А что мы знаем об Индонезии? В Международном центре искусств «Главный проспект» открылась выставка «Ожерелье экватора»

Российские художники в современной Индонезии не только рисовали, ткали, лепили, создавали скульптуры из стекла, они еще и сохраняли старинные произведения индонезийского искусства

Кто-то скажет: Индонезия — самое большое мусульманское государство. Кто-то добавит: по населению — четвертая страна в мире (после Китая, Индии и США). Кто‑то вспомнит, что СССР и Индонезия когда-то очень дружили. Но про сегодняшнюю Индонезию… Ну разве что Бали. И это очень жаль. Новый проект галереи «Главный проспект», посвященный 75‑й годовщине установления дипломатических отношений между Россией и Республикой Индонезия, позволит узнать об этой стране гораздо больше.

— В 2000 году Министерство иностранных дел России отправило нас, российских художников, в Индонезию — восстанавливать культурные связи, — рассказывает Владимир Анисимов, член Российской академии художеств, куратор выставки «Ожерелье экватора» (и один из ее участников). — Когда-то и президент Индонезии Сукарно ездил в Москву, и председатель Совета Министров СССР Хрущёв ездил в Джакарту, они друг друга называли братьями, и эта братская дружба давала очень значимые плоды. Когда Сукарно приехал в СССР, Хрущёв с гордостью показал ему новенький стадион «Лужники». Сукарно был в восхищении и сказал: «Брат Никита, построй мне „Лужники“ в Джакарте». Хрущёв засмеялся: «Вы аграрная страна, рис выращиваете, рыбу ловите — зачем вам такой стадион?» — «Я хочу, чтобы народ Индонезии был таким же сильным, как советский». И Хрущёв отправил в Индонезию необходимые стройматериалы, оборудование, специалистов — вскоре в Джакарте появилась точная копия спрткомплекса «Лужники». А когда родилась идея Азиатских Олимпийских игр, вариантов не было — проводить нужно в индонезийских «Лужниках», на самой современной на то время спортивной арене.

Фото: Полина Зиновьева

Российские художники в современной Индонезии не только рисовали, ткали, лепили, создавали скульптуры из стекла, они еще и сохраняли старинные произведения индонезийского искусства. На выставке экспонируется выдолбленная из единого куска дерева пирога — специалисты сказали, что ей около 600 лет.

А однажды Владимир Анисимов заглянул в центре Явы в лавку старьевщика и увидел там куклы традиционного индонезийского теневого театра «ваянг». Скончался директор кукольного театра, а наследники не захотели продолжать его дело, выставили куклы на продажу. В России раньше таких кукол было только три в Музее Сергея Образцова и две — в Музее Востока. Анисимов купил и привез в Академию художеств 150 «артистов»! 50 из них вы можете увидеть на выставке.

Фото: Полина Зиновьева

Вот головной убор солдат женской армии. Это оригинальная шапка, купленная в Индонезии. Рядом — картины Ольги Яушевой, запечатлевшей женщин-воинов в боевой раскраске и в окружении черепов. Черепа — славных предков, каждая воительница знает, кому принадлежал тот или иной череп, и перед боем она черпает силы у него.

Владимир Анисимов говорит: «Мы проехали самые крупные острова, самые мощные провинции Индонезии, и тут выставлены памятные символы, которыми нас награждали губернаторы разных провинций. Но побывали мы и там, где девственная природа и папуасы живут, как жили сотни лет назад…»

Фото: Полина Зиновьева

Выставка проедет по всей России. Поддерживает эту грандиозную акцию Министерство иностранных дел РФ, Министерство культуры РФ, Российской академии художеств, посольство России в Индонезии, посольство Индонезии в России. Вполне возможно, что на огонек в Екатеринбург заглянет и посол Индонезии в России… А пока заглядывайте вы — такого больше точно нигде не увидите.

Перед презентацией выставки, в торжественной обстановке, академик Российской академии художеств Владимир Анисимов вручил учредителю Международного центра искусств «Главный проспект», меценату Олегу Гусеву Золотую медаль Российской Академии художеств.

Фото: Полина Зиновьева

Владимир Анисимов отметил, что Российская академия художеств давно и плодотворно сотрудничает с «Главным проспектом», уже есть планы следующей масштабной выставки. Передавая вместе с медалью свидетельство о награждении за подписью президента Российской академии художеств Зураба Церетели, Владимир Анисимов сказал: «Надеюсь, в ближайшее время мы приедем к Зурабу Константиновичу в Переделкино, нам есть что обсудить». Олег Гусев поделился, что эта высокая награда его ко многому обязывает и он постарается оправдать ожидания.

Ранее «Областная газета» писала о том, что «Главный проспект» открыл 2024 год сразу несколькими выставками.

Опубликовано в №89 (9900) от 24 апреля 2024 года.

Вероника Яметова занимает второе место после короткой программы на Гран-при в Казани

В Казани завершилась короткая программа у женщин на втором этапе Гран-при по фигурному катанию...

Леонид Рапопорт поделился опытом и перспективами деятельности центров раннего физического развития детей в Свердловской области

Министр физической культуры и спорта Свердловской области Леонид Рапопорт в рамках рабочей поездки в Краснодар поделился опытом...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также