили зрителю повзаимодействовать с пространством выставки и городской средой через цифровой паблик-арт. В течение двух месяцев зрители собирали свои композиции-городки, фотографировали и отправляли получившиеся снимки в облачное хранилище. А дальше художники совместили всё это в одну цифровую работу.
Диджитал-дизайнер одежды Саша Викс приготовила для гостей фестиваля интерактив — каждый желающий может примерить на себя цифровую одежду. Это платья, костюмы, худи с разными принтами. В современном мире проект очень даже полезный, такие технологии уже активно входят в нашу жизнь.
В цифровой экспозиции представлены и работы известного российского художника Аристарха Чернышёва. Он привез на фестиваль три свои работы. Самая эффектная называется PiO (Personal Information Organism). По сути, это проект живого гаджета — смартфон-пиявка. Выглядит не отталкивающе, а, наоборот, гаджеты яркие, с подсветкой, на руке человека смотрятся скорее как модные часы.
— Человек всё время приручал животных, чтобы что-то от них получать, себе в помощь. Но в современном мире наши потребности изменились — человеку нужна информация. А животного с такой функцией пока нет. Но мы можем его создать. И поскольку наука довольно далеко шагнула и расшифровала геном человека, идея кажется вполне воплотимой, — говорит Аристарх Чернышёв. — Гаджет жил бы на руке, «питался» нашей кровью и поставлял необходимую информацию о состоянии нашего здоровья. Каждая пиявка получала бы свой IP, и кто-то другой воспользоваться ею уже не смог бы.
На выставке мы увидели и муляжи такого гаджета, и то, как он смотрелся бы на руке — конечно же, с помощью дополненной реальности.
Еще один представленный проект Аристарх Чернышёв придумал в 2018 году, и сейчас подобная идея уже внедрена в жизнь. Называется работа «Без цвета и запаха», рассчитана также в первую очередь на здравоохранение. Автор предлагает с помощью «умных» алгоритмов дистанционно собирать информацию о состоянии человека, чтобы потом разработать для него индивидуальный гель, который будет запускать «критическое обновление» организма. Согласны, представить не так просто, но на выставке идея визуально убедительна, а аудиогид поможет зрителю до конца вникнуть в суть проекта.
Из года в год гордостью организаторов фестиваля Play DigitalArt является образовательная программа. В этом году свои занятия, лекции, мастер-классы проводят десятки специалистов. Например, заведующий цехом постановочного освещения театра «Урал Опера Балет» Александр Симаранов рассказал участникам о программировании света, междисциплинарный художник Яр Кирсанов провел встречу на актуальнейшую тему «Нейросети для художника. Эволюция инструментов». 13 апреля кандидат культурологии, старший научный сотрудник сектора художественных проблем массмедиа Виолетта Эвалльё выступит на тему «Иммерсивность и цифровые медиа в музейных средах».
Фестиваль продлится до 14 апреля.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге представили выставку Игоря Рубана «Тайны ледяного материка».
Опубликовано в № 82 (9893) от 16 апреля 2024 года.